Бенни Греб: Музыкальная философия
Май 2, 2013
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Бенни Греб: Музыкальная философия

Benny Greb,Foreign,fusion, Уверен, барабанщикам втайне завидуют остальные музыканты: ведь именно для драммеров чаще всего проводятся столь крупномасштабные мероприятия, как мастер-классы. И на этот раз ЦДХ был полон — причиной тому послужил приезд великолепного Бенни Греба.

Молодой немецкий барабанщик известен не только своими проектами The Benny Greb Brass Band, Jerobeam, Strom & Wasser и др., но и замечательной видеошколой The Language of Drumming, а также многочисленными мастер-классами по всему миру.
На этот раз Бенни Греб совершил целый тур по России (Москва, Краснодар, Санкт-Петербург, Новосибирск), который был организован компаниями Dynatone и барабанным магазином BlastBeat.
В начале шоу (в Москве оно состоялось 24 апреля в ЦДХ) Бенни всех удивил и порадовал приветствием на русском языке, которое он зачитал по бумажке. Затем он сыграл «под минус» композицию своего проекта The Benny Greb Brass Band и развёрнутое получасовое барабанным соло. Игра Бенни просто завораживает: удивительная техничность исполнения на барабанах в сочетании с расслабленностью, динамикой, точностью движений.
Отмечу ещё один аспект игры Бенни Греба, который моментально бросается в глаза: умение на ходу сочинять, используя в качестве основы даже случайные ошибки (которые неизбежны, человек – не робот). Он делает из упавшей палочки, стукнувшихся томов элемент музыкальной композиции. Всё это звучит и выглядит очень круто — словами сложно описать. Бенни владеет огромным количеством приёмов звукоизвлечения, играя не только палочками, но и ладонями, пальцами, чем угодно. Не говоря уже про щётки, о которых многие современные барабанщики уже позабыли.
Далее последовал продолжительный разговор с аудиторией не столько о технике исполнения на ударных, сколько о философии: зачем, что и как играть. Нельзя не отметить, что этим мастер-класс Бенни Греба разительно отличался от того к чему привыкли зрители таких мероприятий. Но беседа вовсе не была скучной – замечательный юмор Бенни, его чуткость к аудитории сделали более чем два часа дискуссии очень интересными.

В ходе беседы был затронут вопрос, чем отличаются «креативные» люди от «некреативных». По словам Бенни, и тем, и другим приходят в голову идеи, разница лишь в том, что «креативные» люди их запоминают (или записывают), а потом реализуют. Кстати, Бенни поделился тем, как именно он сочиняет музыку. Идеи ему приходят всё время, и он их напевает, записывает на диктофон, чтобы потом в студии сыграть на фортепиано или барабанах.
Речь шла и о звукоизвлечении. О том как, например, правильно выбирать палочки: насколько важен звук самих палочек для сбалансированного звучания всего инструмента, как в ходе игры можно разными приёмами изменять высоту звучания барабана.
На мой взгляд, важные вещи, которые были затронуты в мастер-классе, связаны с мотивацией барабанщика. Бенни особенно подчеркнул необходимость чётко прислушиваться к своим мыслям, ощущениям и ориентироваться в своей игре на это.
В тот вечер было сказано о многом другом, очень важном как для начинающих барабанщиков, так и для профессионалов.

После шоу я задал несколько вопросов Бенни Гребу.

Какие группы, музыканты, включая барабанщиков, больше всего повлияли на вас?
Самое большое влияние на меня оказывает жизнь. Кит Джарретт (Keith Jarrett — известный американский джазовый музыкант-исполнитель (фортепиано и другие клавишные инструменты, сопрано-саксофон, ударные) и композитор, — примеч. авт.) однажды сказал, что именно люди делают музыку. Музыка не появляется из музыки, мелодия – производное чувств, эмоций, рефлексии, всего того, что ты делаешь. Всё это используется при написании композиции.
Что касается музыкантов, оказавших влияние, прежде всего это Стив Гэдд, Стюарт Коупленд, Дейв Векл, Винни Колайюта. Мне очень нравятся эти музыканты. Особенно Стюарт Коупленд — пару лет назад я работал с ним в качестве барабанщика. Это было забавно.
Я люблю фортепиано, разные стили музыки. Думаю, что есть два типа музыки, хорошая и плохая. У меня есть правило – каждый месяц я покупаю диск с музыкой, которую раньше я никогда бы не стал слушать. Считаю, что это прекрасно — расширять свой музыкальный кругозор.
Вообще говоря, вдохновение приходит абсолютно из разных сфер жизни. Мне нравится наука, это даёт, по крайней мере, шанс стать лучше и умнее. Я читаю такие журналы, как Sceptic. Очень интересует психология, наука о мозге. Это важно, в том числе с практической для барабанщика точки зрения.
Технический вопрос. Постановка рук: сегодня вы играли используя симметричный замок, но используете иногда и традиционный. Как вы пришли к этому?
Я обнаружил, что ощущения при игре разными замками различны. Но, с другой стороны, на мой взгляд, спор по поводу того, каким именно замком играть — один из наиболее скучных в барабанном мире. Существует куча намного более интересных вещей для обсуждения. В конце концов, какая разница, в какой именно постановке играть! Тем не менее, хочу сказать, что я не обучался всерьёз традиционному замку. Для меня он иногда удобнее во время исполнения джазовых композиций, свинга.

Как вы занимаетесь на барабанах, над чем работаете сейчас?
Я фанат оптимальной организации своего времени. Я придумываю себе задачи и даже сдаю сам себе экзамены. Каждые три месяца ставлю себе конкретные цели, записываю свои занятия и анализирую достигнутое. Помечаю для себя, что получилось хорошо, что плохо. Нет, я не ставлю отметок, но близок к этому. Отмечаю для себя, что получается хорошо, что плохо, что могу сделать лучше и каковы планы на следующие три месяца. Прежде всего, стараюсь быть в хорошей форме, занимаюсь поиском новых ритмических рисунков для будущих записей, и так далее. И важнее всего не то, сколько ты занимаешься, а как именно и зачем.
Вы придумываете только барабанные партии или также сочиняете партии других инструментов?
Я сочиняю свой собственный материал. Как я уже сказал на мастер-классе, я напеваю мелодии, записываю их, где бы я ни был, а потом сажусь за фортепиано и нахожу аккорды, правильную последовательность, структуру. Разумеется, конечный вариант может сильно отличаться от того, что первоначально пришло в голову. Это наиболее сложная часть. Идеи возникают легко, но вот работа над ними уже требует усилий.
Как вы работаете с записанными барабанными партиями? Редактируете ли при помощи компьютерных программ? Например, слегка корректируете, сдвигая не совсем чётко и правильно сыгранные ноты?
Я не слишком хороший редактор, в любом случае я быстро теряю интерес к этому занятию. Мне кажется, что в этом деле не может быть понятий «правильно-не правильно», речь скорее идёт о звуковой эстетике. Есть один момент, который мне в этом не нравится. Раньше после записи звукорежиссёр говорил: «Отличный дубль, давайте послушаем, что получилось». Сейчас же говорят: «Отличный дубль, давайте посмотрим». Каждый звукорежиссёр теперь смотрит в монитор, и я не думаю, что это здорово. Знаю только нескольких продюсеров, которые выключают монитор и просто слушают. И это хорошая привычка, потому что в конце концов люди будут не смотреть запись, а слушать ее.
Каковы ваши впечатления о России, о российской публике.
Уже когда я впервые выступал на фестивале Meinl, на меня большое впечатление произвела российская аудитория, её настроение. Люди здесь очень эмоциональны, мне нравится это. Более эмоциональны, чем в Европе, особенно в Германии.

***
Жаль, что затянувшаяся автограф-сессия дала возможность поговорить с Бенни Гребом лишь в полпервого ночи и всего 15 минут, но я очень надеюсь, что его визит был не последним. Думаю, со мной согласятся все барабанщики и поклонники барабанного искусства.

Алексей БОБРОВСКИЙ
Фото: Ольга Марченко — http://vk.com/album570672_173085539
Благодарим компанию Dynatone и магазин BlastBeat за аккредитацию и помощь в организации интервью.

Владимир Импалер

Владимир Импалер