Анастасия Волокитина: Джаз и фольклор от Владимира до Веймара
Февраль 1, 2014
Владимир Михайлов (118 статей)
Поделиться

Анастасия Волокитина: Джаз и фольклор от Владимира до Веймара

Анастасия Волокитина — молодая, но многообещающая певица из города Владимира. Выпускница детской музыкальной школы №1 им.С.И. Танеева и владимирского музыкального колледжа, Анастасия волей судеб оказалась в Германии.

Сегодня она совмещает учебу в Веймарской Консерватории имени Листа с преподавательской и концертной деятельностью. Анастасии всего 24 года, но она уже вполне состоявшийся артист, обладающий уникальным музыкальным языком и даром убедительно на нем высказываться. И доказательство тому второе место на престижном конкурсе Montreux Jazz Voice Competition 2013 (Швейцария).

Певица посетила свою родину с концертом в составе Jazz Eclectic – группы, в которой музыкальные идеи ей помогают развивать студенты консерваторий Веймара и Лейпцига. Получается уникальное сотрудничество русских и немецких музыкантов.
Концерт оставил от себя ощущение причастности к чему-то прекрасному, чистому и светлому. В этом, безусловно, заслуга Анастасии. Уникальная джазовая подача фольклорных тем Восточной и Западной Европы, выразительные собственные произведения, написанные в этом же ключе, безупречное владение голосом, непосредственность движений и уместность жестов, – певица держала слушателей в своих руках с первого до последнего звука, и публика внимала ей, позабыв на эти два часа обо всём на свете…
По окончанию выступления мы не могли не задать Анастасии несколько вопросов.

Ты закончила владимирский музыкальный колледж, поступила в Веймарскую консерваторию… Кто из преподавателей и в России и за рубежом помог тебе реализовать свой потенциал?
Главная заслуга принадлежит таким замечательным педагогам нашего владимирского музыкального колледжа, как Елена Алексеевна Денисова, с которой я занималась поп- и джазовым вокалом, и Николай Николаевич Грунский, с легкой руки которого я смогла написать свою первую песню. В Германии я учусь у таких прекрасных профессоров по вокалу, как Михаил Шифел и Джеф Каскаро. Уроки импровизации и композиции мне дает известный джазовый пианист Леонид Чижик.
А как вообще ты оказалась в Германии?
В 2008 году я окончила колледж, но очень хотела продолжить заниматься музыкой. Ни в Государственном музыкальном училище эстрадного и джазового искусства, ни в Российской академии музыки имени Гнесиных ко мне интереса не проявили. Нашла очень хорошую консерваторию в городе Веймаре с сильным преподавательским составом. Впрочем, и здесь мне сначала дали от ворот поворот. Сказали: «Девушка, может, вам лучше романсы петь? У вас в России все хорошо поют романсы, у вас это прекрасно получится». Я, помню, жутко расстроилась. Здесь, во Владимире, я была вся такая из себя звезда-презвезда. Думала, что хорошо пою джаз. А там превыше всего ценится умение импровизировать, и я просто не смогла понять, что они от меня хотят. К тому же сказалось мое плохое знание немецкого. В школе-то я английский учила. Через три месяца я повторила попытку, к тому времени более-менее освоила язык, так что недопонимания на этот раз не случилось, и всё окончилось удачно.

Чем различается учеба здесь и там?
Абсолютно другой подход. В Германии очень и очень большое место в образовательном процессе занимает обучение импровизаторскому искусству. Это не только теория как таковая, но и разные курсы по технике исполнения, поведения на сцене, где учат преодолевать комплексы, раскрепощаться и держать себя свободно и естественно. Но и у нас – в России – свои сильные стороны. Например, хорошо преподают саму технику вокала. Та же Елена Алексеевна – замечательно ставит голос. Мне, наверное, повезло, что смогла почерпнуть что-то для себя и здесь, и там.
Ты все еще студентка?
Да. В Германии я уже пять лет, и моя учеба продолжается. Не успеваю всё сразу – и учиться, и сочинять, и выступать. Учеба, конечно, очень важна, но так как мы учимся на артистов, то необходимо быть музыкантом в полном смысле этого слова, то есть музыкантом гастролирующим. У нас даже в зачетках отмечено, что мы должны каждый семестр давать по три концерта, причем не на сцене самого учебного заведения, а за его пределами. При этом в Германии не воспринимают всерьез того, кто играет нота в ноту только чью-то чужую музыку. Конечно, существуют джазовые стандарты, которые любят и играют все, и я в том числе. Но больше приветствуется если не собственные произведения, то хотя бы оригинальное прочтение чужих, и импровизация – чем больше, тем лучше.
Исходя из сегодняшнего концерта, сложилось впечатление, что ты любишь фолк, но мыслишь, как джазовый музыкант, из-за чего твои песни – это очень органичный микс того и другого.
Изначально так и задумывалось. Мыслить не джазово уже тяжело (смеется). Но и фольклор мне крайне интересен. На концерте мы исполняли народные песни – турецкие, украинские, азербайджанские, русские, для которых я сочинила новые аранжировки, а также мои произведения, стилизованные под определенную музыку того или иного региона. И, конечно, на сцене всегда присутствует элемент импровизации. Вот и сегодня мы на ходу меняли некоторые части песен.

