Ива Нова: Наш альбом – как сериал!
Сентябрь 12, 2018
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Ива Нова: Наш альбом – как сериал!

«Самые рок-н-ролльные девушки страны», — так говорят про питерскую фолк-роковую команду «Ива Нова». Группа может устроить всеобщие танцы на каком-нибудь опен-эйре, а может — зачаровать нежнейшей фолк-балладой в маленьком клубе… Екатерина Фёдорова (ударные), Анастасия Постникова (вокал, клавишные), Галина Киселёва (бас) и Наталия Потапенко (аккордеон) записали в этом году новый студийный альбом «Уба Хоба». В сентябре он вышел, как и предыдущие, на лейбле «Геометрия». 

А в ближайшие дни, 14 сентября в клубе Папин Гараж (Ярославль), 15 сентября в КЦ «Дом» (Москва) и 20 сентября в клубе «Opera» (Петербург), состоится презентация альбома, «совмещённая» с днём рождения группы. Что значит название альбома, как рождалась эта музыка и для кого она предназначена, рассказывают три участницы квартета. Все девушки очень разные, это видно по ответам на вопросы: они иногда начинают спорить, но, когда играют музыку, представляются единым и динамичным целым. Возможно, именно за это их и ценят зрители европейских музыкальных фестивалей.

Как подбирался материал для нового альбома? Это процесс спонтанный, или материал копился постепенно?
Екатерина Фёдорова: Материал подбирается постоянно. Как только альбом записывается, начинает появляться материал к следующему. Он сочиняется на репетициях, на саундчеках, бывает, старые брошенные идеи всплывут, у кого-то лично может что-то родиться, какая-то «заточка». Для этого все идеи мы пытаемся сохранить на телефонах или рекордере. У меня вот есть в компе папка «Новозаточковая папка», где я коплю наше добро!

Расскажите, как вы работаете над песнями.
Наталия Потапенко: Например, песню «Перепелка» Настя принесла как наигрыш на рояле с намётками текста. Мы начали крутить, от первого ритма ничего не осталось, но настроение и текст задали тон. «Интро», напротив — полная импровизация, совершенно нам не свойственная. Катя сделала шумовой трек с атмосферными звуками и ритмическими всплесками. За несколько дней до записи мы поимпровизировали, и что родилось, то родилось. Теперь, к презентации, нам предстоит «снять» свои партии и выучить их. «Уба Хоба» – моя «заточка», в первоначальном варианте она очень напоминала Хачатуряна, под этим именем очень долго и существовала, пока не превратилась в «Уба Хобу».

В ваших аранжировках чувствуется единый стиль. Как вы их создаёте?
Е.Ф.: В основном на репетициях, все вместе. Нам же вместе это и играть потом. И когда сообща придумали, всем хорошо, а если кого-то не было на репе, возникают сложности: или «мне не очень нравится», или «что мне здесь играть?». Не всегда, конечно, но если вместе, в одном состоянии, то получается то, что надо!

Вы использовали краудфандинг для сбора средств на запись?
Анастасия Постникова: Этот альбом записан благодаря многим нашим друзьям, знакомым и совсем незнакомым людям, акционерам краудфандинговых платформ, где мы собирали средства на запись.
Одна из акций на «Планете» называлась так: «Участие в записи альбома на перкуссионных инструментах». И один прежде нам незнакомый молодой человек, Борис Шитиков, купил эту акцию. И приехал к нам в Питер в студию. Это был очень трогательный и смешной момент, потому что в качестве инструментов мы вручили ему цепь, шланг и мяч! Вот эти все звуки в песне «Неведомо куда» записаны Борей.

Есть ли у альбома идея, концепция, задача?
Е.Ф.: Задача — расшатать эмоции слушателя. И стереотипы заодно!
А.П.: Этот альбом – как сериал, где каждая новая серия имеет отдельный сюжет, свою историю, помещённую в формат нескольких минут. Но все они объединены общим настроением – лирическим, задумчивым, местами мечтательным, где-то озорным и радостным, где-то щемяще-грустным, но с непременным юмором, без которого мы не представляем, как можно выжить. Альбом – это все мы четверо в разных состояниях, отражающие окружающую реальность как зеркала отражают друг друга, и узнающие друг друга всё больше и больше за годы, проведенные вместе.

Есть некое весёлое шаманство и в названии группы, и в названии альбома. Смысл его вроде понятен, но есть ли другое значение, второе дно?
Н.П.: Главная героиня альбома – Уба Хоба. Наше альтер-эго, второе я. Наверное, и весь альбом так или иначе отражает наш внутренний мир.
Мы беззаботно несемся босиком по широкому полю в «Неведомо куда», рефлексируем о смысле существования и нужности творчества в песне «Свет замер зал», воинствуем в «Кричала мать», протестуем в «Не хочу».

