«Автограф»: Третья волна
Июль 7, 2021
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

«Автограф»: Третья волна

17 июня в московском концертном зале «Градский Холл» состоялось долгожданное событие – концерт-возвращение легендарной рок-группы «Автограф». Шоу так и называлось – «Возвращение легенды», и это не было натяжкой. Ведь в 1980-е «Автограф», исполнявший сложную музыку в стиле прогрессив-рок, добился большой популярности как на Родине, так и за рубежом, группа выступала на Live Aid (1985) и многих других крупных фестивалях, а песни заставляли задумываться о проблемах своего времени, предназначении человека, о мечте, красоте и справедливости.

Распавшись в 90-м, «Автограф» с тех пор выходил на большую сцену лишь дважды – во время реюнион-тура в 2005 году и на фестивале «Легенды русского рока» в 2012-м. Однако поклонники не теряли надежд, и они сбылись, причём «виной» тому стала… пандемия. В конце 2020-го музыканты начали переписываться, узнавать, как у кого дела, обсуждать свежие идеи и аккурат к Новому году записали песню «Храни!» в лучших традициях группы. А весной появилось и объявление о концерте.

Правда, насчёт концерта у многих фанатов были сомнения: ведь в нём не планировалось участие лидера и гитариста группы Александра Ситковецкого. С начала 90-х он живёт и работает в Америке, и возможностей для приезда в Россию, тем более в разгар очередной волны коронавируса, у него не нашлось. Но забегая вперёд, скажем, что на качестве исполнения это не сказалось, так что не правы были те скептики, что не пошли на концерт из-за отсутствия Ситковецкого! Ведь прекрасная музыка остаётся таковой, даже отрываясь от своих создателей. И, к тому же, все остальные участники «Автографа» были на месте – вокалист Артур Беркут, бас-гитарист Леонид Гуткин, ударник Виктор Михалин, клавишник Леонид Макаревич, а также саксофонист и вокалист Сергей Мазаев. «Замену» Ситковецкому нашли в лице аж двух молодых людей, «рыцарей рок-н-ролла» – братьев Александра и Никиты Поздняковых. Признаться, о них до сего момента мы знали совсем мало, но тем интереснее (а творческий путь братьев включает группу Black Rocks, участие в мюзиклах А. Рыбникова, шоу «Голос»…). Гитарист Александр Поздняков даже внешне чем-то напоминал Ситковецкого: интровертный, высокий, затянутый в чёрный сюртук, в руках светлый – Gibson Les Paul , и даже имя такое же. А в качестве дополнения к рок-составу были заявлены струнная и духовая секции.

Конечно, обидно было наблюдать, что билеты не разлетаются как горячие пирожки (тем более что их было всего около 500). Возможно, более массированная реклама не помешала бы. Зато в зале было полно знакомых лиц, как из «старой гвардии», так и молодых любителей прогрессив-рока. Многие приехали из других городов – как, например, наш друг Павел из Санкт-Петербурга. В фойе торговали кое-каким мерчем – бутылочками с «фирменной» водой и специально выпущенными к реюниону футболками (на них, правда, красовались только «старые» участники «Автографа» без Ситковецкого). Публика степенно занимала места в зале. Он был небольшим, но удобным – всё видно и слышно. Сразу отметим, что звук порадовал, хотя накануне во время генерального прогона, говорят, были проблемы, что послужило даже причиной срочной замены концертного звукорежиссёра – им стал Юрий Астафьев. (Остаётся только предполагать, сколько сил и нервов вообще было потрачено на подготовку, ведь зритель видит только конечный результат, а он порой достигается потом и кровью). Ну а два больших видеоэкрана, на которых транслировался визуальный материал, и отличный свет завершили поистине праздничную картину.

Сцена погрузилась в синий сумрак. Первым на сцену вышел струнный квартет (Артур Адамян, Андрей Рухадзе – скрипки, Шамил Саидов – альт, Николай Солонович – виолончель) и заиграл очень грустную, меланхоличную мелодию. Под её чарующие звуки своё место справа за клавишными занял Леонид Макаревич, который подхватил вступление, перешедшее в песню «Вчерашний день». И вот на сцене Артур Беркут – в чёрном пиджаке и неизменной в последние годы кепке. В устах Беркута эта камерная песня-размышление – только голос и клавишные – звучит проникновенно и философски. Вспомним, что с этой композиции начинался и реюнион-концерт 2005 года в «Олимпийском» («Автограф 25 лет спустя») – видимо, она хорошо настраивает на день сегодняшний. На сцену между тем выходят другие участники группы, слышатся упругие фанк-ритмы и протяжный звук саксофона Сергея Мазаева… «Город»! В 2005 он тоже звучал в начале, но после «Ливня». А здесь сразу – объём, мощь, контрапункты скрипок и рёв сакса, а на экранах мелькают знакомые проспекты, высотные здания, мосты, Кремлёвская набережная – мы как будто на скорости несёмся сквозь самое сердце Москвы.

После этой песни публику поприветствовал Леонид Гуткин, который в тот вечер взял на себя роль ведущего. Он рассказал, что тяжёлый карантинный год подарил музыкантам не только трудности, но и радость общения, а ещё – несколько новых песен. Три из них прозвучали в начале программы и были выдержаны, можно сказать, в фирменном позднем стиле «Автографа». «Воскресение» – среднетемповый минорный «боевик» о превратностях жизни в «новом мире». Здесь впервые прозвучало довольно развёрнутое гитарное соло в исполнении Александра Позднякова. Вообще этот музыкант поначалу находился как бы в тени, несмотря на то, что и играл, и пел, и перемещался по сцене. А его брат, сидя за клавишными (но практически не играя на них), до поры до времени ограничивался партиями бэк-вокала. «На семи ветрах» – энергичный помп-рок, чем-то даже напомнивший Bon Jovi. А песня «Миллионы» (написанная, по словам Гуткина, в сотрудничестве со шведскими авторами) – радостно-позитивная поп-баллада, и вовсе не о деньгах, а в актуальном духе толерантности – о единстве непохожих.

А между «Воскресением» и «Семью ветрами» расположился «Монолог» – одно из самых известных сочинений «Автографа», философское раздумье, полное библейских мотивов. Эта развёрнутая композиция, открывающаяся знаменитыми «вращающимися» пассажами клавишных, насыщенная барочными аллюзиями и красивейшими перекличками между гитарой и органом, соло с трелями, появилась в репертуаре «Автографа» в самом начале творческой карьеры, её пел ещё первый вокалист Сергей Брутян. (Кстати, исполняли её и другие артисты — Алла Пугачёва и Ирина Аллегрова…) Леонид Гуткин напомнил, что песня прозвучала в фильме 1981 года «Шляпа», где музыканты «Автографа» играли самих себя… Лирический тенор Артура Беркута нисколько не потерял с годами ни своей эмоциональности, ни силы и убедительности. По-прежнему вопросы о том, кто способен повести за собой, кто покажет правильный путь и поможет его пройти, волнуют всех нас…

Следом за «Миллионами», после барабанного брейка, без какой-либо раскачки, прозвучал редкий у «Автографа» пример интерпретации «классики» – Парафраз на тему Г. Свиридова из кинофильма «Время, вперёд!». В репертуаре группы он появился в 1983 году и даже выходил на виниловой пластинке. На концерте парафраз, можно сказать, был представлен в «обратно оркестрованном» варианте, с участием струнных и духовых. Так, знаменитая вторая тема (та самая, что использована в программе «Время») очень эффектно прозвучала у трубы (Салман Абуев), которой помогали тромбон (Михаил Гудков) и саксофон (Константин Лиховид). Суровый рифф баса и гитары, напористые аккорды фортепиано, механически вращающиеся мотивы-«шестерёнки» у скрипок, лязг тарелок… Жаль, что не было слышно дробей перкуссии во второй теме (на записи у «Автографа» они есть). А сопровождался парафраз видео с кадрами истории современной России. Трудовые свершения, покорение космоса, штурм Белого дома и митинги 90-х, напряжение, тревога, радость и ликование… Пожалуй, одна из кульминационных точек концерта, и не только благодаря музыке Свиридова!

Конечно, после этого нужна была передышка. И здесь очень уместно прозвучала редко исполняемая песня Виктора Михалина «Я люблю» – с прекрасным вокалом Беркута и прочувствованным гитарным соло Александра Позднякова. А затем – атмосферная зарисовка «Облака», решённая тоже в «оркестровом» варианте, с дуэтом кларнета (Сергей Мазаев) и фагота (Леонид Гуткин, который именно по классу этого инструмента закончил консерваторию). Электронные ударные при этом шли в записи, а Виктор Михалин пересел за вторые клавишные, играя красивые пассажи. Переливы кларнета и строгая мелодия фагота обрисовывали крайние точки пространства…

Наконец, в «Старинной балладе» настал звёздный час Никиты Позднякова. Эта композиция – одна из самых возвышенных и загадочных у «Автографа», в ней чувствуется влияние и классической музыки, и англокельтского эпоса. Это рассказ о великих битвах, подвиге, предательстве, любви… И в самых высоких нотах припева прозвучали фальцетные фиоритуры Никиты Позднякова – несколько неожиданно, конечно, но достаточно уместно. Неужто Беркуту эти ноты уже неподвластны? Но если Артур и потерял что-то в верхах, то приобрёл «в низах» – сочность, рокерскую хрипотцу. Центральное место композиции заняло вдохновенное гитарное соло Александра – скромный гитарный герой вышел в центр сцены и даже поставил ногу на монитор, – а в коде прозвучал ещё один развёрнутый вокализ Никиты, где-то на верхушках второй октавы. Это была такая вишенка на «торте» прекрасной музыки, необязательная, но вызывающая хорошее удивление.

Настало время «Головокружения» – ироничной песни в ритме регги, в своё время не вошедшей в так называемый «чёрный альбом» из-за своего слишком актуального содержания. А рассказывает она о том, как от высоких скоростей «кружится голова» у земного шара и людей, и, мол, не пора ли немного притормозить? И вновь Беркут всё более чем доходчиво изобразил и исполнил. Песня сильно «раздулась», поскольку именно на ней шло представление всех участников большого коллектива «Автографа»: организаторов концерта, звукорежиссёров, поэтов, «бессменного до этого концерта гитариста» и основателя группы Александра Ситковецкого, всех тех, кто был на сцене… После головокружительного слэпового соло Леонида Гуткина песня вынырнула на коду. Шедевр позднего периода – «О, мой мальчик» с основным вокалом Сергей Мазаева – крепким и низким – прозвучал бодро и жизнеутверждающе. А затем последовала прогрессив-роковая кульминация концерта. Это были фрагменты масштабной рок-сюиты «Век №20» на стихи Наума Олева, исполнявшейся в середине 1980-х целиком (около часа звучания); финал же её, «Нам нужен мир», вошёл и в виниловый альбом, и прозвучал в 1985 году на Live Aid. По мысли Гуткина, слова этой песни до сих пор, к сожалению, не потеряли своей актуальности. А потому не исполнить её было просто невозможно.

На концерте «Нам нужен мир» предварялся ещё одним фрагментом сюиты – инструментальной интерлюдией под кодовым названием «Фа минор». Этот виртуозный напористый эпизод, открывшийся струнным интро, построен как динамичный диалог клавишных и гитары. Стучащие аккорды фортепиано, виртуозные пассажи, вылетающие из-под пальцев Леонида Макаревича, сменялись вдохновенной полётной темой гитары, и так несколько раз. И вдруг – «ломка» этого диалога, жёсткие брейки баса и барабанов (на которых даже концентрировался весь свет), зловещие аккорды синкопирующих духовых, почти что «кашмировский» эпизод с пульсирующим октавным басом и импровизацией клавишных… А затем – ускорение темпа и возвращение гитарной темы. Почти прог-метал! И смелость, раскованность гитариста, который наконец перестал быть лишь чьим-то заместителем (кстати, его соло порой отходили от «канонов» Ситковецкого, представляя новые варианты развития). И – «Нам нужен мир», да, пафосный, с торжественной мелодикой, с правильными словами о мире, ни тогда, ни сейчас не казавшимися чем-то протокольным.

Но и это ещё не всё: тревожный триольный пульс, «фанфары» клавишных, сменяющиеся просветлённым мажором, органными звучаниями и призывом Беркута: «Отрешись от дел земных…» Одна из самых возвышенных, мощных, глориозных композиций – «Корабль». Песня о мечте, искренности, вере в светлое будущее – опять же, не «нарисованное» на бумаге, а то, которое по-настоящему ждёшь… И волны, буквально накатывающие с экрана в зал, закручивающиеся стремительными спиралями. Несмотря на то, что столько лет прошло с тех пор, как прозвучала эта песня, корабль до сих пор ждёт нас. И мы верим, что всё лучшее, конечно, впереди…

После этого грандиозного финала настало время прощания. Все музыканты вышли на авансцену и исполнили ещё одну новую песню – «Год №20». Нет, это была не новая песня «Храни», а скорее её другая версия, сочинённая на основе первого варианта текста (В. Михалин) Леонидом Гуткиным. Душевная, довольно простая баллада под акустическую гитару, где звучали такие фразы: «Храни себя, храни свой дом, храни всех нас»… Пожалуй, хорошая «закрывашка», нужные слова, но чего-то отчаянно не хватало. И это что-то – «Мир в себе», который не раз служил финалом концертов. Лично я была на сто процентов уверена, что эта знаменитая пауэр-баллада обязательно прозвучит, стоит только как следует повызывать музыкантов на бис. Но, увы, ни крики, ни аплодисменты не помогли, и артисты на сцене больше не появились. Обидно? Не то слово! Но, видимо, не ожидали «автографцы» такого горячего приёма… Надеемся, в следующий раз – а он, как уверяют, воспоследует в довольно скором времени – ситуация будет исправлена и «Мир в себе» мы услышим!

В целом же событие, без сомнения, имело огромное значение и для поклонников «Автографа», и вообще для любителей прогрессивного рока в нашей стране. И то, что концерт состоялся, несмотря на «захлопывающиеся» двери, ужесточающиеся условия проведения мероприятий и прочие сложности – сам по себе хороший знак. А уж то, что группа сочиняет и записывает новую музыку – тем более. Не было бы счастья, как говорится, но хочется верить, что не только в пандемии дело. Надеемся, что ситуация с концертами к осени улучшится и мы сможем увидеть группу ещё раз (или не раз). Конечно, очень желательно – с Александром Ситковецким на гитаре. А пока – огромное спасибо «Автографу» и до новых встреч!

P.S. Такое событие грех было не запечатлеть для истории. Музыканты это, конечно, сделали. Весь концерт снимался на несколько камер, и, как недавно проанонсировал «Автограф», через две недели концертное видео должно быть опубликовано.

Елена САВИЦКАЯ
Фото: Владимир Миловидов
Благодарим Юрия Фишкина за фотоаккредитацию.
Вся фотогалерея — http://inrock.ru/gallery/avtograf_2021
и https://vk.com/album2483887_278729080

Общее впечатление

17 июня 2021 г.
Москва, "Градский Холл"
Юрий Фишкин

Елена Савицкая

Елена Савицкая