БАСОВЫЕ БАСНИ
Октябрь 10, 2010
Елена Савицкая (259 статей)
Поделиться

БАСОВЫЕ БАСНИ

ethno,etienne mbappe,Foreign,fusion,hadrien feraud,jazz,M-club,rock,Александр Гайдук,Алексей Заволокин,Алексей Любчик,Антон Горбунов,Антон Давидянц,Артем Тильдиков,Дмитрий Максимов,Дмитрий Честных,Евгений Шариков,Москва,обычный,Паромщик Люда,Федор Васильев Московский фестиваль бас-гитары «BazzDay» – филиал зарубежного «Bass Day» – впервые прошел в столице в 2006 году, поначалу на локальном уровне. На следующий год в гости к местным представителям бас-гитарного племени пожаловали иностранцы: темнокожий гражданин Франции Линли Мартэ и итальянец Лоренцо Феличиати.

Казалось бы, фестиваль ждало большое будущее, ведь интерес к нему такой сплоченной музыкальной касты, как басисты (а заодно и дилеров музыкальных инструментов и оборудования), обеспечен. Однако кризисы и прочие трудности сыграли свою роль: следующий «большой» «BazzDay» состоялся лишь три года спустя. Правда, в промежутке были регулярные басовые вторники в клубе «Олимпиада-80», но разве могут они заменить настоящий международный фестиваль?

И вот, «BazzDay 2010» — вновь двухдневный, на этот раз в «М-Клубе», довольно-таки труднодосягаемом местечке (на ВДНХ) с тяжелой постсоветской аурой. Но что поделаешь, организаторам приходится искать баланс между желаниями и возможностями. Зато состав блистал: вновь два зарубежных хэдлайнера – француз Адриан Феро (Hadrienn Feraud) и камерунец Этьен Мбаппе (Etienne Mbappe), а также весь цвет отечественного басизма-гитаризма — Антон Горбунов, Антон Давидянц, Александр Гайдук, Дмитрий Максимов, Артем Тильдиков, Дмитрий Честных, Алексей Любчик, Евгений Шариков, Федор Васильев, Алексей Заволокин (разумеется, со своими составами). Вечером – концерты, днем – мастер-классы. Правда, не всё получилось так, как было задумано: любимец публики Адриан Феро не сумел вовремя обзавестись визой, и организаторам пришлось распространить новость о его вынужденном неучастии. Однако накануне вылета рыжеволосый красавчик всё же решил формальности. Кто узнал об этом – тот и узнал… Думается, факт мнимого отсутствия Феро заметно повлиял на (мало)численность публики, хотя и те, кто добрались в тот вечер до «М-Клуба», не смогли в полной мере насладиться его искусством. На сцену 23-летний французский виртуоз вышел уже в первом часу ночи… Выступление с местной ритм-секцией прошло в попытках спешно «притереться» друг к другу, а последовавшая «басовая дуэль» с Антоном Давидянцем закончилась скорее в пользу последнего. Тем не менее, прибывший «с корабля на бал» Феро, знаменитый игрой с Джоном Маклафлином, Чиком Кориа и сольными работами, сумел поразить публику, а на следующий день его вновь можно было видеть в клубе, наблюдающим за шоу и раздающим автографы всем желающим.

Не подкачали и наши басисты, однако описание всех выступлений заняло бы слишком много места. Поэтому скажем о наиболее понравившихся: молодом, но уже очень зрелом коллективе «Паромщик Люда», в составе которого – лауреаты международных конкурсов (пианист Николай Сидоренко) и просто замечательные музыканты (саксофонист Олег Остапчук, басист Артем Тильдиков и другие). Исполняет команда высококлассный фанки-фьюжн, а своим дурацким, прямо скажем, но цепляющим названием она обязана песне «Паромщик» из репертуара Аллы Пугачевой, слова которой музыканты неправильно расслышали. Из когорты рок- и фьюжн-коллективов выделялся квартет Semb (с акустическим басистом Дмитрием Максимовым), исполняющий барочную и раннеклассическую музыку вперемежку с собственной. Оригинально выглядел и коллектив Almas Del Fuego Александра Гайдука, привнесшего в игру на 6-струнной бас-гитаре приемы гитарного фламенко. Выступление группы сопровождали зажигательные танцы.
Ну а главной сенсацией «Баздэя-2010» стал камерунский уникум Этьен Мбаппе, знакомый многим по Zawinul Syndicate, а ныне работающий с тем же Маклафлином. Темнокожий музыкант и его французская группа Su La Také приехали в клуб прямиком из Калужской области, где выступали на фестивале «Мамакабо». Но, несмотря на долгий путь, музыканты вышли на сцену точно в заявленное время. Команда играла потрясающе живо и слаженно, а ее горячий этно-фанки-джаз моментально «зацепил» зал. Манера Мбаппе изобиловала ритмическими изысками, перкуссионными нотами и прочими хитрыми «фишками». При этом добродушного вида «большой папа» еще и классно пел, и танцевал! Было очевидно, что у человека и руки как-то по-другому вставлены, и черепная коробка иначе устроена, да и сам он словно с другой планеты. Возможно, дело в красных струнах, желтом шнуре и черных перчатках (да-да, без вуду тут явно не обошлось!). А может, в том, что в Камеруне, по словам Мбаппе, кроме как игрой на бас-гитаре и футболом, нечем и заняться. Впрочем, белый человек тоже может, если захочет. Когда бэк-вокалистка Кати Пети, скромная такая девчушка с парижской окраины, пропевавшая всю африканскую тарабарщину на пару с маэстро, вышла вдруг на подиум и начала, как какая-нибудь бигмама, вертеть, простите, попой… Всем стало ясно, что басовый праздник удался.

Благодарим Марию Борзакову за аккредитацию

Елена Савицкая

Елена Савицкая