Маттиас Эклунд: Удивительное из ничего
Май 12, 2014
Катерина Межекова (39 статей)
Поделиться

Маттиас Эклунд: Удивительное из ничего

Мы встретились с Маттиасом Эклундом на фестивале Guitare en Scene сразу после его трехчасового мастер-класса по индийским ритмам и необычным музыкальным размерам. Должна сказать, что, зайдя на пару минут просто узнать, «как оно», я осталась на все три часа! И это было не только невероятно весело, но и очень полезно!

Если вы совершенно не представляете, кто этот высокий длинноволосый обаятельный швед, то вас ждет мир удивительных музыкальных открытий, полной свободы в обращении с гитарой и хорошего юмора. Всё это сам Маттиас называет «freak guitar music» – музыкой для «гитарных психов». Кроме сольной карьеры и преподавания гитары он является «шеф-поваром» шведского коллектива Freak Kitchen. При этом сам Маттиас вовсе не считает себя сумасшедшим, ему просто нравится ставить различные эксперименты с гитарой. А поскольку нам нравится то, что у него получается, мы решили познакомить вас с Эклундом поближе.

Какие впечатления от только что проведенного мастер-класса? Как тебе студенты?
О, они молодцы! Уже просто прийти на мастер-класс было смелым поступком, а уж остаться участвовать – неизмеримой храбростью! Я погрузился в особенности индийских ритмов и так далее: как это всё «прохлопать» и как, собственно, применить в игре на гитаре. Главное, я никогда не иду по заранее написанной программе, всегда рассказываю то, чем сам увлечен в данный момент времени. В этом смысле студенты иногда страдают – они становятся заложниками моих интересов. Они приходят, например, узнать всё про шред, или хотят спросить, как сыграть ту или другую партию, а я им говорю: погодите! Это вы всегда сможете спросить и потом, а сейчас есть вещи и поважнее! Так что сегодня, мне кажется, они проявили стойкость и отвагу, выдержав мою лекцию. У меня возникло ощущение, что они действительно въехали в эту сложную ритмическую систему. А ведь в этом вся соль музыкальных клиник: показать, как оно бывает, и вдохновить ребят, так сказать, отращивать свои собственные усы, как я люблю говорить. (Ставшее фирменным для Маттиаса выражение – прекрасная метафора поиска своего стиля и творческого роста, – прим. авт.) Ведь главное – поделиться позитивным взглядом на мир, показать им — да, вы можете найти себя и делать что-то свое в странном мире шоу-бизнеса. Я ведь именно этим и занимаюсь уже какое-то время, так что мне есть чем поделиться.

Мне кажется, это наилучший подход в преподавании – делиться именно тем, что тебе самому интересно в этот момент жизни…
Точно-точно! Иначе придется сесть и написать подробную программу, занудно указав: здесь рассказать про технику правой руки, здесь про особенности игры медиатором, там показать немного шреда и других техник… Это ж тоска зеленая! Нужно, прежде всего, показать себя и увлечь тем, что тебе самому близко. Персонаж, сам по себе интересный, сможет зажечь огонек в глазах слушателей. Юмор – так же мощное оружие в арсенале педагога. Будучи предельно серьезным в том, что я хочу донести до слушателей, я постоянно говорю глупости, травлю байки и паясничаю. Всё ради того, что растолковать им свою мысль, пробить стену и заронить искру интереса, а потом принять их в объятья!

В создании музыки без чувства юмора тоже не обойтись, не так ли?
Однозначно! Многие, правда, думают совсем иначе, но я считаю, что без шуток – никуда! Я же из поколения, воспитанного на музыке Фрэнка Заппы. Однажды его спросили: «Есть ли место юмору в музыке?» А он ответил: «Конечно, ведь юмор – это неотъемлемая часть жизни!» Шутки – отличное средство установки здоровых жизненных координат, они примиряют нас с реальностью, учат смеяться над ее виражами, что далеко не всегда просто… Сама подумай, мы живем в этом агрессивном мире так долго, а потом бац, и умираем. А чувство юмора позволяет нам отлично провести время на этой Земле, потому как зачем грустить и тратить на тревоги свою жизнь! Черт побери, я человек средних лет, мне осталось пожить несколько десятилетий, а потом вообще-то всё, я умру. И что я могу сделать?

Получать удовольствие, пока жив…
Именно! Радоваться жизни и заниматься своим делом! В этом и есть весь смысл. И не стоит так уж сильно откладывать свою жизнь на завтра, надо жить тем, что сейчас! Всё остальное – не так уж важно.

Твоя музыка как раз очень наглядно показывает, сколько всего можно открыть и найти в этом мире, если просто радоваться ему, и что возможности человека с гитарой безграничны.
Да, спасибо! Я стараюсь. Именно потому, что во мне самом живет это страсть к открытиям, я никогда не сижу и не высчитываю, как бы еще так выпендриться, чтобы показаться более оригинальным и более «особенным». Мне некогда думать про такую чушь! Наверное, я не один раз в жизни сворачивал с проторенной дорожки в сторону куда менее легкого, но зато своего собственного пути. Я мог бы быть сейчас куда популярнее, а моя команда Freak Kitchen — значительно известнее. Но мы выбрали свой путь, и это путь экспериментов и открытий! Иногда нам везет, а иногда мы проваливаемся с треском! Но зато мы идем своей дорогой, и все мы понимаем, что это тоже часть пути. Нет ничего более сложного, чем делать свое дело и гордиться тем, что делаешь. Я зарабатываю неплохие деньги, делая то, что люблю. И если я захочу чуть больше, то я вынужден буду продать за это кусочек своей души. Я это понимаю. Но пока у меня есть мой дом и моя студия, и я приношу деньги в семью, я счастлив. И это своего рода мой план на пенсию: просто сохранять и преумножать то, что у меня есть. Как по мне, это одна из наиприятнейших форм успеха в жизни: делать то, что ты хочешь (а не то, что кто-то велел тебе делать), и преуспевать в этом!

Именно эта свобода жизненного полета так раскрепощает тебя, открывает путь для музыкальных открытий?
Да-да! Вот все говорят: этот безумный швед Маттиас Эклунд… А я-то совсем не ощущаю себя сумасшедшим! Хотя люди уже готовы к тому, что я постоянно ищу что-то новое. Так что их не так сильно удивляет, если я вдруг принимаюсь играть на гитаре палочками для еды или даже фаллоимитатором. Я так делаю, потому что мне самому интересно, и я не сильно заморачиваюсь, кто и как это оценит. Если я все делаю с открытой душой и честно заявляю: да, сейчас я такой, то знаю, что есть люди, которые это оценят и которым это понравится! Конечно, всегда будут и те, кто говорит: «Да, неплохо, но прошлый твой альбом мне нравился куда больше». Ребята, я рад за вас, но мне надо двигаться дальше! Есть люди, которые упорно твердят мне, что первый альбом Freak Kitchen — самый лучший. Конечно, он был лучшим, ведь с ним вы «лишились девственности» в музыке Freak Kitchen, это неповторимый момент, его невозможно пережить снова! Я не смогу доставить вам того же удовольствия никаким новым альбомом! Так что, я просто продолжаю делать то, что увлекает меня, и… боже мой, сколько ж я болтаю!

Так в этом же и есть весь смысл интервью…
А-а-а! Так вот чем мы тут занимаемся! Теперь я понял! (Заливается смехом добротного викинга.)

Поделись, пожалуйста, каким-нибудь из своих последних открытий…
Ты имеешь в виду в моей музыке? О, так-с… Думаю, прикольнее всего за последнее время было играть по струнам пластмассовой расческой! Простой дешевой расческой из набора пассажира Air France. В песне «Musth» я как раз так делаю. (В клипе на эту песню можно не только услышать, но и увидеть, как это прекрасно! – прим. авт.)
Что еще… В песне «Trumpet Lesson» я играю воздушным шариком своего сына. Правда, это всего лишь надувной шарик с пиратами, гитара, усилитель и больше ничего! Звучит это так… (Маттиас издает звуки, имитирующие сдувающийся и скрипящий воздушный шарик, – прим. авт.) Ну, так, будто кто-то учится играть на трубе. На моем новом сольном альбоме («Freak Guitar: Smorgasbord») я делаю еще много всяких глупостей. Моя жена, когда приходит в студию и слышит, что я делаю, всегда говорит: нет, ты не можешь включить это в альбом! Отчего же?! Очень даже могу! Вот, например, у меня в студии есть 16 пультов дистанционного управления от всего подряд. И я использую их все в песне «Infrared Jed». Произведение получилось весьма необычное, но ведь никто никогда не использовал сразу 16 пультов в одной песне! А вот еще у меня есть песня «Sexually Frustrated Fruit Fly Flamenco» …

Умопомрачительное название… и что же в ней?
Знаешь, я однажды прочел статью о плодовых мушках-дрозофилах. В статье говорилось, что сексуально дезориентированные мухи, когда видят алкоголь, не знают никакой меры и упиваются насмерть. Но! Если же с личной жизнью у них всё в порядке, если они много занимаются сексом, то совершенно не обращают внимания на алкоголь, будучи рядом с ним. Это же поразительно! Меня восхитил не только сам факт, но еще и то, что кто-то занимался исследованиями на эту тему и сделал такое открытие! Словом, я был вдохновлен образом сексуально дезориентированной плодовой мушки и представлял, что в попытке улучшить свою жизнь она решает научиться танцевать фламенко. В песне звучит фламенко-гитара и такое противное «бззззы-ынь», которое становится всё более раздражающим. И неважно мне, как люди к этому отнесутся. Да, иногда получается хорошо, но я готов к тому, что мои эксперименты могут вылиться в какое-то ужасающе невыносимое музыкальное произведение. Ну и что!

Выходит, не просто желание экспериментов, но сама тяга к эклектике – естественная часть тебя?
Думаю, да. Опять же, не ради того, чтобы быть оригинальным, а просто потому, что желание сочетать на первый взгляд несочетаемое не дает мне покоя. Точно как в песне «Sexually Frustrated Fruit Fly Flamenco», я следую туда, где мой мозг говорит мне: «Что ты несешь?! Что это за чушь!» Тогда я точно знаю: мне туда! Ты только представь, иметь возможность создавать что-то удивительное из всего хаоса вещей, из ничего, из пустоты! Это же потрясающе! А если я сам над этим смеюсь, значит, вышло достаточно хорошо, чтобы поделиться с другими. Кто-то будет заливаться смехом вместе со мной, а кто-то – вообще ничего не поймет, ну, и Бог с ним. Кто-то же должен реализовывать все эти невозможные идеи! Моя музыка кормит меня уже, слава богу, 25 лет! И раз уж я могу выжить в мире шоу-бизнеса, продолжая свои эксперименты, то с чего мне менять курс! Это потрясающе, что такие вещи получается реализовывать в безумном музыкальном мире. Слава Богу, что есть такие замечательные люди, как Стив Вай, который поддерживает меня и издает мои альбомы. Да и с Freak Kitchen нам повезло найти отличную американскую звукозаписывающую компанию.

Расскажи, пожалуйста, про вашу работу со Стивом Ваем.
Он – потрясающий! Стив вдруг возник — не у меня на пороге, но в моей электронной почте, — примерно в начале 2000-х. Я тогда был в Японии и только-только выпустил свой первый сольный альбом «Freak Guitar». Стиву диск так понравился, что он написал мне письмо. Как раз тогда Вай основал компанию Favored Nations. Я уже тогда думал, что было бы очень круто быть частью этого лейбла, но я не из тех, кто обивает пороги. Я же швед: люди приходят ко мне, а не я к ним! Шведы никогда ни за кем не бегают!
Так вот, Стив Вай написал мне письмо: «Мне так понравился твой сольный альбом, ты потрясающий гитарист, и я хотел бы с тобой работать». Но я просто не смог поверить, что это сам Стив Вай мне такое написал, потому и не ответил. Ну, ты понимаешь, сегодня можно получить письмо по электронной почте хоть от Джими Хендрикса… Но Стив писал снова и снова. После чего я задумался: «Черт, а может, это, и правда, настоящий Стив Вай мне пишет?!» С тех пор у нас всё прекрасно. Он издает мои альбомы по всему миру, берет на себя расходы, а все доходы делим пополам.
Он ко мне очень тепло относится! Если ты делаешь что-то небанальное, то все важные персоны впускают тебя в свой круг, проявляют благосклонность и оказывают поддержку. И я никогда ни о чем не просил, а мне было дано очень многое! И я очень благодарен за все, что у меня есть сейчас!

