Amorphis: Академический концерт
Июнь 1, 2017
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Amorphis: Академический концерт

Как следовало из анонсов, на концертах в двух столицах РФ (называть их «российским туром» на фоне реального тура по девяти городам нашей страны в 2013 году как-то не получается) Amorphis отмечал десятилетие альбома «Eclipse». Пусть не самого главного в дискографии с точки зрения поклонников, но всё же знакового.

Во-первых, на нём дебютировал нынешний фронтмен группы Томи Йоутсен, сменивший казавшегося незаменимым Паси Коскинена. А во-вторых, в «Eclipse» вошел хит, без которого с 2006-го года не обходится ни одно шоу Amorphis: «House Of Sleep». Статистика setlist.fm говорит о том, что он был сыгран 669 раз и, невзирая на «разницу в возрасте», догоняет «My Kantele» (690). «Бронза» – у «The Smoke» (576), ещё одного абсолютного хита из «Eclipse», ненамного обогнавшего «Black Winter Day» (551). Цифры приведены с учётом московского и питерского концертов, сет-листы которых идентичны.

Мой личный интерес к этому мероприятию возник на фоне прошлогоднего приезда финнов. Ещё совсем свежи воспоминания о том, как они представили в той же самой «Вольте» альбом «Under The Red Cloud»: энергично, «крышесносно» и на одном дыхании, до мурашек по коже. То шоу стало для меня Концертом года (см. «инроковские» редакционные «Итоги 2016»). Не стану скрывать, что Amorphis — одна из самых любимых команд, и видеть её на пике возможностей – особое удовольствие. По приходу в клуб стало очевидно, что это мнение разделяют многие — в пятницу к девяти вечера танцпол и «випы» в «Вольте» были заполнены плотнячком.

Не люблю опаздывать на концерты, но на этот раз прийти вовремя не удалось. Пришлось пропустить специальных гостей — итальянцев Heretic’s Dream. У большинства тех, кто застал саппорт-бэнд, их сет не вызвал энтузиазма, однако по пришествии домой я решил копнуть информации о группе в сети и послушать-посмотреть, что упустил; иногда собственные мнение и вкус идут в разрез с общественными. Судя по промо-видеороликам, играет группа готик-метал, изрядно приправленный модерн-металлическими фишками, а в центре внимания находится фактурная фронтледи Франческа ди Вентура. На мониторах Heretic’s Dream выглядит и звучит достойно,  музыка не несёт откровений, но и явного отторжения не вызывает.

Выступление главных героев вечера открыл сет фрагмент симфонической поэмы Яна Сибелиуса «Куллерво»; «Eclipse» посвящён трагическому герою эпоса «Калевала». Это не случайно — фонограмма стала своеобразным мостиком от классика академического к классикам металлическим. Едва инструменталисты полностью вышли на сцену – клавишник Сантери Каллио заиграл вступление к «Two Moons», первой вещи «Eclipse». Обычно музыканты приветствуют публику после второй, а то и третьей песни, когда народ раскачался и установил контакт с артистом. Но тут фронтмен Томи Йоутсен сказал «Гуд ивнинг», едва отзвучала кода «открывашки». Добавил, как рада команда вновь приехать в Москву, да ещё и с «новым старым» участником. Если кто не в курсе – за пару недель до российских гастролей на своей странице в facebook басист Никлас Этелявуори, игравший в группе с начала века и записавший в том числе и альбом-«юбиляр», сделал заявление, что покидает Amorphis. В качестве причины он сослался на разногласие с менеджментом. Преемником оказался… Олли-Пекка Лайне, которого Никлас сменил на этом ответственном посту в 2000 году. И он показал себя настоящим профессионалом, отыграв программу без сучка и задоринки. Покинув Amorphis, Оп-Лайнен (а Йоутсен объявил его именно так аж дважды, в первый раз показалось, что «н» на конце послышалась, но во второй сомнения рассеялись) не ушёл из музыки. На данный момент он является участником стоунер-метал-бэнда Mannhai и прогрессив-дум-дэтовых Barren Earth.

Звук в зале был достойный, хотя и не без маленького нарекания: на тройке первых номеров ритм-гитара Томи Койвусаари угадывалась с трудом. Те, кто знает материал альбома наизусть, не дадут соврать: солирующие партии Эсы Холопайнена поначалу воспринимались немного непривычно, чего-то в них недоставало, и только ближе к концу третьего номера «Leaves Scar», когда инструмент Койвусаари «обрёл голос», стало ясно, чего именно…

В остальном всё было хорошо, Amorphis шли чётко по трек-листу пластинки, исполняя материал «близко к тексту», чуть ли не нота в ноту. Грамотно, чётко, стройно и, пожалуй, чересчур академично. Да, саунд «качал», играть музыканты умеют и делают это хорошо. Но напрашивается сравнение с симфоническим оркестром во главе с дирижёром-профессионалом, который коллектив сплотил, но не смог воспламенить энергией произведения. В качестве условного дирижёра выступал альбом «Eclipse» в том каноническом виде, в котором слушатель ему внимает одиннадцатый год. Единственным отступлением от студийной версии было, пожалуй, слегка растянутое вступление к одной из песен. Для рок-концерта, при всей моей пламенной любви к Amorphis — маловато будет.

Из вышесказанного можно понять, что «основной программой» стал альбом «Eclipse», сыгранный «от корки до корки». Правда, без бонус-трека «Stone Woman», присутствующего на некоторых (в том числе российском лицензионном) изданиях. Учитывая продолжительность услышанного, можно назвать «бисовую» программу, перед которой финны даже толком за кулисами не скрылись, вторым отделением концерта. Практически сразу зазвучала тема «Thousand Lakes», после которой уже живьём группа выдала «Into Hiding». И вот тут возгорелось пламя истинного рок-н-ролла! Группа жгла. На одном дыхании пролетели «Against Widows», почти полностью спетая Койвусаари «Drowned Maid» и слегка растянутая «My Kantele». Растянутая, но не занудная. Во время неё Йоутсен объявил всех участников действа, включая до сих пор мной не упоминавшегося (but not least!) одного из основателей Amorphis, барабанщика Яна Рехбергера. Каждый музыкант после оглашения его имени выдал по небольшому соло. Отыграв полновесную тяжёлую версию песни о национальном финском музыкальном инструменте, группа покинула сцену…

…Чтобы вернуться на неё через три минуты. В качестве интро к третьему отделению была выбрана фонограмма с фрагментом композиции «Into The Wilderness» из альбома «The Wild East» (1986) малоизвестной за пределами Финляндии рок-легенды Piirpauke. Вслед за ней Amorphis сыграли «Better Unborn» и «Black Winter Day», после чего Йоутсен поблагодарил всех пришедших за поддержку, пообещал, что они непременно приедут ещё, и сфотографировался со всеми музыкантами на фоне благодарной аудитории. Поклон группа совершала под звуки «Vaivaistalossa», хумппа-кавера на «House Of Sleep» в исполнении (а как вы думаете, кого же ещё?) Elakelaiset.

Резюмирую. В общем и целом концерт получился хороший. Искромётный, но не пламенный. Годом раньше шоу Amorphis пролетело в один миг, а вспоминается по сей день. Ныне же группа не смогла заставить потерять ощущение времени. Впрочем, и скучать те восемьдесят минут, что шёл концерт, не пришлось.

Сетлист. Композиции с альбома «Eclipse»: Two Moons, House of Sleep, Leaves Scar, Born from Fire, Under a Soil and Black Stone, Perkele (The God of Fire), The Smoke, Same Flesh, Brother Moon, Empty Opening. Второе отделение: Thousand Lakes, Into Hiding, Against Widows, Drowned Maid, My Kantele. Бис: Better Unborn, Black Winter Day.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Михаил Грушин.
Благодарим агентство Spika Concerts за аккредитацию.

Общее впечатление

12 мая 2017 г.
Москва, клуб "Volta"
Spika Concerts

Метки Amorphis, doom metal
Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев