Джон Андерсон (Yes, Anderson/Stolt): Красота и чудо
Джон Андерсон — основатель прог-роковой группы Yes, ее голос, лицо и душа. Он был вынужден покинуть команду из-за проблем со здоровьем в конце 2000-х — и то, что казалось временным отпуском, обернулось отставкой. Певцы, пришедшие на смену Джону, были хороши, но Андерсон — настолько уникален, что заменить его невозможно.
Однако Джон не из тех, кто копит обиды. Он продолжил свое творческое путешествие и работал с множеством музыкантов по всему миру — от польского детского хора до своего лучшего друга, клавишника Рика Уэйкмана и несколько менее ожидаемого музыкального партнера, фьюжн-скрипача Жана-Люка Понти.
Но самая любопытная, и в чём-то ожидаемая коллаборация была анонсирована лишь в эом году. Артисты смогли удержать новость в секрете все два года, что шла работа над проектом Андерсона и Ройне Столта, певца, гитариста и лидера шведской прог-команды The Flower Kings.
Для фэнов Yes шведы — новое поколение прогрессива, но Ройне сам по себе легенда, участник Kaipa, Agents of Mercy, Transatlantic, The Tangent, Karmakanic и, совсем недавно, проявивший себя в роли басиста в турне Стива Хаккета. А слушая записи The Flower Kings, нельзя не провести параллели, или, скажем так, ощутить вибрации музыки Yes… Так что сотрудничество Ройне и Джона было весьма логичным.
Альбом «The Invention of Knowledge» вышел 24 июня, а через два дня после релиза мы получили по e-mail ответы от самого Джона Андерсона! Вот лишь одна из областей, в которой изобретения человеческого разума делают нашу жизнь лучше…
Расскажите, какой смысл вы закладываете в название альбома? Какого вида знание вы имеете в виду — научное, духовное, какое-то еще?
Этообъединение всего вами сказанного. И то, что мы учимся жить в гармонии с «единосущностью бытия», а Интернет помогает нам поприветствовать этот мир. И то, как мы станем помогать каждому человеку, делать жизнь лучше. И то, что нет никакой «смерти», а есть только жизнь в вечном свете… И в этот волшебный мир нас может перенести музыка. Любая музыка! Пение птиц — тоже музыка, и так далее…
А не может ли знание быть опасным и вредным для человека? Может, человечеству надо переизобрести само понятие знания, чтобы найти новый путь к развитию?
Сейчас перед нами открылся новый информационный мир, точно так же, как и в 60-е… Он сулит приток чистой воодушевляющей энергии. Представьте, что сейчас целый мир может смотреть футбол по ТВ или Интернету, что мы в состоянии раскрыть истинные поступки наших политиков и можем лучше решить, за кого голосовать. Забавно видеть, как они пытаются выкрутиться, несмотря на коррупционное прошлое. А еще Интернет помогает нам понять, что мы по-прежнему дети. Мы — люди будущего, готовые проснуться и мечтать о лучшем мире. Почему бы и нет?!
Каково происхождение музыки, ставшей в итоге альбомом? В какое время она записывалась?
Большая часть основных песен была написана 10 лет назад, когда я впервые обратился к музыкантам с просьбой присылать мне свои сочинения. «Пожалуйста, кто угодно!» До сих пор у меня много осталось от этой музыки, и со многими у меня вышел отличный контакт.
Так же и с Ройне. Я отправил ему песни, он перетасовал их, свёл воедино и сделал то, что вы в итоге слышите. Для меня результат стал откровением, всё было так великолепно, так волшебно, что я стал придумывать вокальные партии и к музыке, которую сочинил Ройне, чтобы помочь соединить фрагменты в более длинные композиции.
На создание альбома ушло больше года… Ройне гастролировал со Стивом Хаккетом, у меня были сольные концерты. Но всё вышло чудесно.
Легко ли было держать проект в секрете почти два года?
Ну…да. Но я по-настоящему и не слышал завершенный продукт до марта этого года. Именно тогда мы соединили все записи вместе. Это был замечательный день, я понял, что нам удалось сотворить нечто уникальное.
А не мог бы Ройне где-нибудь спеть дуэтом вместе с вами?
Он и его друзья записали весь бэк-вокал, и это получилось прекрасно… Может быть, в следующий раз мы попробуем разделить между собой основные партии. Поживем — увидим.
Смог ли Ройне чем-то вас удивить на этом альбоме?
Тем, как великолепно он направлял своих музыкантов, как он тонко чувствовал и певцов, и инструменталистов. Я счастлив, что Столт отнёсся к этому проекту с таким большим вниманием.
А были ли случаи «чтения мыслей», когда, будучи на разных континентах, вы вдруг придумывали что-то похожее?
Абсолютно! У нас была эта связь с первого же шага, мы братья в музыке и мы полностью верим друг другу…
Когда вы услышали The Flower Kings впервые? Было ли у вас чувство, что эта музыка вам знакома, что это — ваши духовные последователи?
Да, я был знаком с музыкой Ройне и раньше. И они звучали так, словно это люди из мира Yes. Очень изобретательные, и в его гитарной игре столько души…
Как вы ощущали себя, работая и общаясь с Ройне — как с ровесником или как с человеком следующего поколения? Что между вами оказалось общего, а что вас отличает?
Музыка — наша общая сила. И с годами мы раскрываем ее всё больше и больше. Думаю, что мы с Ройне похожие личности. Мы оба любим дружить, умеем надеяться, мы изобретательны, и мы благодарны судьбе за то, что в этой жизни мы — музыканты.
А есть ли еще музыканты в современном прогрессив-роке, которые бы привлекли ваше внимание, с кем бы вам хотелось бы поработать?
Так много восхитительных музыкантов вокруг! И каждый по-своему интересен. Я стараюсь быть по-прежнему открытым, хочу испытать что-нибудь новое. Мне нравится музыка Ближнего Востока, и я работаю над некоторыми проектами в этой сфере. Очень люблю музыку Азии, которая очень напоминает мне ирландскую. Сейчас у нас столько возможностей…
Будет ли материал «The Invention of Knowledge» исполняться живьем?
Я бы мечтал сыграть ее с большим хором и оркестром. Такова мечта, а осуществится ли она — посмотрим…
Вы выступали в России дважды. (Первый раз в 2001-м, в составе Yes, затем сольно, в 2007-м, — прим. авт.) Какие воспоминания у вас остались о тех визитах? Было ли что-то, что вас впечатлило, удивило, озадачило?
Джани и я влюбились в Петербург… в снегу он выглядит просто волшебно! И так много безумных историй и безумных, в хорошем смысле, людей — точно так же, как и по всему миру.
Я был очень расстроен, когда мы, проделав долгий путь до Москвы, обнаружили, что выступаем не на рок-фестивале для молодежи, а в Кремлёвском дворце. Публика, к моему разочарованию, выглядела такой богатой, такой гламурной, никто и не думал танцевать. И под конец я стал бегать по сцене и кричать на них: «Танцуйте, танцуйте!» И — представьте! — они все послушались, когда мы играли «Roundabout». Хотелось обнять их всех…
А еще я большой поклонник Марка Шагала. В Петербурге я зашел в старую школу, где он провел детство и учился своему мастерству 100 лет назад.
Тогда с нами гастролировал Польский молодежный оркестр. Когда российская часть турне кончилась, пограничники не хотели выпускать нас в Эстонию, если мы не подарим им майку Yes или что-нибудь в этом роде, а также немного денег. И из всех, кто там был, я оказался обладателем единственной «йесовской» футболки. Звучит смешно, но я ее снял и протянул им, а они были так счастливы, что даже забыли про деньги и пропустили два автобуса счастливых, распевающих песни польских тинейджеров. Там же, вместе с оркестром, были и мы с Джани, веселились и пили водку… (Смеется.)
Кстати, слышали ли вы трибьют-альбом нашего валторниста Аркадия Шилклопера «Owner of a Lonely Horn»? Вам понравилось?
Да, отлично получилось. Очень трудно сыграть такое на валторне!
Когда вы вернулись на сцену в 2009-м, это было фактически новое начало карьеры. (У Джона Андерсона в 2008-м был приступ астмы, после которого он попал в больницу, — прим. ред.) И оказалось, что ваш голос по-прежнему юный и свежий…
Я благодарен тому, что мое здоровье сейчас в порядке и я могу давать сольные концерты. Мне очень помогает Джани, моя жена и духовная спутница. Мне очень нравится гастролировать вместе — просто я, она и две гитары. А что дает мне силы продолжать? Любовь, много любви!
А в 2010-х у вас пошли один совместный проект за другим… Рик Уэйкман, Стефан Поделл (соавтор оркестрового EP «Open», 2011), Жан-Люк Понти, Ройне Столт… Это были поиски идеального творческого партнера или стремление пробовать, находить необычные формы?
Я всегда в поиска новых приключений! Мир музыки огромный, и в нем так много прекрасных музыкантов… У меня есть дюжина «концепций», идей для работ, которые еще ждут своего воплощения. И этому путешествию нет конца! Один из таких проектов — «Zamran» (давно обещанное продолжение альбома «Olias of Sunhillow», — прим. авт.). О нём вы узнаете в следующем году. И еще много восхитительного!
Как вы относитесь к нынешнему составу Yes, по душе ли вам их новая музыка и живое исполнение «классики»? И как вам кажется, дорога обратно в Yes закрыта навсегда?
Я никогда не покидал Yes. Эта музыка до сих пор звучит в моем сердце. Я слышал нынешнюю группу, но это не то, как я представляю себе Yes!!! И всё же я счастлив, что они по-прежнему играют музыку, которую я написал или помог в ее создании…
Когда мы окажется в «Зале славы», там будет играть истинный Yes. Каждый из нас.
Что помогает вам не почивать на лаврах, не ограничиваться исполнением «классики», но сочинять новую музыку?
Музыка, особенно новая музыка — это моя жизнь. У меня так много мечтаний, которые надо воплотить, так много новых приключений впереди! Я бы сошел с ума, если бы перестал творить и стал бы просто петь 12 хитов раз за разом. И хотя я их по-прежнему пою, я делаю так, чтобы их окружала новая музыка. И таким образом, эти хиты становятся для меня на каждом концерте новыми…
Музыка должна только обнимать, ласкать, или также давать встряску, может, даже делать больно?
Надо просто быть открытым к тому, что приходит к тебе. Это ключ ко всему: быть благодарным, смиренным и стараться попробовать всё.
Что такое, по-вашему, красота в музыке?
Ощущение чуда.
Владимир ИМПАЛЕР
Елена САВИЦКАЯ
Перевод — Владимир Импалер.
Благодарим Glass Onyon PR за организацию интервью.
Фото: InsideOut Rec. (Cathy Miller, Meg Loyal, Lillian Forsberg).
English version of interview: http://inrock.ru/english/interviews/jon_anderson_2016
Рецензии на альбомы Джона Андерсона:
http://inrock.ru/reviews/jon_anderson_2011
Интервью с экс-вокалистом Yes Бенуа Давидом: