Alkonost: Отчёт за четверть века
Март 12, 2021
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Alkonost: Отчёт за четверть века

Этот концерт для меня стал первой клубной вылазкой в этом году. Наглухо истосковался по живым электрическим концертам, и пропускать ещё один столичный приезд легендарных гостей из Набережных Челнов было бы преступлением.

Итак, вечер. Запуск в зал был обещан в 19:00, но начался с 20-минутным опозданием. Войдя на танцпол и приблизившись к сцене, заметил на ней музыкантов, продолжавших что-то отстраивать, включать-переключать в предконцертной суете. Не всё оборудование заработало, в частности, не получилось запустить осветительные головы, но на визуальной стороне выступления это не сказалось. Забегая вперёд, скажу, что и с музыкальной точки зрения всё было идеально.

Состав группы наконец (как же хочется в это верить!) устаканился. Шесть лет назад я впервые увидел Alkonost в клубе «ТеатрЪ» ещё на Старой Басманной улице на фестивале «Тропою предков». Именно тогда состоялось и знакомство с лидером команды Андреем Лосевым. Уже после своего выступления он вышел в курилку, увидел меня в «алконостовской» футболке «Путь непройденный» и удивлённо спросил, как удалось её сохранить в таком идеальном виде. Секрет был прост: примерно за месяц до того футболку мне подарил на день рождения коллега Алексей Арбузов, у которого она пролежала все эти годы в загашнике. Так, благодаря «тряпке», и познакомились. Спустя три года, на «Folk Summer Fest-2017», группа выступала уже в другом составе. К счастью, за последующие три года в Alkonost сменился только один музыкант, барабанщик. Зная, как хороши Alkonost в фестивальных сетах, давно хотел увидеть их сольный концерт. Да, они играли в Москве несколько раз с момента нашего первого живого знакомства, но попасть туда вечно было как-то не судьба. На сей же раз все планеты, стрелки часов и прочие условия сошлись. И я был тут, чему несказанно рад. Но обо всём по порядку.

Народу собралось немало. Не полный зал, но достаточно хорошая посещаемость. И были это люди неравнодушные, они мощно скандировали имя команды между песнями, громко подпевали и всякими иными способами давали знать группе, что она желанна и любима. После двухминутного интро, в ходе которого Alkonost, вооружившись инструментами, вышли на сцену в своём неповторимом образе, началось живое действо. С первых же минут длинноволосые музыканты начали «крутить мельницы» и продолжали это делать с небольшими перерывами практически весь концерт. У четверых, вокалистки Ксении Побужанской, основателя и лидер-гитариста Андрея Лосева, второго гитариста Павла Косолапова и басиста Рустема Шагитова, волосы весьма немалой длины. У барабанщика Равиля Низаметдинова тоже есть на голове пусть и более скромная, нежели у коллег, растительность, которой можно эффектно взмахнуть, но в силу специфики его работы одновременно работать всеми конечностями и впридачу головой зачастую проблематично. Наш фотокорр Наталья Бондарева была удивлена, как музыканты умудряются одновременно выделывать этот трюк и при этом играть, не вылетая «мимо кассы», а вокалистка – петь, не сбиваясь с дыхания. А вот могут!

Но да не это главное. Прежде всего – музыка. А она зазвучала как надо сразу, спасибо тем, кто обеспечивал звук в зале. Он был просто безупречен с первых секунд. Сами музыканты просили чего-то добавить в мониторы, но в зале всё было настолько идеально, что, ставь мы в журнале оценки под концертными отчётами, как в рецензиях, этот бы получил высший балл. Музыканты честно жили тем, о чём говорит их музыка. Фолк-метал у Alkonost эпичен. Новые песни отлично гармонируют со старыми, и это говорит, что творчество группой – не однодневка. Впрочем, традиции, легенды и общечеловеческие ценности, которые коллектив исповедует, вечны.

Открыла сет «Река» из «Песен белой лилии» (2016), продолжил «Хладный огнь ночи» из альбома «На крыльях зова» (2010), затем прозвучало «Безвременье» из него же. Всё это нон-стопом, после чего Ксения поприветствовала пришедших и отметила, что после такого вступления можно считать концерт состоявшимся. А уж дальше пришло время нового материала. Три номера прозвучали живьём крепко и убедительно. Затем все инструменталисты удалились, и настало время фортепианных версий. В прошлом году вышел целый альбом «Piano Versions». О нём написал отзыв Аскар Ибрагимов. В концертной программе эти самые версии прозвучали иначе. В студийном варианте они сделаны с небольшой электронной, нью-эйджевой «приправой» и ненавязчивой перкуссией. Здесь – только голос и (пусть и цифровое) пианино, на котором и сыграла клавишница «Piano Versions» Маргарита Петровская. На новом альбоме она выступила в качестве бэк-вокалистки, но в этот вечер к микрофону не подходила. В акустическом формате прозвучали две песни. Не знаю, как бы воспринялась часовая или даже сорокаминутная программа в таком ключе, возможно, она бы хорошо прозвучала в камерном пространстве типа небольшого музея или малого зала филармонии. А в клубе такое короткое «лирическое отступление» посреди рок-концерта – идеальный вариант.

Дальше Alkonost продолжили радовать слух публики новыми композициями. Среди них была и «Птица». Эта вещь в англоязычной версии («Bird») завершает альбом «Ведомые ветром», и второй вокал для неё в студии записал фронтмен Ensiferum Петри Линдроос. Для тура команда сделала русскоязычный вариант, брутально-вокальную партию в котором убедительно исполнил Павел Косолапов. После этого все музыканты, кроме барабанщика, минут на пять покинули сцену, и Равиль Низаметдинов выдал соло. Оно не было долгим, но технику барабанщик продемонстрировал недюжинную. Показал, что ничто ритмообразующее ему не чуждо. Были там и фанк, и шаффл, и бластбиты. Как и подобает хорошим драмерам, и позволил собой покрасоваться, и техникой блеснул. А под занавес во всех смыслах ударного перформанса вышли гитаристы и устроили перекличку со слушателями. «Мы сейчас играем две ноты, а вы их поёте», – ультимативно объявил Павел. У публики, которая уже хорошо раскачалась, вариантов не было. Из этой переклички выросла, подобно монстру из глубин веков, композиция «Years of Prophecy» с дебютного лонгплея «Songs of the Eternal Oak», на котором тогда ещё совсем юная группа звучала «по-трушному», пэган-блэково. Номер оказался приятной неожиданностью, при этом, сыгранный нынешним составом и с нынешним звуком, хорошо вписался в программу. Затем вышла Ксения, и уже все вместе музыканты исполнили нон-стопом несколько ударных песен средне-позднего периода. Лично у меня было полное ощущение полёта на волне музыки и полного слияния с ней. Да, пожалуй, не у меня одного. Приятно было видеть столько неравнодушных лиц, подпевающих команде, пританцовывающих, прыгающих и даже устраивающих слэм. Не глобальный, не лютый, но всё-таки! На припеве «Русалки» Ксения обращала микрофон в сторону зала, «бэк-вокал» которого звучал основательно и чётко. Ну а завершала сет эпическая «Ночь перед битвой». Для Alkonost это уже традиция.

Два часа на лихом драйве пролетели до неприличия незаметно. Биса не было. Зато по прошествии пяти минут (если не менее того) музыканты вышли в зал подписывать новый альбом и фотографироваться со всеми желающими. При этом они выглядели слишком бодро, как будто ещё несколько минут назад не рубились на сцене. Что лишний раз доказывает: хорошее шоу подпитывает не только зрителя-слушателя, но и самих артистов.

В этом году, если верить метал-архивам, Alkonost отмечает своё 25-летие. Рад за коллектив, который остаётся целостным нерушимым организмом, функционирующим на полную катушку. Раз группа существует, пусть даже не в изначальном составе, уже четверть века, это уже о чём-то говорит, не так ли? Пользуясь случаем, поздравляю всех причастных к этому событию. Этим и завершу свой отчёт.

Сет-лист: Река, Хладный огнь ночи, Безвременье, Лента на ветру, Парус, Ведьма («Ворония» cover), Птица-Печаль (фортепианная версия), Подруга-ночь (фортепианная версия), Пророчество, Там, где живут ветра, Птица (Bird), Years Of Prophecy, Листопад, Тропа к весне, Ожидание, Сказки странствий, Голос лесов, Папоротник, Русалка, Ночь перед битвой.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Наталья Бондарева.
Благодарим Ксению Побужанскую (Alkonost) за концертную аккредитацию.

Все фотографии — https://vk.com/album-2548741_278472466 или

Общее впечатление

19 февраля 2021 г.
Москва, клуб "Glastonberry"
Life Music

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев