80-летие Йоко Оно («Паспортный стол» и Ко.): Заслуженные блеятели искусст
Февраль 22, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

80-летие Йоко Оно («Паспортный стол» и Ко.): Заслуженные блеятели искусст

blues rock,hard rock,John Lennon,Local,Yoko Ono,Клуб Алексея Козлова,Москва,обычный,Паспортный Стол Что такое искусство для избранных? Забудьте всё, что вы об этом читали. В наше время это – например, быть одним из пятнадцати (!) слушателей, собравшихся в понедельничный вечер в клубе Алексея Козлова на перфомансе, озаглавленном «Йокоханалия».

Повод собраться хороший – как раз в этот день исполнилось 80 лет Йоко Оно, когда-то – возмутительницей спокойствия и субъектом коллективной ненависти в битловско-фанатском сообществе, сейчас – всеми почитаемой хранительницей ленноновского наследия. Поздравить ныне здравствующую певицу и арт-деятеля решили музыканты московской блюз-роковой команды «Паспортный стол».

Выбор Козлов-клуба для этой акции не случаен – в начале декабря там с успехом прошла аналогичная «деньрожденная» акция, посвященная Фрэнку Заппе, в которой приняли участие Kostarev Group, Дмитрий Казанцев и та же группа «Паспортный стол». Уже тогда родилась идея фестиваля, посвященного Йоко Оно. В нынешней акции Костарев с Казанцевым не участвовали, зато к ней проявила интерес коллега Казанцева по группе Mellow Yellow Ольга Олейникова, известная московская певица и преподаватель вокала, вместе с целым «цветником» вокалисток – это Ольга Лисикова, Анастасия Концевая, Ольга Романова и Полина Гегельская. Из них последние две — ученицы Олейниковой. Также к акции присоединился кларнетист Андрей Бессонов, известный по Goat’s Notes и Move Red Objects, и на этом список гостей закончился – видимо, в сравнении с Фрэнком Заппой популярность Йоко Оно, как говорили в известном фильме «Spinal Tap», «гораздо более избирательна».

Возможно, «Паспортный стол» с легкостью собрали бы клуб, объявив концерт как посвящение сольной карьере Джона Леннона – львиная доля исполнявшегося репертуара принадлежит именно дискографии Джона. Но группа не ищет легких путей – и в данном случае, и в своем творчестве в целом.
В нынешний состав «Паспортного стола» входят «отцы-основатели» — гитарист Руслан Чифуров и басист Сергей Алексеев (они делят между собой вокальные партии), и новый, но отлично показавший себя барабанщик Никита Насонов. Типичнейшее, наиклассическое пауэр-трио (вспомните Cream и Grand Funk Railroad), формат, очень распространенный на Западе, и не очень – у нас, где приоритет, как правило, отдается не общему командному драйву, а песенности и персоне фронтмена-вокалиста. Вдобавок группа русскоязычная, что делает ее шансы на успех в блюзовой среде совсем уж призрачными. Но Чифуров и команда не унывают и гнут свою музыкальную линию – от собственного творчества до таких вот кавер-концертов на необычные темы.

Надо сказать, что и собственное творчество их крайне далеко от клише ритм-н-блюза. Если коротко, то это разновидность музыкальной пародии, причем именно музыкальной – группа вышучивает закоренелые творческие, исполнительские и аранжировочные клише, эффектно прикидываясь порой то пошляками от латино, то изрядно поглупевшими Deep Purple, то впавшим в старческий маразм Миком Джеггером. В собственных же кумирах у «Паспортного стола» – совершенно неожиданная, абсолютно неизвестная у нас команда Elephant’s Memory. Кстати, друзья и музыкальные соратники Йоко Оно и Джона Леннона. Поэтому Руслан не отказал себе в удовольствии сыграть один из хитов Elephant’s Memory «Liberation Special», добавив под конец, что они слышали его версию и так прониклись, что даже поздравили его с днем рождения.

Слушая вещь живьем, понимаешь, в чём сила и родство душ и «Паспортного стола», и Elephant’s Memory, и Джона с Йоко. Фэны «Битлз» тысячи раз обсуждали, кто кем был в их любимой группе и что конкретно недоставало «битлам» по отдельности, в сольном творчестве. Чаще всего звучала такая мысль – Джон Леннон в команде был носителем рок-н-ролльного, бунтарского начала. Пол Маккартни же – «попсовик», мелодист и конформист. Естественно, всё это – огромное упрощение, но именно рок-н-ролльную, драйвовую, «ершистую» сторону творчества Леннона «Паспортный Стол» передает великолепно. Конечно, чуть-чуть недостает интонаций и тембра голоса Джона, но… Леннон был один, и «снимать» в ноль его – задача трибьют-бэндов, здесь же важнее передать драйв и силу музыки.

Опять-таки парадокс. После того выстрела 1980 года имя Джона Леннона занесено во все возможные списки великих людей XX века, и знает его даже полный профан в рок-музыке. Имя, образ, пацифистские идеи – да. Всё, кроме музыки. Сольное творчество Джона как будто ушло в тень, потускнело – за исключением, конечно, нескольких самых раскрученных хитов. Которые, кстати, в этот понедельник не все-то и прозвучали. Исключение – «Give Peace A Chance», «Cold Turkey» и основанная на идее Йоко «Woman Is The Nigger Of The World». Зато нашлось место для совсем уж экзотических вещей вроде позаимствованных с совместной записи Джона, Йоко и Фрэнка Заппы «Scumbag» и концертного джема «Well (Baby Please Don’t Go)». «Мы совершим кощунство – сыграем этот экспромт после репетиции», — признался басист.

Главная же загадка дня – песни Йоко (сольные и дуэтные), для исполнения которых и собрался весь этот цветник вокалисток во главе с Ольгой Олейниковой. Известно, что пение Йоко – почти всегда вызывает у «битломанов» искреннюю ненависть. Не всегда это заслуженно – при том, что японка, конечно, не певица в настоящем смысле слова, для своих по-японскому тоненьких голосовых связок она поет вполне прилично, особенно когда материал располагает (взять, скажем, роскошную лирическую балладу «I Want My Love To Rest Tonight»). А уж когда Йоко визжит или верещит, то вам остается только принять это за эстетическое высказывание или… заткнуть уши.
Но сейчас никакой Йоко на сцене не было, а были – то поодиночке, то дуэтами и трио, московские певицы с отменными вокальными данными, и даже вещи, которые слушать было в оригинале трудновато, превратились в настоящие конфетки. Это прежде всего «I Want My Love To Rest Tonight» — Ольга Олейникова призналась, что давно мечтала, как выйдет на сцену и споет эту вещь… Замечательная «кабарешная» «Yes I’m Your Angel» с вокалом Ольги Лисиковой (она поет порезче и пороковее). Совсем юная певица Ольга Романова проникновенно спела кельтскую балладу «The Luck of the Irish» – а Олейникова из зала снимала номер на видео и показывала ученице большой палец – браво, мол, молодец!

Нашлось место и музыкальному юмору – так, Чифуров скрестил рифф вещи «Don’t Worry Kyoko» с «цеппелиновской» «Moby Dick» (стыков и швов почти не заметно), а Ольга Олейникова охарактеризовала фирменную манеру пения Йоко как «подблеивание». «Возвзблеем же, друзья!» – обратилась она к коллегам, и все мы стали свидетелями уникального явления: вместо хоровых подпевок – хоровое верещание в микрофон. Даже когда «заслуженные блеятели искусств» (по ее же определению) ушли на время в гримерку сбоку от сцены, они не успокаивались и то и дело в какой-нибудь особо торжественный момент объявления песни из-за занавеса справа от сцены доносилось веселое и жизнелюбивое блеяние.

Глядя на лица вокалисток, понимаешь, почему они взялись за этот совершенно некоммерческий и изначально не претендовавший на шумный успех проект. В своих основных проектах – это Mellow Yellow с Дмитрием Казанцевым, Sunny Side Singers и др., барышни поют материал прелестный, но лиричный и добрый – фолк, блюз, рутс-рок. В нем не развернешься, не похулиганишь. А душа просит всё-таки настоящего рок-н-ролла. И, оказавшись «в шкуре» Йоко Оно, наши певицы смогли оторваться на полную катушку!

Завершился концерт самой известной, наверное, вещью сольного Джона «Give Peace A Chance», когда на сцену вышли все участники, а в зале все 15, а то и 20 зрителей от души подпевали знакомые строчки… В пустом темном клубе представлялись толпы хиппи, целое море народа, которое помнит творчество Джона и Йоко, но почему-то не заинтересовалось, быть может, просто не узнало о нынешнем событии. Но еще не поздно – по традиции клуба, все концерты записываются на видео, и в Интернете уже доступна полная запись «Йокаханалии». Может, ее найдет и сама виновница торжества… а почему бы и нет?

Сетлист: New York City (все), It’s So Hard, Give Me Something (ОЛ, НК), Woman Is The Nigger Of The World (припев ОЛ, НК; АБ — кларнет), We’re All Water (ОО+ ОЛ и НК), Kiss Kiss Kiss (НК, ОЛ, OO; АБ – гитара), Watching The Wheels, Scumbag, Yes I’m Your Angel (ОЛ), Liberation Special (припев OЛ, НК).
После антракта: The Luck Of The Irish (ОР, ПГ), Cold Turkey (АБ — гитара, кларнет), I Want My Love To Rest Tonight (ОО), Midsummer New York (ОЛ), Well (Baby Please Don’t Go) (ОЛ, ОО, НК), Move On Fast (ОЛ; АБ — кларнет), Walking On Thin Ice (АБ — гитара, вокал), Well Well Well, Don’t Worry Kyoko / Moby Dick (ОЛ, ОО, НК), Give Peace A Chance (все).
ОЛ — Ольга Лисикова, ОО — Ольга Олейникова, НК — Анастасия Концевая, АБ — Андрей Бессонов, ОР — Ольга Романова, ПГ — Полина Гегельская.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Сет-лист предоставлен Русланом Чифуровым.

Владимир Импалер

Владимир Импалер