Борис Базуров: Полет на стике
Февраль 10, 2012
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Борис Базуров: Полет на стике

world music,Борис Базуров Борис Базуров – композитор, дирижер, певец и мульти-инструменталист, стоявший у истоков российского этно-рока.

За его плечами – Академия хорового искусства имени Свешникова и Российская академия музыки имени Гнесиных. Работа в ансамбле Дмитрия Покровского, сотрудничество с режиссерами Андреем Кончаловским, Никитой Михалковым, Игорем Масленниковым, успешное творчество в рамках собственных проектов – ансамбля «Русичи» и этно-рок группы «Народная опера».

«Революционером я себя не чувствую, но я создаю новые форматы», – без тени лукавства сказал как-то о себе Борис Базуров, и в этом нет ни капли позерства. Ведь его перу принадлежат первые отечественные этно-рок-оперы «Казак Степан Разин» и «Рюрик Конунг Русский», а также сюита «Русалии», мюзикл «Снежимочка» на стихи Велимира Хлебникова и кантата «Псалмофония».

Наконец, Борис Базуров разработал свою собственную систему десятипальцевого тэппинга на стике Чепмена и сегодня с успехом совмещает игру на нем и гуслях, работая в новом для него формате «one-man-band» или, по-нашему, человека-оркестра. Правда, во Владимир Базуров приехал со своим партнером – перкуссионистом Михаилом Соколовым, который смог выгодно оттенить игру маэстро. Впрочем, о впечатлениях от совместного музицирования двух гостей – чуть позже.

В назначенный час немногочисленные любители неординарной музыки собрались в уютных стенах Областного дома работников искусств, где перед ними предстал седовласый, длинноволосый и бородатый мужчина с серьезным взглядом – ну, просто иллюстрация к образу древнеславянского сказителя былин. Несколько слов благодарности в адрес организатора концерта руководителя фонда Art-Progressive-Concept Сергея Миляева: «Огромный респект таким людям, которые без какой-то серьезной финансовой поддержки заручаются доверием музыкантов и привозят их сюда – это дорогого стоит», – отметил маэстро, после чего провел своеобразный ликбез на тему жанровых и технических особенностей своего творчества, а затем – нередко комментировал ту или иную композицию по ходу выступления.


«Мне интересно все – от глубокой этники до современных скоморошин»

О концепции

«Данный проект – Boris Bazurov Experience – это инспирация, даже, если хотите, провокация молодежи на какие-либо творческие свершения. Сейчас очень много современных музыкантов озабочены идеей таких вот компактных групп, один – два человека, но с полноценным звучанием. С Михаилом Соколовым мы знакомы всего два года, но ощущение, что знаем друг друга всю жизнь. Он хороший музыкант и композитор. Мне с ним по-настоящему интересно играть».

Об инструментах

«Мои инструменты родились на свет в разные года: стик Чепмена или просто стик – 2008 году, а гусли – аутентичная копия псалтырных Новгородских, только сделанные из графита – в 1992-ом. Оказалось, что они прекрасно сочетаются друг с другом. В первое время я даже играл, соединив их в один инструмент с помощью графитовой иглы от виолончели и шелкового шнура, – так организовалась система, получившая название «Гуслетар», которая очень понравилась изобретателю стика Эмметту Чепмену».

О концертной программе

«Мне интересно все – от глубокой этники до современных скоморошин. Вот древнеславянскые руны. Была такая у нас письменность, еще до Кирилла и Мефодия. Потом – фриджазовый кусок на стихотворения Велимира Хлебникова. Наконец, памятник древнерусской литературы, «Боянов гимн», былина «Торопанишка». Вот такой винегрет».

О Владимире

«Как сейчас помню: 1979 год, Курский вокзал, электропоезд Москва – Владимир. Я со своей комплекцией бегу, как метеор, вскакиваю в последний вагон, и двери тут же закрываются. Если бы не успел, моя карьера была бы совершенно другой. Тогда я попал в ансамбль Покровского, и впервые поехал с ним на гастроли, и именно во Владимир. Потом я привез сюда ансамбль «Русичи». И вот – первый концерт в таком формате вне Москвы – и это вновь Владимир. Такое вот совпадение».


Демонстрация возможностей современного человека-оркестра

Немного подготовив публику, Борис Базуров все же умудрился ошеломить слушателей с первой ноты. Человек-оркестр с ходу продемонстрировал, на что он способен: на людей обрушился целый водопад звуков. Упруго пульсировал бас, поперек которого струилось заковыристое соло, фоном звенели не то причудливо измененные с помощью целой батареи эффектов духовые, не то струнные. И надо всем этим парил протяжный, напевный вокал маэстро.

В этом поистине оркестровом многообразии звуков перкуссионисту Михаилу Соколову оставалось не так уж и много места, но он с блеском вышел из сложившегося положения – удачно комментируя те или иные музыкальные или вокальные фразы. Порой композиции были столь запутанными, что понять логику музыкального развития за полиритмичностью, сменами настроений, замедлениями и ускорениями не представлялось возможным. И тогда перкуссия служила своеобразным маяком в этом море музыкального хаоса.

При этом надо отметить, что основа репертуара Бориса Базурова – скоморошины, старинные былины, распевы. Поначалу, даже возникло ощущение противоестественности такого смешения «старины глубокой» и современных музыкальных выразительных средств. Те же абсолютно фриджазовые импровизации на стихи Хлебникова воспринимались более органично. Впрочем, наверное, кому как. Но чего уж точно не отнять у Базурова – так это оригинальности мышления. Если многие из используемых им приемов звукоизвлечения уже были апробированы Аланом Холдсуортом, Тони Левином, Треем Ганном и другими, то в деле синтеза принципов средневековой русской музыки и современных технологий Борис Базуров – первый. И дай Бог, чтоб не последний.


Борис Базуров:
«Вся эта техника дает музыканту главное – полную свободу самовыражения»

По окончании концерта, музыкантов обступили зрители. Одним хотелось по- ближе рассмотреть знаменитый стик. Другим – задать гостям вопрос. После того, как довольная публика, удовлетворив свое любопытство, небольшим ручейком потекла в гардероб, настал наш черед пообщаться с Борисом Базуровым. Интервью состоялось в процессе собирания многочисленных «примочек» музыканта, что придало беседе изрядную долю спонтанности.

Пока свежи ощущения от концерта, поделитесь вашими впечатлениями.
Хорошая публика. Думающая, критичная, ибо задавали хорошие вопросы – их было немного, но правильные и по делу. Так, я вдруг обнаружил, что у меня три последние вещи идут в ми миноре. А этот момент очень важен, когда одна тональность – возникает ощущение «ну, сколько можно». Этим грешит, обычно хард-роковая братия, а так как все мы родом из детства – то и я тоже. Что ж, буду менять очередность.
Приоткройте дверь вашей творческой кухни, расскажите, как вы создаете такие необычные композиции?
Трудно ответить. Как создается композиция? Да Бог ее знает. Бывает, что вначале приходит фраза или словосочетание. А бывает и наоборот – нашел во время импровизации интересное сочетание нот. Просто пальцы так легли. Ведь тактильное ощущение очень важно. Ну вот, так или иначе, она пришла, и надо с ней что-то делать. Как ни странно, дальше будущая композиция начинает мне сама себя надиктовывать. И продолжается это месяца три-четыре, не меньше.
А как вам удается достичь такого необычного сочетания вокальной партии в фольклорных традициях и безумной авангардной импровизации?
Я этим долго занимался. Когда ты по образованию дирижер-хоровик, то это не так уж и сложно. Для меня это игра, в которую я еще не наигрался. Например, когда я услышал, как поют донские казаки, то понял, что это чистый хард-рок. Остается только выучить, что и как они поют, и аранжировать это. Но инструментальное сопровождение создается с учетом того, что диктует аутентичный материал. Просто я слышу эти песни именно так.
Наблюдая за вашим выступлением, я всю дорогу удивлялся, как вы ориентируетесь в этом многообразии процессоров и педалей?
Да – у меня здесь двенадцать приборов. Две стороны стика идут по аудио и по миди. Гусли – то же самое. Подчас при помощи контролеров три гитарных процессора работают синхронно или отдельно. То есть я в процессе игры могу что-то менять.
Но зачем так много эффектов?
Кайф, когда играешь. Вы знаете, что человек по законам бионики может контролировать пять каналов информации. Если появляется шестой или седьмой, то начинается бессознательный процесс контроля. Я пока справляюсь. Тем более, что когда играешь на стике и гуслях со всеми этими эффектами, будь то миди-синтезаторы, вокодер и так далее, – то возникает ощущение полета. Работать в команде интересно только по молодости. Сейчас мне комфортнее импровизировать на стыке этно, фьюжн и современной академической музыки в формате «one-man-band». Что, впрочем, не исключает появления дополнительных музыкантов, как сегодня, или солистов. Это, если хотите, новый исполнительский формат и за ним, по-видимому, будущее. Вся эта техника дает музыканту главное – полную свободу самовыражения. А также единоличный контроль за темпом, тесситурой, полифонией и аккордикой. При желании можно запросто играть со случайными величинами, и исполнять ту же былину с «плавающей точкой», когда каждое новое исполнение будет иметь свою структуру. И никаких ритм-боксов, никаких луперов. В такой манере трудно достичь некой перфектности. Зато кайф – совершенно чумовой.

Владимир МИХАЙЛОВ
Фото автора
Источник — http://www.vipnovosti33.ru/news/view/7774

Владимир Импалер

Владимир Импалер