Фиона Рюггерберг (Tvinna): Стихия воды
Немецкая певица и мультиинструменталистка Фиона Рюггеберг известна по участию в фолк-группе Faun. За более 20 лет она записала с ней десяток альбомов, сочетающих средневековую музыку, рок и дарк-фолк, но в прошлом году ушла, чтобы посвятить себя новому проекту Tvinna. В нём к ней присоединились нынешняя вокалистка Faun Лаура Хелла и аккордеонистка/саунд-продюсер из Нидерландов Фике ван ден Хурк. А в качестве рок-поддержки «трёх граций» подключились гитарист/басист Рафаэль Зальцманн (Eluveitie) и барабанщик Яспер Барендрегт (экс-Ulsect).
В начале 2021 года вышел дебютный альбом «One: In the Dark», который в промо-материалах лейбла By Norse Music описывается вкратце как «ritual progressive electronica dark pop», а подробнее – на шести страницах комментариев в духе: «Мы все пришли из одного и того же места, места, в котором мы были единым целым, мы были Одни: Во Тьме…»
Интервью Фиона дает, видимо, из своей студии или из уголка дома, отведённого для музыки. По видеосвязи видны инструменты на стенах, замысловатые украшения на столе и здоровенные колонки. Как это обычно бывает с европейскими музыкантами, Фиона – совсем не пафосная, очень улыбчивая и приветливая.
Ваша группа новая, вы только что выпустили дебютный альбом. Как лучше представить аудитории стиль Tvinnа?
Общая идея была сделать группу с несколькими женщинами в центре внимания, чтобы было разделение «фокуса» между ними. Часто встречаются группы, в которых одна фронтвумен, но у нас с Лаурой и Фике установились очень хорошие контакты, и мы специально решили, что в этой группе у каждой из нас будет своё пространство. С этой идеи и началась Tvinna, а что касается музыки, у нас не было чёткого видения, мы не планировали заранее, как она должна звучать. Скорее мы сложили вместе таланты и вкусы каждой из нас, и из этого получилась Тvinna.
Можно ли сказать, что темой творчества также стала женственность? Есть ли в этом доля феминизма?
Должна заметить, что я никак не отношусь к феминистскому движению и никогда не участвовала в нём. Однако мой опыт в музыкальном бизнесе таков, что это весьма “мужской” бизнес, как, в общем-то, и любой бизнес. А мы захотели создать проект для нас троих, которым могли бы управлять, не опасаясь, что кто-то отнимет у нас право голоса. Это можно назвать феминистской точкой зрения, но реальность такова, что в бизнес-кругах женщины не всегда могут решать за себя. Что касается творчества, то мы сочиняем тексты от женского лица, в центре внимания – женские темы, и в этом альбоме много таких сюжетов. Например, темы рождения, темы воды – все они связаны с женственностью.
Я получил промо вашего альбома, в журнале «InRock» опубликована моя рецензия…
Да, я проверила, это реально серьёзный журнал!
Это независимое издание, и я как волонтер занимаюсь там репортажами и интервью.
В конце концов, многие группы – это компания идеалистических волонтеров! Ты начинаешь делать музыку не из-за денег, а потому что заинтересован в этом. Хочешь сделать то, что приносит тебе удовольствие!
Мне понравился саунд альбома – он интересный и нескучный. Иногда бывает, что диск добротно сделан, но все вещи звучат одинаково, а вы добились большого разнообразия – как вам это удалось? Кроме того, вы родом из мира фолк-рока (Faun) и фолк-металла (Eluveitie), а здесь у вас получился «электронный дарк-поп». Будто вы сочинили что-то в духе рока и фолка, а потом Михаэль Крету из Enigma добавил пару своих спецэффектов, и вышла смесь фолка и «танцпола». Как вы пришли к такому звуку?
Я думаю, это вышло случайно. Когда мы сочиняем, каждый привносит свой музыкальный багаж, умения и идеи. Поскольку у всех почерки разные, то и песни получаются разные. А идеи в области саунда – это заслуга Фике, она абсолютный мастер звуковых эффектов, знает толк в студийной технике, отлично разбирается в аспектах электронного звучания. Мне и Лауре тоже нравится «электроника». Я выросла в 1980-х – 1990-х и очень люблю весь этот ранний электронный саунд. Наверное, это заметно на альбоме. В нём можно услышать, с одной стороны, «готичные» синтезаторы в духе девяностых, с другой – электрогитару в духе Eluveitie. Сочетая звуки гитар, электроники, «математическую» барабанную игру и наши голоса, мы получаем весьма интересную смесь. Не думаю, что есть похожие проекты… И это хорошо. Мы не хотели никого копировать, просто делали музыку и смотрели, что получится.
Что касается моего прошлого, я 20 лет была в Faun, и когда ты столько времени играешь в одной группе, начинают сказываться слушательские ожидания. Если ты что-то меняешь, они говорят (изображает скептика, скрестившего руки на груди): «Хм! Это не то, что раньше! Ты не имеешь права!» Это не оставляет пространства, чтобы «изобрести себя заново», испытать себя в новом качестве. А в Tvinna я счастлива, потому что могу попробовать столько всего, что никогда не делала в Faun, но всегда хотела.
Сложно ли создавать электронную композицию? С традиционными инструментами всё понятно, но когда нужно добавить электронные эффекты, которые не укладывается в нотную запись, как вы с этим справляетесь?
Часто это путь проб и ошибок. Фике гораздо лучше умеет работать с эффектами, она знает, при каком действии какой звук получится. А мне для этого нужно много попыток, иногда я провожу с одним звуком часы, пропуская через реверберацию, добавляя немного «биткрашера» (цифровой эффект снижения разрядности/частоты дискретизации, – прим. ред.) или дисторшена, пока не получу то, что надо. Для меня это художественное самовыражение с помощью технических средств.
Каковы отзывы на ваш альбом?
В целом – отличные! Фэнам Faun интересно: «А что она делает сейчас? Что это за новая группа?» Многим из них очень понравилась Tvinna, особенно поклонникам старой закалки, заставшим ранний период. Как я уже сказала, группе уже 20 лет, и в первые годы мы были более экспериментальными. Когда мы стали работать с лейблом Universal, звук стал отчасти «коммерческим», песни упростились и стали более предсказуемыми. Но старым фэнам не хватало в них душевности и разноплановости. Они рады материалу Tvinna. Те, кто не готов слушать ничего, кроме металла, конечно, «отвалились».
Творчество Tvinna посвящено четырём стадиям жизни и четырём стихиям. Как вы пришли к этим концепциям, и почему их сразу две?
Нам очень нравятся концептуальные диски, потому что они дают возможность глубоко погрузиться в тему и посмотреть на неё с разных углов. Много песен показывают много граней, много точек зрения. Мы сразу решили, что у альбома будет общая идея. А тема «элементов» связана с тем, что всем мы связаны с природой, наслаждаемся разными временами года; любим лес, воду, небо; часто выбираемся на природу за вдохновением. Поэтому выбор темы был очевиден. А связь со стадиями жизни возникла, чтобы добавить цикличность. Сами элементы ничто не объединяет, но если наложить на них жизненный цикл, появляется связь.
Этот альбом посвящён фазе рождения и стихии воды. Какие элементы с какими стадиями жизни будут связаны на будущих альбомах?
Хмм! Ты любопытен! Об этом можно догадаться, если подумать, что происходит, когда мы рождаемся, «выходим из воды». Мы много об этом говорили, и решили, что из воды, из бесконечного потока мы попадаем сразу на Землю. Так что следующая стихия – земля. Хотя мы обсуждали и другой вариант: первое действие после рождения – вздох, значит, это может быть воздух…
В промо-материалах упоминаются языческие богини Сунна и Перхта. Как вы узнали о них? Вы много читаете? Кто генерирует такие идеи?
Богиня Перхта достаточно жива в немецкой культуре, особенно на юге Германии. Это старый-престарый немецкий культ, посвящённый времени Перхты. Оно длится 20 дней между Старым и Новым годом, между Рождеством и Зимним солнцестоянием. В этот период много людей, целые сотни, одеваются в дикие маски, бегают по улицам и пытаются ударить тебя. Если не спрячешься, они догонят и ударят, и очень сурово! Этот культ произвёл на меня неизгладимое впечатление. Когда-то я была в альпийском регионе в это время, когда ветры дуют с гор, и это ни с чем не сравнимые ощущения… Я чувствую личную связь с богиней Перхтой, поэтому мы решили сделать про неё песню, чтобы передать в музыке её силу.
Из промо-материалов: «Слово «perat» в песне означает «яркий», «сияющий», оно родственно имени Перхты, старой, но до сих пор почитаемой богини, культ которой распространён в Австрии, отчасти Швейцарии, Баварии и Чехии. На праздник Двенадцатой ночи (в христианском календаре – Богоявление, – прим. ред.) Перхта и её слуги спускаются вниз с Альп на крыльях могучего ветра, а их вой проникает во все человеческие жилища, вызывая у одних ужас, у других – благоговение. Перхта заботится о новорожденных детях, о тех, кого не ждали и тех, кому не суждено было появиться на свет.
Что это для вас – часть личной веры или больше этнические, культурные связи?
Мы, в общем-то, языческая группа, я воспитана в этой культуре с детства, слышала истории из Эдды, и для меня это естественно. Я вижу мир таким образом и не могу увидеть его по-другому. Эта связь – не то, что чему можно научиться, а то, что чувствуешь, когда выходишь на природу, видишь птиц, они подлетают к тебе… Для меня каждый день – это чудо.
Мне очень нравятся ваши ответы, полные этих маленьких, но важных подробностей… В одном интервью дошло до курьёза: мы много и интересно говорили о философии, а когда время почти кончилось, музыкант сказал: “Ну вот, мы же не обсудили новый релиз…”
Да, но… Это ведь тоже интересно – знать, что у кого за душой в команде, кто о чём думает. Обычно смотришь на музыкантов снизу вверх, и они выглядят такими далекими… А ведь это просто люди, у которых есть свои мысли, взгляды, образ жизни, и они не прочь этим делиться.
Мне кажется, это важно и для понимания музыки. Ведь слушатель хочет не просто двигаться под ритм песни, но ещё и понимать, что автор хотел в ней сказать. Это как с картиной в музее.
Когда люди стремятся понять, это прекрасно… Песни Тvinna – очень личные. За каждой песней – очень важная история, которая происходила с нами самими.
Не могли бы вы поделиться этими историями?
Хорошо, начну с «Kites», так как могу много про нее рассказать. Это одна из первых песен, которую мы написали как команда. Когда мы впервые собрались для записи, то просто импровизировали в течение часа. Фике создала «дроны» (непрерывно тянущийся тон, на фоне которого разворачивается мелодия, – прим. авт.) со звуком большого барабана, а я и Фике просто джемовали целый час в трансовом стиле, и у нас получилась эта мелодия. Мы про неё совершенно забыли, но, наудачу, записали всю сессию, а потом я её послушала и создала основу песни. В конечном счёте получился рассказ об истории Tvinna, о том, как, пережив тяжелые времена, можно выйти их них более сильным, о том, как надо встречать лицом к лицу собственные страхи и преодолевать их. Для нас Twinna были шагом в сторону от всего привычного, мы собрались, чтобы стать сильнее вместе и найти «новых себя».
Ещё одна важная вещь – «Tides». Это весьма странная, причудливая песня с чудесной инструментальной частью в середине. Думаю, она немного выделяется из всего альбома.
Там превосходное ритмическое решение.
Да, это один из наших танцевальных треков, в нём есть ощущение «four on the floor» («прямая бочка», танцевальный ритм, в котором удар в бас-бочку звучит на каждую долю, – прим. ред.), а потом барабанщик начинает сходить с ума и разбивает ритм «four on the floor» снова и снова. А наш гитарист выдал соло, которое выносит мне мозг каждый раз, когда его слышу. А я написала вокальную мелодию. В ней – история о поиске того, кого тебе так не хватало, а ты и не знал об этом… Вначале, в куплете, мелодия спокойная, а когда наступает припев, ощущаешь счастье, что это случилось, что вы наконец встретились. Это счастливая песня, в ней есть чувство ожидания чего-то удивительно прекрасного.
А о чём заключительная композиция, «Skymning»?
Стихи для неё написала Лаура. Я не могу сказать, что именно её вдохновило, могу только сказать, что ощутила я, работая над песней. Для меня это – большие волны в океане, а ещё, быть может, женщина, которая что-то поёт, и песня разносится над всем водным простором, далеко-далеко. Так я себе это представляю, я часто воспринимаю песни как картинки. Но у моря есть еще и глубина… Может быть, ты заметил, что мы добавили в песне едва заметный звук эхолота, тот, что излучают подводные лодки, когда они в глубоком море (изображает рукой пульсацию 1 Гц). В этой песне тоже есть поиск, тоска по чему-то. Она отчасти меланхоличная и в то же время очень сильная. Хороший вариант, чтобы закончить альбом.
В одной из песен вы добавили в трек сердцебиение ребенка одной из участниц группы. Что это за песня?
«Inside – The Dark».
Я недавно разговаривал с Эйнаром Селвиком из Wardruna, и он тоже говорил о связи с природой. Вы видите вещи очень похоже…
(Смеется.) Мы хорошие друзья с Эйнаром!
Как вы оказались на его лейбле?
Потому что мы друзья, знаем друг друга много лет, ездили вместе в тур. У нас это… хорошее человеческое чувство друг к другу (прикладывает руку к груди). Мы осознанно выбрали By Norse, хотя были предложения и от больших лейблов, которые могли бы поднять нас на коммерчески успешный уровень. Но нам не хотелось этого, мы искали такой лейбл, на котором важнее всего человеческие отношения. На By Norse мы полностью свободны, они преклоняются перед нашей музыкой, и это нас вдохновляет, даёт свободу быть собой.
Каково было работать над альбомом в период пандемии?
Мы живем очень далеко друг от друга. Есть участники, которые живут в Швейцарии и Голландии, да и в Германии нас разделяют 500 км. Для России это ничто, а для Германии – огромное расстояние. Поэтому много песен мы написали методом “цифрового пинг-понга». Конечно, до пандемии мы встречались и лично, сочиняли песни вместе, и в марте 2020-го, к началу пандемии, почти закончили альбом. А микширование, которое шло с марта по август 2020-го, шло в основном в цифре. Так как мы живём далеко друг от друга, то работаем так: один посылает всем набросок, следующий добавляет свои идеи и тоже посылает всем, и это вроде работает. Концерт так не сыграешь, но создавать музыку можно.
Догадываюсь, что концертов у вас ещё не было. Как будет выглядеть выступление Tvinna?
Мы уже запланировали целое шоу. Если бы не пандемия, уже в 2020 году мы могли бы стать хедлайнерами большого голландского фестиваля «Castlefest». Была бы специальная световая партитура и много чего интересного. Не просто концерт с песнями, а «cinematic event», выступление, которое можно ощутить разными органами чувств. У нас великолепный светотехник, мы работаем и с хореографией, чтобы выразить музыку через движения, думаю, будет интересно! Мы постоянно генерируем идеи, и думаю, к моменту, когда мы сможем дать концерт, их будет ещё больше. Надеюсь, это случится скоро… (смеётся).
Вы также сами снимали свои клипы. Это был первый опыт создания видео?
Я сама делала видео, когда у меня был маленький фортепианный проект (он так и называется, Piano Project, – прим. авт.) несколько лет назад. А с Tvinna мы сами всё спланировали, написали сценарий, выбрали место съёмки, и пост-продакшен был тоже в наших руках. Я сделала весь монтаж, а с цветокоррекцией всё ещё нуждаюсь в помощи. Но это был хороший опыт. Я счастлива, что смогла выразить песню в видеоряде, дать ей новое измерение. Ещё многое предстоит выучить, но мне очень интересно, и уверена, что в будущем мы сделаем ещё много видеоклипов. Я очень загорелась этой идеей… Кстати, видео были крайне низкобюджетными. (Смеётся.) Но, думаю, это сложно заметить. Клип на песню «Kreutz» мы сняли на моей оленьей ферме…
Оленья ферма, ничего себе!
Да, у меня есть оленеводческая ферма. В ней много места, и весь клип был снят в нашем лесу, у меня «на заднем дворе». Первая сцена, возле каменной стены – это за нашим сараем (смеётся). Наши олени – не такие большие, как северные. Главный олень, босс, он вот досюда (показывает на лоб), а девчонки меньше. Они очень милые, и я очень их люблю!
…В завершение скажу, что мы уже работаем над новыми песнями.
Когда выйдет следующий альбом?
Мы думаем выпустить его в 2022 году, а некоторые песни опубликуем раньше. Даже если мы не можем поехать в тур, всегда хорошо выдать что-то на публику. Может быть у нас будет “промежуточный” EP с какой-то другой концепцией. Так что, может быть, к концу года вы ещё услышите, что делает Tvinna.
Спасибо за интервью!
Do svidanja!
Аскар ИБРАГИМОВ
Официальный сайт — https://tvinna.com/
Послушать музыку — https://orcd.co/oneinthedark