На кого рассчитан, кому адресован альбом?
Н.П.: Мы ужасные эгоистки. В первую очередь делаем всё для себя. Главная задача — чтобы каждая из нас осталась довольна результатом. Но, как показывает практика, на свете немало людей таких же сумасшедших как мы, и им тоже нравится наше творчество.

Расскажите про приглашённых вокалистов, про духовую секцию. Как решали, кого пригласить, как шла работа?
Н.П.: Однажды на саундчеке перед одним из европейских концертов у меня родился наигрыш вальса. Странного такого, на 7/8. Чуть позже у Насти появился к нему текст — про взаимопонимание без слов. И как-то сама собой возникла идея сделать куплеты на разных языках. Премьера вальса состоялась на нашем традиционном похмельном концерте 1 января в «Фишке». Два куплета на французском и голландском языках спели наша французская подруга Сесиль Тулек и Катин супруг Ремко. Мы также пригласили сыграть на альбоме друзей — финского аккордеониста Анти Паланнена, с которым познакомились на фестивале в Канаде и очень подружились, немецкую вокалистку Елену Шенфельд и голландского музыканта, нашего давнего приятеля Арнольда де Бура. Тексты они придумали сами, на основе общей идеи. Получился такой легкий интернациональный финал, уже ставший традицией для наших альбомов!

Альбом стильно и раскованно оформлен. Символизм оформления и многозначен, и как-то сразу понятен.
А.П.: Над оформлением работала художница София Борка. Её работы нам всем сразу очень понравились. Они одновременно и насыщенны, и минималистичны, с обилием интересных деталей, но без перегруза. Мы так же ощущаем свою музыку. Соня – очень талантливая художница. Её вселенная очень индивидуальна, но все-таки близка нам. К презентации будут также готовы футболки с её рисунками, а затем мы надеемся обновить наш сайт в том же ключе.

Вы серьёзны в своей музыке, или это всё – игра?
Е.Ф.: Да всё в нашей жизни игра!
Н.П.: Нет, это правда нашей жизни. По-другому у нас не получается. Так же как и с размерами. Говорим: «Все! Давайте придумаем уже простую песню с ровным размером!» Давайте. Придумали. Считаем. Опять 7/8, в лучшем случае!

Будут ли клипы к альбому?
Н.П.: Есть прекрасное видео на заглавную песню альбома «Уба Хоба» от нашего друга и коллеги, виджея Алексея Чоя. Он несколько туров подряд мучил нас, заставляя плясать в самых неподходящих для этого местах самые нелепые танцы, а затем собрал это все воедино. Там мы без прикрас – утренние, иногда беременные, иногда совершенно измотанные дорогой… Получилось очень мило.

А есть ли концертные видеозаписи с новым материалом?
Н.П.: Некоторое песни с альбома мы уже довольно давно, около двух лет, исполняем, поэтому концертные видео, конечно же, есть.

Как вы относитесь к культуре физических носителей, нет ли противоречия с цифровой дистрибьюцией? Будет ли тираж альбома на виниле?
Н.П.: В этот раз мы решили предоставить нашим поклонникам возможность услышать альбом практически на всех носителях. Он распространяется в цифре — на музыкальной открытке с кодом для скачивания и на нашей собственной флешке, ожившей бабе с логотипа; издаётся на CD, виниле и даже на старой доброй кассете. Мне кажется, противоречий между цифрой и материальными носителями нет. Это две совершенно разные формы восприятия. Кому-то важно, как сервирован стол и украшено блюдо, а кто-то съест и в тарелку не посмотрит. Процесс разный, а результат – один!

Как вы сами называете музыку, которую сейчас играете? А какую любите?
Н.П.: Люблю очень разную. Убеждена, что нет плохих стилей и направлений. Но бывает такая музыка, в которой нет души, а есть только бизнес-план.
Е.Ф.: Сами играем свободную от каких-либо рамок и строгих направлений музыку. Любим все перемешивать, любим, чтобы динамика была и эмоции, от этого и слушаем практически всё. Шансон и говнопопс даже не рассматриваем как музыку, да и поп-рок слащавенький туда же!
А.П.: Наша музыка эклектична. Мозаична. Для меня любое искусство индивидуально — как по реализации, так и по восприятию. И самое ценное в музыке (да и в художестве, и в кино, и в танце) – что-то чувствовать. В этом мы все разные и в тоже время такие похожие. Поэтому я делю всю музыку (и кино, и прочее) по категориям «нравится» / «не нравится» лично мне. И очень радуюсь, когда есть люди, которым нравится то же, что и мне, с кем можно разделить эту радость, обсудить. Ну а дальше мы все разные. Насильно мил не будешь.

Рок-н-ролл жив?
Е.Ф.:
Да, конечно!

Александр В. ВОЛКОВ
Фото — Марина Ерискина (marina_zaraza — Own work, CC BY-SA 4.0,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=72591045), Владимир Импалер.

Александр В. Волков

Александр В. Волков