Юбилей «Геометрии» («Ива Нова», «Вежливый Отказ»…): Пятнадцать больших шагов
Декабрь 15, 2016
Елена Савицкая (259 статей)
Поделиться

Юбилей «Геометрии» («Ива Нова», «Вежливый Отказ»…): Пятнадцать больших шагов

9 декабря в клубе «Шаги» праздновался юбилей московского лейбла «Геометрия», которому исполнилось 15 лет. Событие более чем выдающееся, ведь в наше время «фирмы грамзаписи» испытывают большие сложности, а уж ориентированные на некоммерческую музыку – тем более. Но каждый релиз «Геометрии» – это продукт ручной работы, а значит, своего ценителя всегда найдёт.

Да и собрать фестиваль в свою честь лейблу проще простого – просто позови своих артистов, собери друзей, и дело в шляпе! (Да, я знаю, что это только говорить легко, а ты поди сделай, так что помощь концертного агентства Mad Cat Promo была очень кстати: всё прошло на высоком уровне.)

Пара слов о самом клубе. Новоявленное заведение «Шаги» – это бывший клуб «Актовый зал», находящийся в некоем отдалении от метро «Бауманская». Летом там проходил один из фестивалей «Прогрессия». Идти пешком далековато, но район приятный, а главное — промышленно-культурное пространство, в котором находится клуб, отделено от жилых домов, и значит, громкая музыка никому не мешает. Интерьер всё тот же – кирпичные стены, просторный «предбанник», черный зал без излишеств, скромный бар с крафтовым пивом (дороговато), наверху – туалет, внизу – забавный гардероб, представляющий собой тесную комнатку без света, номерков и гардеробщика. Нормальный DIY.

 

На входе в зал была развернута торговля дисками «Геометрии» и атрибутикой, среди которой выделялись майки и толстовки, выпускавшиеся, как выясняется, почти к каждому релизу. А ещё счастливым «спецгостям» вроде меня выдавались красные браслеты, по которым можно было проникнуть в гримёрку. Там был развёрнут праздничный стол и шла активная тусовка музыкантов, журналистов, и, конечно, хозяев вечеринки. Поразило, что в этом соседнем с залом помещении было практически не слышно звуков со сцены… умели же раньше строить! Общение было столь интенсивным, что за ним можно было и пропустить концертную программу… однако  делать этого никак не следовало. Ведь на сцену уже восходил легендарный Силя и группа «Выход»!

Питерский «Выход» выступал в экспериментальном составе – по словам самого Сили, если не играешь новые песни, так хоть составом удиви. На сей раз игру и пение Сергея Селюнина поддерживала симпатичная юная скрипачка (надо отметить, что прекрасные девы всегда сопровождают Силю) и весьма сыгранная, уверенная ритм-секция — Дмитрий Кутафин (ударные) и Сергей Кондратьев (бас) из арт-роковых «Унесёных веток». Сложно сказать, насколько этот состав спонтанен, но всё звучало вполне отрепетированно. Ну а зачем нужны новые песни, если старые хорошие? «Шёл, нашёл и потерял», «Год Козла», «Бедное животное, не плачь», бессмертный хит «Не могу кончить»… а завершился сет неожиданно: песней «Наутилуса Помпилиуса» «Прогулки по воде», на которой солировать вышел саксофонист Алексей Могилевский. Оказывается, этот кавер «Выход» исполнял ещё в стародавние времена, а опубликован он был в качестве бонус-трека к альбому «Выхода нет» (2003), ставшему одним из первых релизов лейбла «Геометрия».

Затем на сцене появилась «Контора Кука» — команда из Самары под руководством Владимира Елизарова (он же и есть Кук). Группа была образована в конце 90-х годов, выпустила восемь студийных дисков (из них пять – на «Геометрии»), всегда оставаясь при этом в рамках андеграунда. Признаться, слушать их «лоуфайные» студийные записи было даже тяжеловато… А вот вживую группа прозвучала удивительно ярко и свежо!

Сам фронтмен выглядел брутально – бритый налысо, высокий и крупный, он колотил по «стоячей» ударной установке (один том и две гнутых тарелки), пел и при этом прыгал, размахивал руками и всячески заводил зал. Николай Суслов отвечал за ноутбук (с которого шел основной поток информации) и клавишные, Олег Садовников — за бас-гитару. Получился такой пост-панк/трип-хоп/эйсид-джаз/электрошансон с вокальной мелодикой, удивительным образом сочетающей речитативность и русско-фолковую распевность. Радикально, интеллектуально, ёрнически… На мрачноватой «Марианской впадине» на сцене опять появился Алексей Могилевский, чей сакс добавил звучанию психоделичности. Единственный минус – выступление показалось минут на 10 длиннее, чем было нужно для насыщения.

Следующими были «Ива Нова» – краса и гордость «Геометрии» и вообще питерского рока. Девушки всегда радуют, вот и на сей раз: новые стильные костюмы, новые причёски, «стрелки» на глазах и, конечно, новые песни! Неслучайно публику как магнитом притянуло к сцене, да многие сразу и пустились в пляс. Несмотря на то, что «этно-экстрим» «Ива Новы» сейчас явственно приправлен электроникой, их живой магнетизм ничем не затемнишь. Солистка Анастасия Постникова блестяще управлялась с двумя (или даже тремя?) микрофонами, клавишами и, конечно же, прекрасно пела; Наталия Потапенко просто-таки отжигала на аккордеоне; строгая красавица Галина Киселёва (в группе она с 2014 года) творила чудеса на бас-гитаре, а «старожил» команды ударница Катя Фёдорова придавала всему этому безумству строгую ритмическую основу. Особенно запомнился эпизод, когда все девушки играли на перкуссии: в ход пошли любимая стиральная доска и прочая домашняя утварь – ведьмочки как они есть! Из свежего порадовали новая «танцевальная» вещь и песня «Жаворонки» из альбома «Крутила пила» (2014) на стихи поэта-футуриста Василиска Гнедова. Специально для продюсера «Геометрии» Вадима Ульянкина был исполнен старинный хит «Самокрутка» (в новой аранжировке), а долгожданная «Ведьма» прозвучала под занавес выступления. Сотрудницы лейбла и все-все-все девушки были в восторге!

Паузы между выступлениями групп заполнял Вадим Степанцов – поэт и музыкант, создатель Ордена куртуазных маньеристов и группы «Бахыт-Компот». Во вполне куртуазном картузе и красной рубашке он выглядел как «последний поэт деревни» (если считать таковой Москву), хотя, признаться, его полуэротические вирши – на любителя. Но своё дело развлечения почтеннейшей публики Степанцов знал туго. В гримёрке же продолжалось плотное общение всех со всеми, так что нелюбителям поэтического конферанса можно было укрыться там.

 Следующая группа, «Хроноп», по совершенно правдивым словам её лидера Вадима Демидова, «собралась из небытия специально для этого фестиваля». Впрочем, группа хоть и не даёт полномасштабных концертов, в студийном виде существует и сейчас, судя по сообщениям в фэйсбуке, работает над новым альбомом. Трое из нынешнего концертного состава играли на легендарном фесте в Подольске (1987), остальные – более молодое поколение. Сам командир корабля – средних лет (или может «чуть за»…), с горящими глазами и молодой улыбкой. Музыка «Хронопа» — мелодичный интеллигентный пост-панк с актуально-социальными текстами. Вторая по счёту песня – от лица человека, который пережил «шестерых президентов, четырёх рок-звёзд, шесть великих любовей, вдохновенное пьянство, демократию, реставрацию…» и переживёт ещё многое, но не сломается. «Стоять, терпеть, но стоять, лица не терять…» — пожалуй, рефрен нашего времени. Несмотря на ироничную злободневность текстов, музыка веяла праздником. Может быть, потому, что были песни и про любовь, свободу и рок-н-ролл (хотя сама эта вещь из альбома «Сейчастье» и не была исполнена). А может быть, потому, что взаимодействие двух электрогитар напоминало King Crimson 80-х годов (вот такие странные вещи доставляют мне удовольствие). Правда, в какой-то момент у одного из гитаристов порвалась струна и он ушёл менять её за сцену, так что отдуваться пришлось флейтисту. Но всё устроилось, и группа продолжала, сыграв на бис – неожиданно даже для самих себя – древний хит про португальских женщин.

И, наконец, финал фестиваля – часовой сет «Вежливого отказа», выступавшего на сей раз как трио: Роман Суслов (гитара, вокал) – Дмитрий Шумилов (бас-гитара) – Михаил Митин (ударные). Собственно, это не первое выступление «Отказа» в подобном составе, без струнно-клавишно-духовой секции, ведь «намеренно сокращая состав до классического рок-трио, музыканты обнажают первоосновы известных всем композиций, и, невероятным образом, базис безо всяких надстроек оказывается самостоятельным произведением искусства» (цитата с официального сайта). Надо сказать, что этот «базис без надстроек» звучал чрезвычайно жёстко и даже как-то агрессивно: то ли усилители такие попались, то ли музыканты подошли к делу с небывалым рвением.

Для исполнения были выбраны композиции самые радикально-авангардные, в основном с «футуристским» вокалом или вообще без оного. Казалось, вот сейчас перенеси группу на фестиваль Rock in Opposition во Францию, и там ей будет самое место. Правда, про «дуй, рататуй» и прочую «бодун-голову» там вряд ли бы поняли, да и неважно, главное-то – музыка. «Обнажённый» Суслов сотоварищи давали прикурить со своими головоломными пассажами и несимметричными размерами, сумасшедшими унисонами баса и гитары, диссонансами и хитроумными синкопами. Прозвучало многое с последнего на сегодняшний день студийного альбома «Гуси-Лебеди» (2010, «Союз Мьюзик»), и ещё больше – из незаписанной пока программы «Военные песни», в которой этой злой экспрессии через край. «Огонь!» — не метафора, а страшный образ сегодняшнего дня, когда прямо на тебя направлено всё оружие мира. Ну и из более старого, но тоже по теме: «Гражданская война. Отступление», которую присутствовавшие знали назубок.

В общем, кто пережил атаку «Вежливого отказа», тот молодец… а кое-кому пришлось ретироваться, потому что время было заполночь. Что и говорить – фестиваль удался, все группы выступили превосходно, и каждая представила лучшие стороны современного российского рока. Лейблу «Геометрия» – дальнейшего процветания, а музыкантам – творческих успехов и новых песен! И мира во всём мире.

Елена САВИЦКАЯ
Фото: Лётчик Гарри.
Благодарим лейбл «Геометрия» (Павла Кострикина, Вадима Ульянкина и всех-всех-всех) за приглашение на праздник.

Общее впечатление

Москва, клуб "Шаги"
9 декабря 2016 г.
"Геометрия"

Елена Савицкая

Елена Савицкая