Стив Вай: Суть вдохновения
Выдающийся рок-гитарист современности Стив Вай – один из тех людей, которых хочется спросить обо всём сразу и не только, но для этого вечно не хватает времени. Подходящий момент наступил незадолго до очередного российского турне музыканта.
Казалось бы, Стива в России уже ничем не удивишь – был он тут и с обычными рок-концертами, выступал с оркестром, был в составе G3, давал мастер-классы, фотографировался на фоне наших русских березок… Предстоящее турне, однако, стало самым масштабным — более 10 городов по всей стране с востока на запад!
Ваши гастроли – настоящий подарок фэнам со всей России! Каковы ваши ожидания от этих гастролей?
Я считаю, мне очень повезло, ведь я приезжаю в Россию c концертами с начала 90-х. За эти годы я видел, как меняются люди, как им все больше и больше нужна гитарная музыка. У вас замечательная аудитория! Страна с такой богатой культурой – это как открытая книга для творческого человека. Мне очень нравится у вас. Но со своей рок-группой я не был в России уже довольно давно. В прошлом году приезжал в Москву и Санкт-Петербург с оркестром (с EVOlution Tempo Orchestra Стив выступал в Москве аккурат в своей день родения 6 июня, – прим. авт.), до этого – с G3. Но сольные концерты – это совсем другое. В них куда больше самого представления, динамики, общения со зрителями. Это очень весело! Во время нашего шоу есть еще момент, когда я приглашаю зрителей из зала подняться на сцену и помочь нам вместе сделать песню. На полном серьезе! Из этого получается отличное развлечение! В сольных выступлениях я даже играю по-другому, могу полностью раскрыться вместе со своей группой, мне с ними очень комфортно. Моя цель в игре – собрать воедино технику, язык тела и переполняющие меня эмоции. Так что я ожидаю, что публика будет больше вовлечена в происходящее.
Еще я очень жду концертов в городах, где еще никогда не был, и которые вообще не часто посещают американские рок-звезды. Для меня это всегда самая захватывающая часть гастролей: попадать в совершенно новые места, особенно те, что не изъезжены другими исполнителями.
Да, думаю, вас ждет много удивительных впечатлений из разных уголков России, и вы обретете множество новых фэнов. Но и в Москве, мы тоже очень ждем вас! Вы планируете играть материал с альбома «The Story of Light»?
Этот тур стартовал аж в 2012 году, и в ходе его я дал уже 199 концертов! Так что да, будет шесть-семь песен с «The Story of Light». Еще — вещей шесть, которые мои поклонники ждут от меня на каждом концерте. А еще я хотел бы добавить несколько композиций, которые не играл вживую давно или вообще никогда. Для меня всё сводится к тому, чтобы создать людям настроение, подарить им незабываемый вечер! В чём суть любой работы? В некотором роде мы все на службе у человечества. Вот ты сейчас делаешь это интервью – ты выполняешь работу на благо читателей вашего журнала. Я так же отношусь к музыке, к своим концертам. Конечно, мне самому всё это очень интересно, я безумно увлечен, и эта работа выходит у меня очень естественно. Но большую часть времени на сцене я чувствую, что я служу на благо других людей, делаю их счастливее. Мне от этого делается очень хорошо!
Безусловно! И в то же время вы выступаете как ретранслятор творческой энергии…
Именно! Я думаю, каждый из нас — такой источник энергии. И чем более глубокой и впечатляющей является наша работа, тем более мощный поток энергии мы можем подарить людям!
С этой точки зрения, что именно вас больше всего увлекает в творческом процессе? Вам интереснее играть на сцене или сочинять музыку?
Сколько я себя помню, важнее всего для меня было одно и то же – сама идея, будь то задумка песни, новая мелодия, способ игры… Придумать, нащупать нечто удивительное и приложить максимум усилий, чтобы реализовать задумку – вот что меня всегда завораживало! Когда это получается – я бесконечно счастлив. Я уверен, ты понимаешь, о чем я говорю. Каждый, кто читает это, поймет меня. Когда есть идея сделать что-то, непростая задача, которая будоражит и требует творческих усилий, то когда ее наконец реализуешь — это лучший подарок!
Как фотограф, я отлично понимаю, о чем вы. Суть в том, чтобы использовать невероятную энергию момента, прочувствовать его целиком. Именно так сбываются мечты…
Да-да, совершенно точно! Проживать по полной, наслаждаться каждым моментом – в этом суть!
А как музыканту сбалансировать технику и внутреннюю философию во время игры?
Думаю, в этом случае каждому стоит искать то сочетание техники и философии, в котором ему живется комфортнее. Некоторые очень увлечены техникой, и их эмоциональный вклад в игру страдает. Нужно найти баланс. Мне нравится быть техничным, ведь прекрасно, когда можешь сыграть абсолютно всё, что приходит тебе в голову! Но одной только техники не достаточно. Для полноты картины нужна и эмоциональная глубина. Надо чувствовать свои мелодии, то, что играешь и несешь публике. Очень легко затеряться и потонуть, если ты просто оттачиваешь технику, не привнося в игру себя. Технику развить очень просто. Просто повторить упражнение миллион раз, пока совсем уже не отсидишь себе задницу. И всё! Попробуй, поставь себе таймер и играй каждый день по несколько часов. Твоя техника подрастет очень быстро, но это вовсе не значит, что ты станешь хорошим музыкантом. Ведь что ты сможешь сказать с помощью своей техники?! И наоборот, ты можешь тонко чувствовать окружающий мир и обладать эмоциональностью поэта, но если техника на нуле, ты обрежешь самому себе крылья. Потенциал останется нереализованным. Так что необходим баланс, а вот формулу равновесия каждый должен найти для себя сам. Нет единого рецепта. Это путь, который каждый проходит по-своему. Но когда технические навыки отточены, открывается вход в новый мир, в удивительный мир музыки, где игрой можно сказать всё, что чувствуешь.
Более тонкие материи?
Да, именно так. Когда произойдет этот переход на новый этап, очень сильно зависит от того, насколько ты открыт творческой энергии, когда играешь на инструменте. Или делаешь фотографии, рисуешь, заключаешь сделку, готовишь рецепт… В любом занятии, чтобы раскрыть творческий потенциал, надо полностью переживать каждый момент. Иначе есть риск остаться где-то на поверхности, не входя внутрь потока, и слишком «интеллектуализировать» простую и ясную суть вещей, если ты понимаешь, о чем я. Такое тоже случается в музыке, только быстро наскучивает.
Да, отлично понимаю. А что для вас значат понятия «простота» и «сложность» применительно к музыке?
Эти понятия могут быть рассмотрены, так сказать, в широком и узком смыслах. С одной стороны, простота – это характеристика произведения, которое легко в исполнении, и при этом прекрасно звучит. В таком случае, сложность – это нечто замысловатое, исполнение чего требует длительной подготовки и практики. Это один срез, один уровень. С другой стороны, простота может восприниматься как идея, сформировавшаяся творческая мысль. Вместе с ней открывается и путь ее воплощения. Несмотря на то, что путь этот может состоять из множества шагов и казаться сложным, для тебя он будет простым и естественным. Бывает так, что довольно простая музыка оказывается очень сложной в исполнении, потому что требуется создать определенное настроение, войти в конкретное эмоциональное состояние и удерживать его. Вот например, у тебя может быть идея фотоснимка. Но ее реализация требует совпадения правильной подготовки и правильного момента времени. Со стороны, например, для меня, который только и снимает, что на свой iPhone, это может показаться чем-то неосуществимым. Но тебе дело дается легко, ведь ты ясно видишь суть своей задумки. Для тебя нет вопросов, нет сложности, есть только сама мысль. Так что простота и сложность относительны. Важно то, как люди реагируют на твое произведение, когда слышат или видят его; насколько глубоки их переживания и впечатления.
Да, на это тоже требуется и время, и тренировка. Отсюда немаловажный для творческого человека вопрос: как всё успеть? Каковы ваши секреты тайм-менеджмента для музыкантов?
У-у-ух… Вот это вопрос! (Глубоко вздыхает в задумчивости.) Да, сейчас такие времена, что нам всем приходится быть эффективными тайм-менеджерами и постоянно искать равновесия в жизни. У меня было время, когда оно отсутствовало – для меня существовала только музыка! Все другие обязательства только отвлекали меня от единственного желанного дела, и было безумно сложно.
С годами я понял, что равновесие надо искать внутри себя, и можно делать только одно дело одновременно. И качество жизни напрямую зависит от того, с какими мыслями проживаешь каждый ее момент. Так что, когда я не занимаюсь музыкой, также стараюсь получать удовольствие от своего дела. Даже просто гуляя вокруг дома, я наслаждаюсь красотой цветов вокруг, зеленью травы, голубизной неба. Проводя время с семьей, я целиком и полностью с ними. В прошлом было иначе, да и сейчас случается. И вокруг много людей, которые проживают жизнь без вовлеченности, как на автомате. Они всё время думают о том, что они хотят сделать, должны сделать или будут делать, но не о том, что они делают. Или же наоборот, застревают в прошлом.
Как говорится, иногда стоит перестать бежать и насладится красотой окружающего мира здесь и сейчас.
Точно! Подводя итог всем рассуждениям: что бы я посоветовал начинающим музыкантам, так это не напрягаться! Ты должен уметь замечать за собой, что начинаешь нервничать. Появляются мысли типа «у меня нет на это времени», «да я все равно никогда не стану известным» или «да не нужна никому моя музыка». Все эти мысли ничем не помогают, только голова заполняется ненужными вопросами. Ты только и слышишь внутри себя: «А как же я смогу это сделать? А пойдет ли мне это на пользу? Ну, зачем мне все это, куда я лезу? А где мне взять на это денег? А сможет ли этот человек помочь мне?» Такие вопросы стоят на пути настоящей продуктивной работы. Теперь, когда вы занимаетесь музыкой, концентрируйтесь только на ней. Даже если это час в день или даже час в неделю, будьте полностью сосредоточены в этот только на музыке момент. Все остальное подождет. В мире ведь много людей занимается музыкой. Очень многим хотелось бы достичь большего, но на них давит столько дел и обязанностей. Каждому из нас нужно зарабатывать деньги, оплачивать счета, покупать еду, поддерживать личные отношения. Просто все части жизни должны быть в балансе.
Если вы хотите только играть музыку и не можете привести ее в равновесие со всеми остальными сферами жизни, вас неизбежно ждет чрезмерное напряжение. Задача – научиться справляться со стрессом. Качество жизни и продуктивность зависят от того, как вы себя чувствуете, когда делаете то или иное дело. На этом я лучше остановлюсь, потому что мы оказываемся на пороге долгого серьезного разговора. В общем, мой совет: если вы хотите создавать музыку, не пытайтесь удалить все остальное из жизни, ищите равновесие, будьте сосредоточены и немного эгоистичны в отношении своего времени. Например, хорошо помогает вставать утром на два часа раньше, чем все, и именно это время посвящать музыке. Сначала будет нелегко, но если вы привыкнете концентрироваться на музыке именно в утренние часы, это войдет в привычку и будет легко!
Также важно ставить себе промежуточные цели. Но не отчаиваться, если вдруг их не удается достичь так быстро, как вам бы этого хотелось. Переживания и нервы тут совершенно не помогут. Так или иначе, вам надо сделать определенный объем работы, с нервами или без. Так уж лучше без!
Вот уж точно! А что вам помогает удерживать равновесие в жизни?
Поиск баланса и его удержание – это непрерывный процесс. Суть его — в способности взглянуть на себя со стороны. Что это значит? Главным образом, это умение проследить ход своих мыслей и признать, отбросив все иллюзии, что именно это вы и думаете. Как только вы признаете свои мысли, вы делаете огромный шаг в сторону их осуществления. Вы развиваетесь как личность. Порой мы так сильно вовлечены в ситуацию, что забываем простую истину: мы есть то, что мы думаем. А если наши мысли рассредоточены по поверхности поля всех наших дел, мы отвлекаемся от сути вещей. Мы начинаем думать о политике или религии, о том, кто и что нам когда сказал и как ему на это ответить, о том, случалось ли такое с нами в детстве и как же нам быть. Все эти ненужные вопросы замусоривают нашу голову, и мы не замечаем, как становимся заложниками собственных мыслей. Как же мы можем помочь себе? Первым делом мы должны признать, что внутри нас есть голос, он все время говорит с нами, и мы должны объективно оценивать то, что он говорит. Допустим, как это обычно бывает у молодых музыкантов, у кого-то в голове появляется мысль: «Я хочу записать альбом». А следом тут же появляется цепочка ядовитых вопросов: «Как я это сделаю, у меня же нет денег? У меня и времени то нет, и вообще это никто не будет слушать». Это все негативные пресуппозиции (скрытые утверждения, термин из психологии – прим. ред.). Но если вы замечаете за собой, что внутри вас включается негативное программирование, то уже можете оценивать свои мысли со стороны. Беспокойство, которое вызывает у вас вредоносный ход мыслей, возникает от того, что на какое-то время вы оказываетесь вне этого строя мышления. Значит, вы уже можете себе помочь. Ведь объективно оценивая ситуацию, ваш ход мыслей будет таков: «Мне не обязательно предрекать себе неудачу, это всего лишь мои страхи. Конечно, я могу записать альбом, если я действительно захочу этого. Не важно, кто что про это подумает и кому он понравится, а кому – нет. И да, глупо ждать, что кто-то за меня первым сделает шаги к реализации моих планов, это могу сделать только я сам» Так вы обращаете весь негатив в позитив, логично?
Да, абсолютно! И я знаю, что очень многим обращение своих страхов в позитивные суждения действительно сильно помогает. Но ведь начинающие музыканты, художники, артисты и так далее, наиболее часто забывают о своей творческой уникальности. О том, что часть их потенциала лежит в их неповторимости.
Да! Очень важно помнить, что других таких как ты – нет! Осознание этого само по себе дает огромную свободу. Подумай, ведь на Земле около 7 миллиардов людей. Когда я смотрю в твое лицо, то одновременно вижу 7 миллиардов лиц и ни одного такого же, как твое. И я узнаю тебя в толпе из миллиардов других лиц. Ты – уникальный человек! Есть хорошая поговорка про то, что мы все разные, и в том разнообразии, которым радует нас Вселенная, заложена невероятная красота. Очень часто мы не видим этой красоты, мы думаем, что если что-то настолько отличается, то это что-то — плохое. Так же и о людях: мы составляем представление о человеке на основе уже известного и привычного. Мне же кажется весьма разумной та мысль, что раз мы все разные и каждый по-своему уникален, то и ход наших мыслей разнообразен и у каждого особенный. Получается, и проявления наших творческих способностей неповторимы и прекрасны по-своему.
И понимание этого, действительно, окрыляет… Сразу чувствуешь столько воздуха в легких…
Именно! И эта мысль — настолько тонкая и неуловимая! А ведь в ней нет никакой тайны.
Ваша творческая мысль также неуловима? Когда вы сочиняете музыку, нужна ли вам обязательно гитара в руках или мысли приходят сами собой где угодно?
Да, мне по-всякому нравится: и с гитарой, и без нее. Очень часто я пишу, когда гитары нет под рукой, просто записывая мелодию на куске бумаги или на салфетке. Или могу набросать обложку альбома на том, что оказалось под рукой. И это так здорово: просто фиксировать всё, что приходит тебе в голову! Когда я сижу с гитарой, все происходит иначе, но для меня это не менее захватывающий процесс.
А пение для вас — тоже захватывающий процесс?
Ну, может, не настолько. (Звонко смеётся.) Я люблю петь! И мне, правда, нравится мой голос (снова смеется). Но для меня петь — это большая работа. Голос – очень чуткий в обращении инструмент. Вот почему я думаю, что многие вокалисты немного сумасшедшие. Но у них есть полное на это право. Они неспроста так переживают за свой голос. Вот, например, если в туре поешь два вечера подряд, на третий обязательно надо отдыхать. Петь три вечера подряд – по-моему, так никто уже не делает. Любой кондиционер в отеле и в туровом автобусе может лишить вас голоса. Можно легко простудиться или сильно заболеть, а это уже поставит под угрозу весь дальнейший тур. Так что, я думаю, вокалисты испытывают огромный стресс, постоянно оберегая свой голос. А еще его нужно держать в форме, заниматься. Так что мне нравится петь, но углубляться в это более профессионально, чем сейчас, я не хочу. Мой голос ведет себя по-разному от вечера к вечеру: когда-то он есть, когда-то – его нет. Играя, я могу давать по 20 концертов подряд и чувствовать себя превосходно! Но если я буду петь, можно сразу забыть о таком графике. В общем, я решил не давить на себя. И думаю, фэны этому скорее рады. В альбоме «The Story of Light» есть композиции, где я пою, но, мне кажется, моим фэнам это не очень нравится. (Иронично смеется.)
Но ведь вы выбрали играть инструментальную музыку не из-за нежелания петь, а потому, что именно в такой форме вам хочется выражать свои мысли, не так ли?
Да! Хотя иногда я и пою, но играть мне нравится больше. Мне так проще. Я выражаю себя через гитару, и меня радует то, что получается! На гитаре я могу прочувствовать каждую ноту. Безусловно, когда я пою, я их тоже чувствую, но мне не удается настолько приблизиться к сути каждой из них. Я не чувствую законченности в каждой ноте, которая есть в моей игре на гитаре, я словно продолжаю работать над материалом.
Если честно, я готова говорить с вами часами, но время неумолимо… Подводя итог всем размышлениям о простоте, сложности, красоте момента, мой финальный вопрос: а о чём вы думаете на сцене?
Знаешь, я стараюсь вообще ни о чём не думать. Это своего рода транс, в котором я сосредоточен только на том, чтобы играть с максимальной экспрессией. Я становлюсь единым целым с текущим моментом, растворяюсь в нём. Я творю и одновременно как будто наблюдаю за собой со стороны. Для меня всё в этот момент наполнено естественной красотой – потрясающее чувство! Конечно, где-то на фоне гудит внутренний голос: «Вот сейчас ты идешь на другую сторону сцены, а здесь соберись, будет непростой момент», или же: «А что люди сейчас думают, хорошо ли им там в зале», или: «До чего ж ужасный звук на сцене», и: «Ой, вот это клавишник только что промазал, бывает», и так далее. Все эти мысли — словно фоновый шум, и с каждым моим концертом я все меньше и меньше обращаю на них внимание. Я погружаюсь все глубже в состояние вне мыслей. Что это значит? Если сказать людям: «Я не думаю на сцене», они удивятся: «А как же ты можешь играть тогда?» Я говорю немного о другом. То, что происходит, очень похоже на чудо! Сначала вы должны назубок знать свой материал: технику игры и развитие композиции. Это не просто академическое занудство. Вы сможете войти в то постоянно ускользающее состояние сознания, которое вне мыслей. Их нет, вы словно парите над ними и открываетесь настоящей чистейшей силе вдохновения. Ведь вдохновение – это не мысль, это состояние. Вдохновение – это вдохновение!
Стив Вай выступит в нескольких городах России, в том числе 26 апреля в московском «Glavclub» и 27 апреля в КЗ «Аврора» в Санкт-Петербурге.
Катерина МЕЖЕКОВА
Фото автора.
Благодарим Алексея Холопцева (RIFF Entertainment) за организацию интервью.