Ария: И в шутку, и всерьёз
Январь 11, 2023
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Ария: И в шутку, и всерьёз

Под звуки «Jingle Bells» на сцену выходят пятеро Дедов Морозов. Эта маскировка никого не обманывает – все знают музыкантов группы «Ария»! Именно они под конец года уже много лет подряд устраивают новогоднее шоу. Запись характерно замедляется, почти как в начале альбома «Герой асфальта», но звучит не «На службе силы зла», а «Breaking the Law» Judas Priest. Как, начинать концерт с чужой вещи!? Но на этом концерте всё не по правилам.

Новогодние хэви-метал-вечеринки – давняя традиция. Надо всерьёз покопаться в памяти, чтобы понять, кто их первый начал. Похоже, что это «Ария» и была, причём относительно давнего, ещё с Артуром Беркутом периода. Тогда перед группой, в которую пришёл Артур, стояла задача – начать новую если не главу, то страницу своей истории. А расставаться с прошлым лучше всего как? – смеясь. Вот и начались новогодние шоу, а за ними и фанатские обсуждения со смесью ужаса и восторга о том, как, дескать, «Ария» поёт «Раскачаем этот мир» в стиле регги, миксует «Антихриста» с народной потешкой «Ехал Грека через реку», каверит песни из советских кинофильмов, словом, устраивает дикий мэш-ап и капустник с электрогитарами вместо степенного метал-шоу от солидных взрослых дядек. Даже жаль, что не довелось видеть это вживую. И, видимо, восторга всё-таки было больше, чем ужаса, потому что и с приходом Михаила Житнякова, когда «Ария» вернулась на главную последовательность эволюции метал-звёзд, новогодние программы продолжились.

Правда, уже без былого нигилизма. Если с чем их сравнить, то не с капустником, а с «зелёным концертом». Это когда группа завершает длинное турне, все напряги позади, и можно позволить себе что-нибудь этакое. Сыграть любимый кавер. Или что-нибудь, что долго не играли. Позвать на сцену техников. Немного отойти от привычного образа. Примерно это и есть нынешнее шоу «Арии».

Сыграв пару куплетов, команда скидывает тяжелые красные балахоны Дедов Морозов. Хотя и футболки, в которые они одеты, не вполне в стандартах хэви-метал-шоу: у Сергея Попова изображена «Ария» в стиле «Симпсонов», у Владимира Холстинина – большая надпись «Санта хо-хо-хо», а у Виталия Дубинина попросту гриб-мухомор (символизм подгоните к картинке сами, не придумывается). У барабанной стойки обосновался красный мешок с подарками – Михаил Житняков то и дело подходил к нему, запускал руку и щедро одаривал первые ряды горстями конфет.

«А теперь давайте все вместе раскачаем этот мир!» – концерт переходит на привычные рельсы «бест оф» (и никакого регги, абсолютно привычная трактовка), а Михаил Житняков – в режим конферансье, напоминающий ведущего утренней радиопрограммы, который должен связать по смыслу в одном предложении несколько названий песен, сюжетно их обыграв. В памяти встаёт картинка после какого-то древнего концерта «Арии» в ДК 40-летия: толпа фэнов, поющих «раскачаем этот троллейбус»… внутри троллейбуса, понятное дело. Есть некая двойственность в Михаиле-фронтмене: улыбающийся, душа-нараспашку красавец, но в разговоре с публикой он как водитель этого метал-троллейбуса, который только объявляет остановки, но никогда не свернёт с пути невидимых проводов… Но на таких более неформальных концертах он немного оттаивает, появляются слова от себя, разговорные, а не декламационные интонации.

«Уходи и не возвращайся» – в устах Житнякова она прозвучала как прощание с уходящим, «сложным и неоднозначным» годом. Но было в нём и хорошее! «Надо сказать, что в этом году мы подтвердили статус активно гастролирующего коллектива, сыграв в этом году 80 концертов!» Что-то, а в отчётных выступлениях Михаил по-прежнему знает толк.

В первых рядах появляются плакатики, изображающие перечеркнутые пивные кружки. Подготовился фэнклуб, молодцы! Звучит кавер советской кинопесни «Губит людей не пиво». Сюрприз! Или не сюрприз, судя по сет-листам предыдущих новогодних концертов. Эта вещь в рок-аранжировке (с лёгким оттенком «22nd Acacia Avenue») группе очень идёт. Как и дурашливая «Постой, паровоз» из «Джентльменов удачи». Если вспомнить, корни музыкантов «Арии» – в ВИА-коллективах, и подобный музыкальный материал для них свой, родной, настоящая «корневая музыка». Главное, не перестараться в «оммажах», ведь шутников и пародистов на рок-сцене и так хватает. И хотя смешная шутка редко бывает не к месту, главная радость на рок-концерте – от удавшейся музыки, той, которая бьёт «наотмашь и насквозь».

Таких было как минимум два номера, два музыкальных подарка, которые стоили всего концерта. «Беги за Солнцем» – культовый эпик с альбома «Генератор зла», многие фанаты просто мечтали его услышать живьём. И «Tears of the Dragon», великую балладу сольного Брюса Дикинсона – тут уже скажу, не думал, что вообще кто-нибудь и когда-нибудь это споёт! Трактовка Михаила Житнякова абсолютно безупречна. Какой великолепный кавер-артист в нём пропадает… И ещё – не то чтобы потрясение, но прекрасный сюрприз: очень тепло и естественно прозвучала околоблюзовая «Пытка тишиной», в которой весь лид-вокал (на альбоме «Генератор зла» – только в куплетах) принадлежал Виталию Дубинину. «Каждый новогодний концерт мы стараемся сделать немного необычным, и иногда для этого приходится из пыльного сундука доставать песни, которые редко звучат на наших обычных концертах. И сейчас тот самый случай», – сказал, представляя песню, Виталий. Ровно через два дня ему предстояло выйти в роли фронтмена уже собственной сольной группы, а тут он словно «пробовал ногой воду» – как оно? Отлично получилось.

Кстати, как понять, чего ждут фэны? Очень просто. Замечали, что на каждом концерте, где бы вы ни расположились, у вас за спиной будет фанат, считающий должным подпевать громче артистов на сцене? Он там неспроста. Это индикатор. Если песня любимая, известная в народе – фанат поёт её от и до. Если хит второго плана – припев. Если «новьё» – только повторяющиеся строчки, которые можно запомнить в моменте – это знак, что песня пришлась по душе. «Раскачаем…», «Уходи…» и «Колизей» он пел целиком, в «житняковских» «Фениксе» и «Дальний свет» – припевы, а вот баллада «Точка невозврата» авторства Михаила, похоже, уже вошла в золотой фонд. Как и «Там высоко», в оригинале – фортепианная баллада, а в концертной версии – среднетемповая электрическая песня для хоровых распевок.
Ещё о метаморфозах – в «Колизей» был вплетён (кажется, Холстининым) рифф из «Venus» Shocking Blue, что продолжило традиций глумления над любимым хитом времён СССР. В своё время Артур Беркут в компании с Петром Акимовым скрещивали её с «Волей и разумом»…

Мы не раз рассказывали о стадионном шоу, с которым «Ария» сейчас гастролирует по городам России. Формат новогоднего концерта куда проще: из декораций только пара баннеров со снеговиками, да мультик с пляшущими новогодними скелетиками на основном экране, который иногда сменяется коллажами на тему отдельных песен. В кульминационные моменты на авансцене «пыхают» пушки светом и паром – такая «вегетарианская» замена файер-шоу. А по краям сцены в моменты, напротив, романтические (кавер-перевод баллады Golden Earring «Беспечный ангел») включаются пушки с мыльными пузырями… “I’m a f*cking Prince of Darkness, what, the f*cking bubbles?” – зазвучал в голове голос Оззи Озборна. Но нет, мыльные пузыри – отличный атрибут метал-концерта! Особенно новогоднего. Одно пожелание: добавьте в следующий раз, пожалуйста, пару-другую актёров на ходулях, которые выдували бы гигантские мыльные пузыри и выпускали их прямо над головой публики…

Есть в новогодних концертах уже свои постоянные элементы. Кроме шутливых каверов это разные визуальные «хохмы». Самая яркая – в песне «Зомби» (дескать, его металлисты должны вызывать вместо Снегурочки) музыканты надевают маски а-ля орки из фильмов Питера Джексона («Кто пустил на сцену вокалиста из Slipknot?» – удивляются в толпе), а Житняков устраивает хоровые распевки с залом… «Песню про зайцев» «арийцы» исполняют, понятное дело, нацепив заячьи ушки, а в «Точке невозврата» – выходят в скафандрах космонавтов.
Ещё один номер, который идёт не первый год – барабанное соло Максима Удалова. Выбор интересный – это джазовый стандарт «Караван» Дюка Эллингтона (Удалов играет под инструментальный минус), судя по всему, из фильма “Whiplash”, посвящённого судьбе барабанщика. Вся развязка картины строилась как раз вокруг этой партии…

Был и выход роуди: на «Тореро» вместо Владимира Холстинина вышел его техник Илья Ситников, Виталия Дубинина – Константин Ворона, а Попова заменил известный гость, экс-коллега Житнякова по «Гран-Куражу» Михаил Бугаев. Ещё один гость появился уже на бисовой «Улице роз». Юный длинноволосый блондин-гитарист был в маске «Жорика», весёлого черепа с обложек «Арии», и хотя под конец номера он маску снял, инкогнито так и осталось нераскрытым. Уже потом в соцсетях стало известно, что парня зовут Стас Белых (проект White Stas), ему 17 лет, учится гитаре четыре года, записывался с группой «Артерия» (экс-гитариста «Арии» Сергея Терентьева) и сольным проектом её барабанщика Сергея Кутаева, гостил на концертах других рок-команд.

Концовка шоу, как говорят, предсказуема: и сцена, и зал хором поют «В лесу родилась ёлочка». Дальше поклоны, фотографии, поздравления… Кстати, бокалы с шампанским на сцену для музыкантов вынесла Саша Патрашова, дочь наших друзей и создателей портала «HeadBanger.Ru». Украшение финала! Жаль, посмотреть на это удалось уже краем глаза по пути в гардероб… А у сцены фанаты продолжали распевать новогодние песни и добирать крупицы праздничного ощущения, чтобы днём позже вспомнить уже у своих домашних новогодних ёлок.

А кому и двух с лишним часов концерта не хватило, в сети есть запись прошлогоднего выступления. Это специальный новогодний «Живой огонёк 2022» – праздничный концерт примерно в том же антураже, только в формате live in studio, для тех фэнов, которых мутит от традиционных шоу по центральным каналам. Если вам не хватает слов репортажа и хочется побольше новогоднего настроения – приятного просмотра. Вот только год, который встречали тогда, нас так подвёл…

Сет-лист: Breaking the Law (кавер), Раскачаем этот мир, Уходи и не возвращайся, Губит людей не пиво (кавер), Беги за Солнцем, Колизей, Там высоко, Пытка тишиной, От заката до рассвета, Tears of the Dragon (кавер), Caravan (соло Максима Удалова), Тореро, Феникс, Точка невозврата, Прощай Норфолк!, Дальний свет, Постой паровоз (кавер), Зомби, Песня про зайцев (кавер), Герой асфальта, Ночь короче дня. Бис: Беспечный ангел (кавер/перевод), Улица роз, В лесу родилась ёлочка (кавер).

Владимир МИЛОВИДОВ

Фото – Наталья Бондарева.
Благодарим Анастасию Кругликову (TCI Concerts) за аккредитацию.

Все фото — 

или https://vk.com/album-2548741_291003888

Общее впечатление

Москва, клуб «Известия Hall»
30 декабря 2022 г.
TCI Concerts

Владимир Импалер

Владимир Импалер