Ты получаешь много, потому что отдаешь так же много…
Да! Только начни делиться энергией и всем, что ты делаешь, как позитивные вибрации возвращаются к тебе обратно неожиданными успехами! Это нельзя просчитать! Есть только один путь – следовать своему сердцу!

А каков был бы твой состав G3? Кого бы ты взял с собой?
Мой состав G3? Хм, дай подумать. Я взял бы с собой Бирели [Лагрена], но я же знаю, он придет, отыграет треть концерта, а потом мы пойдем рыбачить. У нас всё будет классно, но перед промоутерами неудобно получится. (Смеется.) Думаю, мой выбор пал бы на Гатри [Гоуэна] и Кристофа [Годэна]. Мне кажется, мы втроем отлично смотрелись бы! Есть еще много-много отличных гитаристов! Можно было бы позвать еще Дуизила Заппу, мы с ним иногда работаем вместе. Думаю, у меня получилось бы не G3, а все G10 или даже G-сколько-угодно!..

А что, G-Whatever! – отличное название.
Кстати, да!

Чувствуется, что немалая часть твоей музыки коренится в добротном металле. Что он дает тебе?
Я вырос, слушая Kiss. Потом появился Фрэнк Заппа и перевернул мой мир. Нелегкого труда стоило мне понять, как вообще можно играть так, как он играет, и то, что он играет. Потом появился первый альбом «Металлики», потом я увлекся Slayer. В то же время я открыл для себя Джанго Рейнхардта и Майлза Дэвиса. Но в целом для меня… кажется, Дюк Эллингтон это сказал… Есть два типа музыки: хорошая и плохая. Так вот, мои корни всегда будут в металле. Меня привлекает эта мясистая сочная свежая энергия. Пару раз в год я пытаюсь одурачить самого себя, говоря, что я – джазовый музыкант. Потом я втыкаюсь в усилитель, включаю его, мы играем две секунды с Freak Kitchen, и я все понимаю… Какой там джаз? У меня в крови всегда будет металл! Нет, в джазе нет ничего плохого, но мой подход к мелодии, к ритмам остается другим. Мне по душе джаз, но мне также нравится дисторшн, мощный звук, все эти дым-машины, взрывы и рёв.

Именно это сочетание, наверное, и определяет твою музыкальную самобытность…
Спасибо тебе! (Делая комическую гримасу превосходства.) Ой, я такой уникальный! О, и ты тоже! (Заливается смехом.) Посмотри на себя, ты вставила телефон в цветочный горшок, чтобы посреди Франции записать, как безудержно болтает какой-то швед, это же уникально!

О да, неповторимый момент! (Мы оба смеемся.) Слушай, а в инструментальной музыке что тебя привлекает? Или всё-таки тебе больше нравятся песни?
Зависит от музыки. Если у песни ужасный текст, то уж лучше инструментал. Но может быть и наоборот. Мне приходилось слышать огромное количество ужасной инструментальной музыки. Всё же человеческий голос – это та сила, которая мгновенно захватывает внимание, каким бы ни был аккомпанемент. Голос не может не впечатлять. Конечно, не каждый раз встретишь такой голос, как, к примеру, у Майка Болтона. Но вокал может и не быть выдающимся, главное, чтобы он просто брал за душу. Хороший голос и отличный ритм – вот две вещи, которые заставляют сердце мгновенно откликаться на песню. Да, и гитара прекрасна, если на ней играет кто-то вроде Джеффа Бека, в чьих руках она поет разными голосами. Или вот Дерек Тракс! Я большой поклонник его творчества. Слайд у него божественный! Как будто поет кто-то. Но, опять же, как видишь, нас привлекает то, что имитирует человеческий голос. Или Джон Колтрейн: он играл — словно разговаривал или пел.

А тебе самому больше нравится — петь или только играть?
По-всякому. С Freak Kitchen я всё время пою. Я думаю, мне отлично удается посидеть на двух стульях: и попеть, и поиграть инструменталы. Это удобно! Иногда совсем не хочется петь, так что, я решаю поиграть немного «фриковой» гитарной музыки. Но рано или поздно возвращаюсь к старым добрым песням и риффам. Так здорово — быть в группе, выходить на сцену и играть! Если я играю только инструментальную музыку, мне не хватает чего-то важного. Через какое-то время я понимаю, как же чертовски хочу петь, кричать и так далее. Так что, да, я согласен провести этот G3 тур, который мы с тобой чуть раньше обсуждали, но только если я там буду петь! (Смеется.)

А новое поколение гитаристов вселяет в тебя надежду? Можно ли ждать, что с нынешним обилием школ и возможностью онлайн-обучения нас скоро захлестнет волна гитарных героев?
Не знаю. Несколько лет назад я был всерьез обеспокоен этим вопросом: где же, где новые таланты? Потому как ни я, ни Bumblefoot, ни Гатри, ни Энди Тиммонс – мы не относимся к числу новых имен. Нам всем по 40 с лишним лет и мы уже торчим на сцене целую вечность. А где же молодые гитаристы? Безусловно, сегодня сложно пробиться и быть услышанным. Со своей странички в Facebook или Youtube ты кричишь, что есть мочи: «Вот какой я, послушайте меня!» Но все твои попытки мгновенно тонут в огромном потоке информации. К счастью, новые имена всё же пробиваются, так что, я думаю, у гитарной музыки есть будущее! Вот, например, Алекс Хатчингс — у него как раз завтра тоже мастер-класс здесь на фестивале. Он же гениален! Он младше меня и Кристофа лет на десять, а то и больше, а играет просто превосходно! Это вселяет надежду. Так что гитарные герои будут продолжать появляться. Но по-прежнему, как и во всём, нам не хватает хороших девчонок! Конечно, есть очень многообещающие девушки, да такие, что легко заткнут за пояс многих мужиков-гитаристов. Вот, например, Джесс Льюис. Она еще очень юная, но играет всем сердцем. Причем она так очень застенчива, постоянно ведет себя так, будто извиняется за то, что делает, но играет великолепно!

А какие шведские группы тебя особенно радуют?
Ой, их так много… Opeth, Meshuggah…

Diablo Swing Orchestra?
Тоже отличные ребята! Ты только представь, у нас во всей Швеции 9-10 миллионов человек и столько хороших команд! Мы все знакомы друг с другом в определенной степени. Вот, например, ребята из Meshuggah – мои хорошие друзья, гитарист Opeth не раз приезжал вести занятия в мой обучающий лагерь. И ребят из In Flames я хорошо знаю. Так что шведский музыкальный мир – это небольшая планета. Сама страна, конечно, не так мала, но наша прослойка тонка, все всех знают. Я вообще думаю, что среди всех отраслей производства музыкальная индустрия в Швеции где-то на 3-4 месте по объемам доходов. У нас много команд и много авторов. Таких, как например, Макс Мартин, который пишет для Lady Gaga. Так что музыка приносит огромные доходы шведскому правительству.

Ты сейчас планируешь новый альбом с Freak Kitchen?
Сейчас я в основном провожу гитарные клиники и концерты в поддержку сольного альбома. Мы периодически выступаем и с Freak Kitchen. Играем в Индии, в Индонезии, готовим совместный мини-тур по Германии и Бельгии вместе с Panzer Ballet. В 2014 году планируем выпускать альбом (он будет называться «Cooking with Pagans» и к апрелю 2014 года уже находится в сведении, – K. M.). И да, конечно, потом мы поедем с ним в тур! Было бы здорово заехать и в Москву! Я бы с удовольствием приехал!
Пожелание Маттиаса исполнилось! Хоть и не со всей группой, а сольно, но Маттиас Эклунд выступит 18 мая на 40-м юбилейном фестивале Guitar Player Party в московском клубе Mezzo Forte.

У меня есть ощущение, что я могу проговорить с тобой целую вечность. Но, кажется, мы всерьез рискуем опоздать на выступление квартета Бирели Лагрена…
Чёрт, и точно! Как видишь, недостатка в словах я не испытываю, но, пожалуй, и правда пора. Тем более мне только что написал Кристоф. Он ждет нас в зале слева от сцены! Идем же скорее!

Катерина МЕЖЕКОВА
Фото автора.
Благодарим Тьерри Баррэ (Festival Guitare en Scene) и Кристофа Годэна за помощь в организации интервью.

Катерина Межекова

Катерина Межекова