Brit Floyd: Смотри картинку, слушай пластинку
Brit Floyd,Foreign,prog rock,Stadium Live,Москва Вчера вечером в Москве был необыкновенный розовый закат. Внизу уже темно, а верх высотки неподалеку от клуба «Stadium» всё еще окрашен лучами солнца. Эту высотку, как правило, первой замечают иностранные гости-музыканты, когда их везут из «Шереметьево» по Ленинградскому шоссе. «Ого, — говорят они, — те самые сталинские небоскребы!» Приходится разочаровывать их и говорить, что это — современная копия. Новодел. Хоть и красивый.
В клубе в этот день как раз готовилась к выступлению группа-новодел, группа-копия, собранная, чтобы максимально точно сыграть для нас музыку Pink Floyd. Группы, которая уже никогда не предстанет перед нами с концертами. Только-только доиграл последнее турне Роджер Уотерс, еще есть шансы увидеть живьем Дэвида Гилмора, но, по большому счету, альтернатив у фэнов «Флойд» в том, что касается классического материала группы, сейчас нет. Разве только коллеги-конкуренты — австралийский, петербуржский, всех не перечислишь.
У каждой команды — свои козырные карты. У The Australian Pink Floyd Show — присутствие вокалистки Лорелей Макбрум, успевшей поработать с «Флойдом» позднего состава. У Brit Floyd — заявка на некую «санкционированность» и техническое соответствие оригиналу (под оригиналом имеется в виду шоу, которое показывали гилморовские «Флойд» в начале 90-х, известное по живому альбому «Pulse»). Известно также, что лидер/гитарист команды некогда играл перед Дэвидом Гилмором на его дне рождения, это его главный, как говорят по-английски, claim to fame, но, по большому счету, перед нами просто несколько достаточно молодых, достаточно профессиональных и достаточно «подогнанных» под флойдовскую манеру и стилистику ребят. Среди них был свой «Уотерс» (Иэн Кэттел, поющий бас-гитарист), свой «Гилмор» (Дэмиэн Дарлингтон, поющий гитарист, отлично владеюший стил-гитарой), запасной «Гилмор»-гитарист, клавишник, барабанщик, девичье вокальное трио и один мастер-на-все-руки, игравший то на саксофоне, то на перкуссии, то еще на чём. Иногда было так, что роли слегка сдвигались, и «Уотерс» пел партии Гилмора и наоборот, но в целом соответствие было выдержано точно. Как точно были сыграны и сами композиции — а проверить это легко, ведь материал «Флойд», особенно с «Dark Side of the Moon», уже въелся в память любого меломана примерно так же, как таблица умножения в школах.
Центром шоу была, однако, не группа, в которой никто не старался играть звездную роль, а огромный круглый экран над сценой — тот самый, что можно видеть на «Pulse». Уж не знаю, оригинал это или копия — пресс-релизы склонны приукрашивать действительность. Но эффект у экрана был что надо — особенно когда подключались установленные по окружности вращающиеся прожекторы. Они резко вспыхивали в ударных музыкальных моментах, скажем, в «One of These Days», ослепляли публику в «Shine On You Crazy Diamond»… Словом, световик за свою работу заслуживает высшей оценки.
Итак, вступление. Фанат садится в кресло, достает с полки пластинку «Флойд», ставит на проигрыватель. Черный круг винила, а затем и одно цветное яблоко постепенно увеличиваются до размеров всего экрана, вертушка крутится, слышен характерный хруст, и раздаются звуки… живой музыки. Это Brit Floyd совершенно незаметно вышли на сцену и взяли инструменты, чтобы притвориться для нас на эти три без малого часа живой пластинкой. Несколько вещей со «Стены» — и вот уже снова комната, проигрыватель, чьи-то руки бережно убирают винил в конверт и достают «Wish You Were Here»…
Эта аккуратность, стремление передать живьем все подробности студийной записи — и плюс, и минус Brit Floyd. Они прекрасно делают свою работу — но это именно работа, и в их исполнении недостает азарта, живой любви к исполняемой музыке, когда музыкант пропускает вещи через себя, передает им часть своей личности и своих страстей. Возможно, проблема еще и в том, что музыка «Флойд» классического и позднего периода (а из «ранних» ничего не было) сама по себе такая — выверенная до звука, до нот, не оставляющая места для иной трактовки? Вдобавок до крайности завязанная на личность Уотерса, его авторское изложение и манеру подачи материала. Но тут вспоминается негритянская бригада Easy Stars на фестивале «Дикая мята», которая сделала хиты «Флойд» в ритмах регги, и это было и весело, и интересно.
Конечно, и у этого состава есть свои удачи. Так, сильно и одухотворенно прозвучала «High Hopes» c «The Division Bell», сама по себе вещь-чудо, испортить которую, кажется, невозможно ничем. Как нельзя к месту в ней хорошая стил-гитара, а наш «Гилмор» владеет ей мастерски. И, подумайте, кто еще сейчас сыграет эту песню живьем? Интересно была разыграна сценка в «Comfortably Numb». А вот одна из долгожданных вещей, сыгранная на бис «A Great Gig In The Sky» в исполнении вокалистки Оли Бьенковской, блондинки из Польши, совершенно не прозвучала. Всё-таки для этой партии надо быть настоящим артистом…
Видеоряд стал поводом и для восторга, и для недоумения. Прежде главное — нет, это совершенно не те видео, которые показывали «Флойд» в турне «Pulse», то есть о повторении той программы говорить не приходится. Программа в какой-то степени имитирует оригинальную (включая скарфовские мультики), но посредством современной, причем не очень качественной, компьютерной 3D-графики. Смотреть на как бы «надувного» учителя, глазастых конвейерных человечков и прочие анимационные фантазии порой забавно, порой интересно, порой странно. Но главное, что остается от видео — ощущение подмены, причем явно неравноценной.
И всё же в посещении подобных концертов есть определенный познавательный смысл. Ведь они — наше ближайшее будущее. Рок-ветераны не могут играть вечно, а запрос на их музыку живьем по-прежнему есть, поэтому их место постепенно занимают трибьют-проекты. Некоторые — санкционированные самими артистами или их менеджментов, многие — сами по себе, у кого-то есть отдаленная связь с оригиналами, у кого-то ее нет вовсе. Пока Brit Floyd не по силам огромные площадки — тот же Stadium Live был полон где-то на две трети, но следует отметить, что «все сливки» перед ними собрали конкуренты, The Australian Pink Floyd Show, давшие два концерта в Москве этой весной. Конкуренты более именитые и опытные.
Концерт длился больше трех часов, включая 15-минутный антракт. Казалось бы, достаточно времени, чтобы насытиться музыкой «Флойд» надолго вперед. Хотя определенные вещи остались всё-таки недосказанными. Например, где обещанная летающая свинья из оригинального шоу? Что-то явно случилось с ней на предыдущем концерте в Киеве… Где свинья, я спрашиваю вас? Куда дели свинью?
Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Алексей Михеев.
Благодарим Юлию Перфилову (PMI) за аккредитацию.