Представь музыкантов вашей группы.
Так получилось, что с басистом Дорианом Голлисом (Dorian Gollis) мы учимся в одной консерватории. Он тоже очень загружен в плане участия в разных проектах, поэтому и учимся мы по сей день (смеется). С барабанщиком Гансом Отто (Hans Otto) мы какое-то время тоже вместе учились в Веймаре. Потом он переехал в Лейпциг, где и познакомился с пианистом – Мальте Зибернсом (Malte Sieberns). Так мы и собрались вместе. В этот раз на концерте нам помог и мой хороший друг Сергей Малёнкин. Он играет на балалайке и народных духовых инструментах.
Какова их роль в создании композиций?
Непосредственно от них зависит, как будет в итоге звучать песня. Основную тему задаю я, ставлю им границы и рамки, а дальше ребята создают звук, атмосферу, энергетику и все остальное.
В каком стиле ты ощущаешь себя наиболее комфортно?
Я пока не разобралась в себе, не поняла до конца, какой стиль мне ближе. Два года я училась импровизировать, пела джаз, свинг, би-боп, потом – переметнулась на фолк, теперь – пытаюсь смешивать эти две вселенные. Был период, когда песни рождались одна за одной. У меня обычно сначала приходит мелодия. Иногда она приносит с собой и текст, порой – нет, и на его поиски уходит время… Сейчас – затишье. Я подготовила одну программу и теперь в раздумьях – куда двигаться дальше. К тому же всё лето заняли подготовка и участие в конкурсе.
А вот об этом расскажи поподробнее – шутка ли – победа в таком престижном конкурсе, как Montreux Jazz!
Хорошо-хорошо! (Смеется.) Значит так: это было в Швейцарии, в Монтрё, на берегу Женевского озера. И это было здорово! Сначала, посмотрев видео с предыдущих лет, я подумала – вроде не так уж сложно и страшно – и отправила жюри свои песни. В первом туре я исполняла джазовый стандарт «Fascinating Rhythm» Джорджа Гершвина и свою песню «Kochki». У меня было всего полчаса, чтобы познакомиться с моей аккомпанирующей группой и сыграться. Слава Богу, в моем случае конкурс был вокальный, и оценивалась именно моя подготовка, а не сыгранность всей группы. Позднее, посмотрев выступление тех, с кем мне предстояло соперничать дальше, я немножко обалдела! В этом году в Монтрё собрались великолепные музыканты, и каждый из соперников казался настолько страшным вокальным монстром, что в свою удачу я уже верила не так сильно. Как нам потом сказали члены жюри, если бы каждый из участников этого конкурса приехал сюда в другие годы – то он бы был безоговорочным победителем. Но тем интереснее было участвовать! Для финала я выбрала стандарт Чика Кория «You’re Everything» и еще две пени – мои обработки украинской песни «Зазулейка» и азербайджанской «Galadan Galao». Жюри долго решало, кому дать какое место. В итоге я заняла второе место в номинации «Voice Competition 20132. А первое место очень заслуженно взял поляк Войцех Мырчек (Wojciech Myrczek).
Что происходит в твоей жизни сейчас?
Начала работать как педагог. Потихоньку переквалифицируюсь в доценты, поскольку меня пригласили преподавать в Эрфуртскую Музыкальную Академию. У меня уже есть свои ученики, и мне это безумно нравится! Вместе мы уже планируем всевозможные проекты, и я жду не дождусь, когда начнем их реализовывать! Я стараюсь дать ученикам все, чем смогла сама овладеть на практике. Еще в планах – сделать новую программу – я себе луп-станцию на днях купила, дорогую, хорошую (смеется).
У тебя есть альбомы?
Нет. У меня много разных песен записано, но сделать альбом пока не собралась.
Ты просто обязана записать альбом и… прислать мне его на рецензию!
(Cмеется.) Обязательно так и сделаю!

Владимир МИХАЙЛОВ
Фото — официальный сайт Анастасии Волокитиной http://nastjamusic.com/

Владимир Михайлов

Владимир Михайлов