Дерек Шериньян (Sons of Apollo): Лев, орёл и другие
Герои прогрессивного металла последнее время радуют нас. Когда-то визит супербарабанщика Майка Портного и группы Dream Theater казался несбыточной мечтой. В 2009-м это, наконец, произошло, но вскоре обладатель самой красивой бороды в прог-метале покинул группу, и “театралы” приезжали (вполне успешно) без него.
Сам же Портной наведался в Россию в 2012‑м, в составе инструментальной супергруппы PSMS (Portnoy-Sheehan-Macalpine-Sherinian). Затем был проект Shattered Fortress, в котором Майк совместно с музыкантами группы Haken отдавал дань музыке Dream Theater. В России он побывал летом 2017-го. Тогда в преддверии концерта мы общались с Портным, и он в разговоре упомянул грядущий новый суперпроект от прог-метала. Им оказалась команда Sons of Apollo, в которую Майк позвал двух товарищей по PSMS – басиста Билли Шиэна и клавишника Дерека Шериньяна. В состав также вошли гитарист Рон “Бамблфут” Тал, участник поздних составов Guns N’Roses, и вокалист Джефф Скотт Сото, певший, кажется, везде – от групп Ингви Мальмстина и Акселя Руди Пелла до Journey и Trans-Siberian Orchestra. В октябре 2017-го вышел студийный альбом Sons of Apollo ”Psychotic Symphony”, показавший, на что виртуозы способны в команде. Сейчас “Сыновья Аполлона” находятся в турне, в ходе которого 19 сентября побывают в Москве. В преддверии концерта мы пообщались с сооснователем команды, клавишником Дереком Шериньяном.
Здравствуйте, Дерек! Мы уже встречались и делали интервью восемь лет назад, на музыкальной выставке в Москве.
О, я вас помню, Владимир, рад снова разговаривать. Что, уже восемь лет прошло?
Да! С тех пор вы приезжали к нам с концертом в составе проекта PSMS, и вот теперь ждём вас снова с Sons of Apollo. Начну с вопросов об этом концерте. Что мы можем от него ожидать?
Прежде всего, стоит ожидать великолепной игры от всех пяти участников группы. Каждый – в прекрасной форме. Мы уже дали концертов 50-60, группа отлично сыгралась, и когда мы приедем в Москву, будем просто жечь. Мы также сыграем некоторые песни, которые не звучали в первой части турне.
(Судя по сет-листам предыдущих концертов, Sons of Apollo исполняют новый альбом целиком, добавляя к нему пару вещей Dream Theater, “Just Let Me Breathe” и “Lines in the Sand”, кавер “The Prophet’s Song”/”Save Me” Queen и тему из фильма “Розовая пантера”, – прим. ред.)
Я помню прекрасное выступление проекта Portnoy/Sheehan/Macalpine/Sherinian. Почему вы решили пригласить в новый проект не Тони, а нового гитариста, Рона Тала?
Мы хотели, чтобы группа была более рокерской. Бамблфут – музыкант из мира хард-рока и хэви-метала. Тони Макалпайн тоже прекрасный гитарист, и мы сделали с ним отличные инструментальные записи, но у Бамблфута есть как раз те качества рок-звезды, что нам были нужны для Sons of Apollo. Его вокальные способности тоже оказались очень кстати. Нам нужен был человек, готовый быть рокером на всю катушку, вот почему мы позвали Рона.
Вы работали с ним в первый раз. Как это было, удалось ли ему чем-то вас удивить и впечатлить?
Да, и очень! Я сразу осознал, что он серьёзный музыкант, настоящий виртуоз. Впервые мы увидели друг друга в студии, записывая первый альбом Sons of Apollo. Мы сразу нашли общий язык в музыке, начали перебрасываться идеями. То есть познакомились в процессе работы над музыкой. А потом отправились в турне… И я жду не дождусь, когда мы засядем за следующую порцию песен. Думаю, они будут гораздо сильнее. Потому что теперь у нас есть общая история.
Я помню ваши слова о том, что вы, клавишник, часто ощущаете себя гитаристом, сочиняете риффы так, как будто играете на гитаре. А как сейчас, когда вы работаете вместе с таким ярким гитаристом? Нужно ли изменить манеру игры, отступить немного в сторону?
Нет, я играю так, как играю всегда.
Нет ли чувства, что в группе два гитариста?
Можно и так сказать. Рон как-то сказал мне, что я – лучший гитарист, который когда-либо играл на клавишных. Это забавно слышать! С детских лет я очень увлекался музыкой Van Halen, а потом играл с лучшими из лучших гитаристов, и это всё отпечаталось у меня в голове. Но это лишь одна сторона моей игры. Я продолжаю играть на хаммонде B3, на фортепиано, прочих традиционных клавишных инструментах. Но эта “гитарность”, возможно, стала моей отличительной чертой, той, что выделяет меня из “общей стаи”.
Следующий вопрос про выбор певца. Мы все знаем Джеффа Скотта Сото, я его давний поклонник со времен его пения у Мальмстина, а его музыкальная история, возможно, даже длиннее, чем у Dream Theater. Когда вы приглашали в группу такого опытного певца со сложившейся карьерой, чего вы от него ждали? Опыта, зрелости, узнаваемого лица?
Я тоже фэн Джеффа! Помню, как слышал его, когда ещё учился в колледже, а Джефф пел у Ингви. А лучшее, что я скажу про него, не считая того, что он отличный певец, конечно, – на него можно положиться. С ним очень легко работать. Среди певцов много напыщенных эгоистических задниц, а Джефф – командный игрок, и с ним одно удовольствие и записываться, и играть живьём. На каждом концерте он вносит свою энергию, выкладывается на 100%. Я счастлив, что он к нам присоединился.
Читал, что поначалу у вас с Джеффом были разные представления о том, какими должны быть вокальные партии. В чём были разногласия и как вы их смогли преодолеть?
Я очень… как бы сказать, сам я не пою, но когда пишу музыку, то отчетливо слышу мелодические линии в голове, знаю, какими они должны быть. Я открыт для идей, которые предлагают другие, но считаю, что победить должна самая сильная мелодия. Очень часто в группах вокальные мелодии пишет певец. Я много раз с таким сталкивался. И бывает, что всё нормально, но могло быть и лучше! Мне приходится с этим жить, потому что пение – не моя епархия. Но в Sons of Apollo всё иначе. Я как продюсер могу наконец воплотить свою волю и своё видение вокальных мелодий. Да, я могу быть упорным, когда отстаиваю свои идеи. И мы с Джеффом пару раз расходились во мнениях. Но всегда в итоге обретали компромисс. И получился, я считаю, лучший из альбомов с голосом Джеффа. Я слышал, как он тоже это говорил. Причина в том, что мы с ним подстёгиваем друг друга. Когда в группе есть творческая напряженность – это полезно. Если её нет – это будет звучать как The Osmonds. Надо, чтобы оставались острые углы.
В авторстве большей части текстов указаны вы с Джеффом. Как вы работали над ними?
Сначала мы сочиняли музыку. Когда всё было придумано и записано, то Джефф или кто-либо из нас садился и работал над текстовыми идеями. Мы придумывали идеи, а потом собирались с Джеффом и создавали песню постепенно, “сверху донизу”. И как я понял по этому процессу, подходящая строчка и нужная мелодия говорят сами за себя. Раздаётся некий звоночек, и ты знаешь, что это правильно. А когда всё не так, то все мои инстинкты продюсера подсказывают, что я должен заменить эту строчку или “починить” её. Такая вот работа.
Есть ли у альбома сквозная тема?
Нет! Никакой темы или концепции. Мы просто сочиняем музыку, которая нас вдохновляет и нам всем нравится. Главная наша идея – это фьюжн. Мы берём наши любимые стили и смешиваем их воедино. И это даёт наш собственный звук. Думаю, с каждым новым альбомом это лицо будет всё более узнаваемым.
Смешение стилей… Вы соединяете прогрессив, хард-рок, очевидно, а есть что-то ещё, более завуалированное?
Думаю, это металл, Бамблфут привносит немного ню-метала в духе 90-х, а что ещё?.. Очевидно, у нас с Майком прог-металлические корни. Среди того, что вкладываю я – ещё и хард-рок, “классический рок”, потому что я играю в Black Country Communion. Послушайте песню “Divine Addiction”, её органное вступление – это же вылитые Deep Purple! И поверх всего этого – виртуозные партии, наши с Роном. Мы не ограничиваем себя. Всё, что нас вдохновляет, приносим в общий котёл. И работаем без страха. Не думая, о том, возьмут ли нас на радио. Мы просто знаем, как играть, играем, что хотим, и стараемся, чтобы это звучало аутентично.
С точки зрения бесстрашия, наверное, выделяется “Opus Maximus”, настоящий прог-эпик. Как вы его сочиняли?
Сейчас расскажу. Первый рифф был у меня уже пару лет назад, до того, как появились Sons of Apollo. Когда я показал его Майку среди прочего, он сказал, что это самая тяжёлая и сумасшедшая вещь, что он слышал. И мы взяли её за начало трека. Потом пришёл Бамблфут и принёс следующий рифф. А дальше мы просто сочиняли её раздел за разделом. И в конце концов закончили той же темой, что во вступлении, чтобы добиться симметрии. “Opus Maximus” – это путешествие, которое мы проделали все вместе. А сложнее всего было потом вернуться в начало, выучить всё это и сыграть на концерте. Найдите живые версии на YouTube – думаю, мы справились. (Улыбается).
Обязательно! Часто живьём вещь преображается, обретает новую глубину. У вас тоже так?
Да. Нужно ведь не только разучить свою партию, но и знать, как она сочетается с другими. Мы все – люди с большим опытом, мы умеем слушать друг друга, и нам это легко.
Помню, Джон Андерсон из Yes говорил мне в интервью, что их музыка по-настоящему расцветает, когда её долго играют живьём. С каждым турне вещи всё больше раскрывают внутреннюю красоту.
Верно. В этом и есть сама суть музыки.
Часто в турне музыканты работают над новыми вещами. А вы?
Нет. Честно, мы так устаём, что любое лишнее время я стараюсь потратить на сон. А на саундчеках что-то новое пробовать времени нет. Было бы хорошо, но не получается. Лично я в турне музыку обычно не сочиняю.
Немного несерьёзный вопрос. Группа называется Sons of Apollo, и, насколько известно, у Аполлона было где-то 50 сыновей! Среди них такие знаменитости, как Пифагор и Платон…
Да, этот Аполлон был занятой парень! Но из 50 сыновей есть пять самых важных. Это мы! И мы собрались вместе во славу нашего отца!
А с каким сыном вы ассоциируете себя?
“God of the Sun”. (“Сын Солнца”, песня с таким названием есть на альбоме, – прим. авт.)
Что насчёт логотипа группы, он так напоминает герб Queen, там есть и лев, и орёл… это специально?
Этот образ предложил Майк. Он хотел, чтобы наш символ был по-настоящему королевским. Queen – хороший пример. И сначала он предложил изобразить двух львов. Один из них держал барабанные палочки. А я подумал, что можно придумать лучше. И сразу вспомнил про герб Армении, на котором изображены лев и орёл. Я предложил изобразить орла, и дать ему в руки клавишные! Майк согласился, художник сделал четыре-пять разных эскизов, мы выбрали лучший. Этот логотип наполнен силой и к тому же напоминает немного “Игру престолов”. Мне он очень нравится.
Почему вы выбрали именно орла?
Как я сказал, он изображён на гербе Армении. Таким образом, я отдал дань своим национальным корням.
Понял. Итак, вам предстоит закончить турне, а что дальше? Какие планы на следующий альбом, может, уже есть музыкальные идеи?
Я уже начал сочинять для него. Собираюсь провести ноябрь-декабрь, работая над новой музыкой, и в январе, надеюсь, мы все соберемся и будем его записывать. Ну и так далее.
Скажите, вот вы уже столько лет в музыке… С какими мыслями, какими целями вы выходите на сцену? Что для вас сейчас самое важное: выразить себя, произвести впечатление, принести радостные эмоции публике?
Я играю музыку, потому что не могу не играть. Если я не буду играть, мне будет плохо. Поэтому мне нужно сидеть за инструментом, заниматься, искать, сочинять. Это часть жизни. Это причина, по которой я просыпаюсь каждое утро. Я рад, что могу это делать, что могу играть по всему миру и приносить людям. Всё это хорошо по-своему.
Можно ли сказать, что Sons of Apollo – группа вашей мечты?
Непосредственно сейчас – да.
А в следующем году?
Тоже. Мы отдаем 100% сил Sons of Apollo, мы верим в группу, верим друг в друга, и считаем, что есть хорошие шансы на большой успех. Думаю, это займёт ещё год-два, ещё пару альбомов. Что будет дальше, как пройдёт следующий цикл альбом-турне – увидим… Я верю в нас, и я смотрю вперёд.
Спасибо, и до встречи на концерте!
Pozhalujsta!
Московский концерт Sons of Apollo состоится 19 сентября в “Glavclub Green Concert”.
Владимир ИМПАЛЕР
Благодарим Дмитрия Сараева (RIFF Entertainment) за организацию интервью.