Almanac & Archontes: Виртуозы в городе панков
Музыкант, гитарист и продюсер Виктор Смольский известен в первую очередь по участию в немецкой группе Rage. Любители отечественного металла знают его и как участника записи альбома Валерия Кипелова «Реки времён». Было у Смольского и еще несколько музыкальных проектов, а после ухода из Rage он вплотную занялся собственным детищем в жанре симфонического пауэр-метала — группой Almanac. В преддверии выхода нового, второго по счёту альбома этот проект посетил с концертами Россию.
Открывала вечер московская группа Archontes – одна из команд, стоявших у истоков отечественного пауэр-метала. К сожалению, у них было очень мало времени на саундчек, поэтому звук отстраивался по ходу выступления, в режиме обратной связи с залом: вокалист Андрей Федоренко интересовался у слушателей, какие инструменты стоит сделать погромче, а какие, наоборот, убавить. Не считая трудностей с микрофоном у поющего басиста, Александра «Змея» Цветкова, звук в целом отстроить удалось.
Андрей на протяжении всего выступления активно общался с публикой, много шутил (зачастую излишне самокритично) и веселился на сцене — например, во время длинных соло знаками давал гитаристам понять, что пора заканчивать. Сам Андрей тоже побывал в шкуре инструменталиста, сыграв на флейте во вступлении к одной из песен.
У группы в данный момент отсутствует постоянный ударник, и на концерте за ударной установкой сидел Андрей «Танцор» Мартыненков, известный по участию в группах «Коррозия металла» и «Крюгер». Юмор, которым было пропитано почти всё выступление Archontes, сохранялся вплоть до ухода музыкантов со сцены, который происходил под марш из «Весёлых ребят». «Легко на сердце от песни весёлой» — с этим нельзя не согласиться.
После небольшой паузы на сцену вышли музыканты Almanac, из них первым — сам Виктор Смольский. Он открыл выступление заглавной композицией с прошлого альбома – «Tsar», посвященного истории России времён Ивана Грозного. Так как тур был организован в поддержку грядущего альбома «Kingslayer», сетлист также был богат и на новые композиции, которые команда исполнила вживую впервые.
Отличительной особенностью Almanac является то, что в группе целых три голоса – проникновенный и глубокий вокал Энди Б. Франка, пронзительный и напористый тенор Дэвида Ридмана и чарующие высокие ноты в исполнении Жанетт Мархевки (Jeannette Marchewka), с которой Смольский ранее сотрудничал в Lingua Mortis Orchestra. С такой конфигурацией очень важно правильно отстроить звук, чтобы ни один из голосов не терялся, и, в то же время, было слышно все инструменты. Звукорежиссёрам, как мне кажется, это удалось – и вблизи сцены, и в центре зала отчётливо читалась почти каждая нота.
Виктор родом из Белоруссии и прекрасно говорит по-русски. В перерывах между песнями он рассказал, что очень любит Санкт-Петербург, вспомнил, как Rage записывали здесь свой DVD «Full Moon in St. Petersburg» в 2006 году, и отметил, что остальные участники Almanac сейчас впервые в этом городе, а некоторые – и вовсе впервые в России. Виктор добавил, что очень хотел сюда привезти Almanac, несмотря на то, что его «пугали» тем, что Питер – город панков, и пауэр-метал здесь никто не слушает. Смольский сказал, что убедился в обратном, но, похоже, это были слова вежливости. Факты всё же были не на его стороне – на концерт пришло не больше ста человек. Это очень мало для группы уровня Almanac и для такого большого города, как Санкт-Петербург.
Спустя несколько песен Виктор представил ударника Атанасиоса «Заки» Цукаса и басиста Тима Рашида, рассказав, как Тим поразил его, записав все свои партии для нового альбома за один день. Далее последовало басовое соло — отрывок из песни Iron Maiden “The Rime of the Ancient Mariner”, за исполнение которого отвечал Энди Б. Франк.
Что касается самого Виктора — он считается виртуозом по праву. В процессе исполнения своих потрясающих, технически сложных, но в то же время очень мелодичных и проникновенных соло он полностью погружается в процесс, закрывая глаза и словно подпевая своей гитаре. Композиторский и исполнительский таланты Виктора продолжают раскрываться, и те, кто говорит, что Смольский исписался, явно неправы. Almanac и лично Виктор даже по сравнению с самими собой звучат очень свежо и выделяются из безликой толпы команд в жанре симфонического пауэр-метала.
В завершение концерта Виктор объявил, как он сам выразился, кое-что «из старенького» – песню «Empty Hollow». Она стоит особняком в репертуаре Rage, но очень гармонично прозвучала на концерте Almanac. Услышать её, пусть даже не в исполнении Пиви Вагнера из Rage, было всё равно безумно приятно. В сет-листе была запланирована ещё одна песня («The Sacred Path»), но её, к сожалению, группа сыграть не успела – надо было торопиться на поезд. В итоге «Empty Hollow» стала последней композицией вечера и достойным завершением отличного концерта. Музыканты выложились на все сто, звук был неплох почти во всех точках зала, а немногочисленность публики была скомпенсирована её активностью и теплотой, с которой она принимала музыкантов.
Сет-лист: Tsar, Self-Blinded Eyes, Hands Are Tied, Regicide, Nevermore, Hail to the King, бас-гитарное соло (с отрывком из «Rime of the Ancient Mariner…»), Guilty as Charged, Headstrong, No More Shadows, Red Flag, Children of the Future, Losing My Mind, Empty Hollow.
Сергей СУХАНОВ
Фото — Анна Миронова (https://vk.com/gae4ka_photo_mironova).
Благодарим Евгения Силина (Alive Concerts) за аккредитацию.
17 ноября 2017 г.
С.-Петербург, клуб "Opera"
Infinity Concerts