Avantasia: Театр парадоксов
Июнь 29, 2019
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Avantasia: Театр парадоксов

Середина майских праздников, тёплый вечер, погодка удалась! И предвкушение концерта, который многие ждали чуть ли не полгода, праздничное настроение усиливало. Народ тянулся со всей страны. Пермская группа «Альбион», с которой я давно дружу, приехала на Avantasia почти всем своим составом. Решено было встретиться пораньше, погулять, пообщаться и немного загодя прийти в клуб.

В районе площади Гагарина мы оказались часа за полтора до начала запуска публики. Надо сказать, обилие народа впечатляло. Некоторые метал-братья, для куража подзарядившиеся в разумных пределах горячительным или пенным, узнавали в нас своих и интересовались, кто откуда. Этот неформальный мониторинг позволил выяснить, что ради Avantasia в Москву приехали омичи, новосибирцы, а также жители пусть не столь далёких, но и не совсем близких Ярославля, Пскова, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Не исключено, что были гости и из других городов.

Коллектив Тобиаса Заммета давно набрал силу и мощь и из простой метал-оперы вырос в all-star project, который может позволить себе варьировать состав. Ведь любого из участников-вокалистов всегда есть кому заменить, и слабым состав не будет в любом случае. За одним исключением — в лице, естественно, Тобиаса Заммета. Но не стоит забегать вперёд.
Как мы ни стремились попасть к входу пораньше, всё равно пришлось преодолеть немалую очередь. В итоге оказались хоть и не в конце танцпола, но чуть дальше от его середины, впереди уже был биток, а к началу концерта и во всём зале публика сосредоточилась довольно-таки плотно.

Представление оставило в целом хорошее впечатление, но были и вещи, вызвавшие нарекания. Само убранство сцены показалось более чем странным. Барабанщик Феликс Бонке находился в «аквариуме», и это при отсутствии живых струнных и духовых оркестровых инструментов. Установку во всю ширь сцены отделял пластиковый забор, похожий на тот, каким обычно ограждают газоны и клумбы. Этот вид не раздражал, но вызывал недоумение. А вот свет порой выводил из себя — все три часа на сцене было яркое «дежурное» освещение, почти перекрывавшее игру разноцветных фонарей. Зато все вокалисты узнавались безошибочно даже из самой дальней точки зала.
Ещё одним спорным моментом стало «первое отделение», в котором был сыгран целиком новый альбом Avantasia «Moonglow». Содержание метал-оперы не очень увязывалось со странностями декора сцены. И, наконец, звук — он не был кашеобразным, но и до уровня «хороший» не дотягивал.

Однако достаточно о неприятном! Всё же праздник команда создать смогла. В целом шоу смотрелось как спектакль. Пусть театра парадокса, главное – не абсурда. И пусть не самый лучший из тех, что привелось увидеть, но и весьма неплохой. Бэк-вокалисты и инструменталисты не выглядели статистами. На передний план выходили и Херби Лангханс, которому досталась партия Михаэля Киске в «Shelter From The Rain», и Адриэнн Коуэн, которая помимо этого номера отлично справилась с экстремальной партией в «Book of Shallows», которую в оригинале записал Милле Петроцца (Kreator). А вот партию Ханси Кюрша, об отсутствии которого было известно заранее, взял на себя, как и предполагалось, Йорн Ланде. Певец лишний раз подтвердил свою высшую квалификацию специалиста широкого профиля. Кстати, автору сих строк живьём увидеть Йорна привелось впервые, хоть он бывал в нашей стране и немало раз. Вокалист заматерел, поплотнел телом, а его голос находится в умопомрачительной кондиции. Скептики-циники, называвшие в нулевые Ланде «выскочкой по имени Ронни Джеймс Ковердейл», сейчас обязаны взять слова обратно.

Если Йорна из тех, кто был в зале, как минимум две трети публики уже видели раньше, то Джеффа Тэйта — значительно меньшая часть. (В Москве он выступал в 2010-м, ещё будучи фронтменом Queensryche). От Тэйта исходила потрясающая энергетика, бешеная и сверхпозитивная. Трудно представить, что именно этот мужчина, покидая прославивший его коллектив, напоследок врезал по лицу коллеге. Впрочем, что там было на самом деле, нам неведомо; мы там не стояли. Довести до белого каления можно самого кроткого тихоню… Однако не об этом речь. Прекрасно выглядел нестареющий, фонтанирующий нечеловеческим драйвом Ронни Аткинс. Как и Боб Кэтли — при взгляде на него сердце радовалось, а душа пела в унисон с его голосом. Фронтмен Magnum был в меру своих лет великолепен и бодр, а ведь дедушке ни много ни мало 71 год! Кто приятно удивил, так это Эрик Мартин. Когда мне довелось увидеть певца Mr. Big в Avantasia впервые, а было это шесть лет назад, он, при всём уважению к его таланту, не выглядел естественной частью команды. Ныне же Эрик вписывался в общее действо практически идеально. А может, отдалённость сцены сгладила острые углы?..

Ну да ладно. Подходим к главному. Если остальные вокалисты на сцене появлялись время от времени, то предводитель «летучего цирка» был весь вечер на манеже. Пусть Тобиас Заммет на сей раз производил впечатление скорее клоуна, не секрет, что веселить народ – одна из самых сложных задач для артиста. А тут целых три часа! Да, временами он казался смешным, но никогда — жалким. Чувствовалось, что при всей комичности своего образа он – стержень, на котором держится всё. Вот тебе и шут гороховый: дирижирует именно он, Тобиас. Вот что значит профессионал!

Впрочем, команда отлично справилась с обеими частями шоу. В новом альбоме нет героев, кроме единственного, которого играет Тоби. Остальные вокалисты – всего-навсего его демоны и ангелы. Ну а в подборке хитов, или второй части концерта, каждый отыграл отведённую ему роль «на ура». Самое главное, что в этом хорошо поставленном шоу находится место для импровизации, пусть незначительной, и даже для арт-хулиганства, тоже пустяшного. Кажущаяся лёгкость в движениях, игре, пении артистов, их умение превозмогать проблемы со звуком, не подав вида, говорит о том, насколько колоссальная работа была проведена в подготовке к шоу. Пусть музыканты и говорят, что собрались за три дня до турне! Может, лукавят… Вы как хотите, а я снимаю перед авантазийцами бейсболку, ибо шляп не ношу: ну, не идут они мне!

Сет-лист: Ghost In The Moon (вокал – Заммет),. Starlight (вокал – Заммет, Аткинс), Book Of Shallows (вокал – Заммет, Аткинс, Коуэн), The Raven Child (вокал – Заммет, Ланде), Lucifer (вокал – Заммет, Ланде), Alchemy (вокал – Заммет, Тэйт), Invincible (вокал – Заммет, Тэйт), Reach Out For The Light (вокал – Заммет, Хартманн), Moonglow (вокал – Заммет, Коуэн), Maniac (кавер Майкла Сембелло, вокал – Заммет, Мартин), Dying For An Angel (вокал – Заммет, Мартин), Lavender (вокал – Заммет, Кэтли), The Story Ain’t Over (вокал – Заммет, Кэтли), The Scarecrow (вокал – Заммет, Ланде), Promised Land (вокал – Ланде, Мартин), Twisted Mind (вокал – Тэйт, Мартин), Avantasia (вокал – Заммет, Тэйт), Let The Storm Descend Upon You (вокал – Заммет, Ланде, Аткинс), Master Of The Pendulum (вокал – Заммет, Аткинс), Shelter From The Rain (вокал – Лангханс, Кэтли, Коуэн), Mystery Of A Blood Red Rose (вокал – Заммет, Кэтли), Lost In Space (вокал – Заммет). Бис: Farewell (вокал – Заммет, Коуэн), Medley: Sign Of The Cross/The Seven Angels (вокал – все).

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Владимир Импалер.
Благодарим за аккредитацию Игоря «Джеффа» Полякова (JC Sound).

Вся фотогалерея:

https://vk.com/album-2548741_263132302


Фотоаппарат в руках даёт некоторые плюсы в фиксации событий. Например, первый выход (или, вернее, выпрыг) Тобиаса на сцену произошёл в 20:12, последние раскланивания перед публикой — в 23:12. Три часа на сцене, и не соврал ведь! Без перерывов и других «поблажек» типа долгих инструментальных соло. В остальном чувства от концерта примерно похожи: да, нас изо всех сил веселили, и мы по мере сил веселились, хотя под конец было ощущение какого-то бесконечного затянувшегося финала в заколдованном цирке, где артисты застряли на арене, а зрители — на трибунах. Конечно, годы идут, и Тобиас в своей банданке уже чаще напоминает не Питера Пэна, а Кита Ричардса. И «команда мечты» Avantasia-2019 несравнима с той, что приезжала в прошлые разы, когда был и Михаэль Киске, и Аманда Сомервилль, и Андре Матос, увы, ушедший из жизни в начале этого лета… Конечно, и тех, кто остался, хватает для праздника, хотя лично мне ни Эрик Мартин, ни Ронни Аткинс не кажутся такими уж сверхвыдающимися фронтменами, Боба Кэтли было больше видно, чем слышно, а с лица Джеффа Тэйта не сходило выражение в духе «и что я, Филипп Киркоров, делаю на пауэр-металлическом шоу?» Кажется, больше всего удовольствия получала бэк-вокальная парочка — вокалист Херби Лангханс, благодаря участию в Avantasia изрядно прибавивший в известности, и певица Адриэнн Коуэн, у которой карьерный взлёт ещё впереди, но она очень старается, и рычит, и на лирику способна, всё при ней! Лангханс и Коуэн, благо на высоком помосте и всегда на виду, постоянно как-то подтрунивали друг над другом, перемигивались, словом, всячески сбивали этот мегапафос… Ну и, как все фанаты знают с самого начала, никакой оперы в Avantasia нет, это просто дуэты, трио, хоры, бесконечные перебежки по сцене, на возвышение и обратно, а актёрская игра ограничивается жестами рук и эпическими позами. Если брать аналоги, то в постановках метал-опер «Эпидемии» театрализованности гораздо больше. И вроде и критиковать Тобиаса не за что, но когда хочешь написать, что же было в концерте радостного и хорошего, в голову приходят только избитые фразы типа «музыканты по максимуму выкладываются на сцене». Да, выкладываются. Молодцы. И бисовая «Farewell», записанная, страшно подумать, 18 лет назад, по-прежнему прекрасна. Так что не прощаемся…

Владимир ИМПАЛЕР

Общее впечатление

4 мая 2019 г.
"Главклуб Green Concert"
JC Sound

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев