Гран-Куражъ: Король Артур возвращается!
Февраль 23, 2024
Татьяна Винокурова (8 статей)
Поделиться

Гран-Куражъ: Король Артур возвращается!

14 февраля в московском клубе «Glastonberry» прошло закрытое предпрослушивание альбома «Легенды мира из огня» группы «Гран-Куражъ». Его релиз запланирован на 1 марта, а первыми услышать новое творение группы получили возможность друзья и гости, а также акционеры краудфандинга на Planeta.ru, купившие соответствующий лот.

В итоге в малом зале клуба собралось около ста человек – не случайные люди, а именно поклонники и ценители творчества бронницко-московского хеви-пауэр-метал-коллектива, который, кстати сказать, в этом году празднует своё 20-летие.

Уже на пресс-конференции, с которой началось мероприятие, прозвучала нарочито вызывающая и сразу охотно подхваченная публикой фраза фронтмена группы Петра Елфимова: ему хотелось бы, чтобы данный релиз стал «одним из самых ярких событий в российской тяжёлой музыке за последние 20 лет». Сбудется ли это пожелание, покажет время и реакция слушателей, но вот то, что сам вечер стал одним из самых ярких музыкальных событий начавшегося года, – это бесспорно. Всё это благодаря продуманной организации, очень уютной, непринужденной атмосфере, эмоциональному, воодушевлённому рассказу артистов о новом альбоме и истории его создания и, конечно, самой музыке.

Перед прослушиванием участники «Гран-Куража» подробно рассказали о том, как появилась необычная концепция альбома, увязывающая все его композиции в единый сюжет. По идейной и визуальной составляющей творчества группы в последние несколько лет можно заметить, что ей близка постапокалиптическая тематика. И в новом альбоме она получила максимально полноценное воплощение: это история «Мира из огня», возникшего на земле после гибели мира прежнего. Но история эта несёт в себе вовсе не безысходность, а надежду на лучшее, на примере героев прошлого она показывает нам сегодняшним, что спасение возможно. Об этом мы поговорили на пресс-конференции. На вопросы в основном отвечали Михаил Бугаев и Пётр Елфимов, но и другие участники коллектива приняли участие в обсуждении.

Пётр Елфимов: Наши слушатели знают, что мы в группе придерживаемся постапокалиптического направления. Я говорил после выхода предыдущего альбома, что апокалипсис уже свершился, и мы давно живём в постапокалиптическом мире. И на новом альбоме нам захотелось объединить героику прошлого – легенды о знаменитом короле Артуре – и современный мир, почти научно обосновав (улыбается) надпись на его гербе о том, что «он не мёртв».
Михаил Бугаев: Сначала в таком духе была вообще всего одна песня, но нам понравился результат, и тематически созвучные композиции стали рождаться одна за другой, образовав полноценный цикл. Но надо же как-то обосновать это, чтобы было и понятно, и интересно! Фантазия разыгралась, и у меня получилась научно-, или, скорее, околонаучно-фантастическая история на десяти страницах, рисующая читателю и сам «Мир из огня», и все те события, которые связывают композиции альбома воедино.

Кстати, в прошлом году у вас вышел EP, и песня «Бессмертна ложь» первоначально предназначалась как раз для нового альбома. А не жалко было «пожертвовать» её на ЕР? Она не являлась частью этой общей концепции?
М.Б.: На тот момент – ещё нет, поскольку у нас была только музыка, а тексты лишь начали появляться, и общая концепция ещё не выстроилась. Музыкально мы, конечно, могли при желании её туда присоединить, но в целом она всё же стоит несколько особняком и живёт теперь своей, отдельной жизнью.
П.Е.: Но в чём прелесть музыкального цикла? Он объединён одними авторами, их музыкой. В данном случае речь идёт о трио авторов – Миша, я и поэт Ольга Ковалевская. И песня «Бессмертна ложь», где музыку написал Миша, а слова – Ольга, вполне может вдруг включиться в общий цикл тоже, если на это внезапно выведет фантазия авторов (смеется).

Название альбома уже неоднократно прозвучало сегодня. Как оно вообще появилось?
П.Е. В отличие от альбома «Эпохи, герои и судьбы» (5-й студийный альбом группы «Гран-КуражЪ», который вышел 12 февраля 2021 года, – прим. авт.), название в этот раз у нас появилось очень быстро. Тогда, я помню, мы долго решали, как же назвать нашу работу, а в этот раз дело было так: мы созвонились с Мишей, я говорю: «Ну, что с названием будем делать?» И оно как-то само у нас вдруг возникло – «Легенды мира из огня»! И нам сразу понравилось.
М.Б.: А самое интересное, что, приняв этот вариант, мы поняли, что этим названием создаём свой мир, в котором наши песни могут жить и дальше, так же объединенные сквозными сюжетными линиями.
П.Е.: То есть, понимаете, сначала создалось название, потом – образ мира для наших песен, и потом как-то сразу нарисовалась та концепция, которая в итоге и объединила все наши новые композиции. Ведь изначально мы думали, что в альбоме будет совсем немного треков, связанных общей темой, заявленной в нашем названии. А в итоге он и начинается песней «Где правит пламя» (отсылка к названию) и заканчивается композицией, где звучат слова: «Жить без тебя, болью дышать в этом мире из огня…».
М.Б.: Мы показываем условно недалекое будущее, где происходит ряд событий, приводящий к апокалипсису на земле. На планете перестаёт хватать ресурсов, люди принимаются более глубоко изучать ядро земли, что приводит к извержению супервулканов, в результате чего рождается «мир из огня». Многие неравнодушные люди, в том числе некий учёный Алистер, начинают искать пути спасения этого мира, его восстановления и очищения.

У них что-то получается? Надежда на лучшее есть?
П.Е.: Да, она есть!
М.Б.: Алистер в итоге своих поисков находит пророчество, где говорится, что должен возродиться король Артур и спасти человечество. Поиски по спасению мира связаны с изменением сознания, с путешествиями во времени, с использованием одновременно и достижений современной науки, и условной «древней магии», которая на поверку оказывается также научным знанием, которое не объяснить с точки зрения своей эпохи. И в результате целого ряда сложных экспериментов удаётся перенести в наш мир сознания заявленных в пророчестве героев. И однажды часть людей утром просыпается, чувствуя себя носителями сознания великих личностей прошлого – короля Артура и других рыцарей Камелота. Они находят друг друга в современном мире и понимают, что их миссия, несмотря на иную эпоху, не изменилась: им нужно возродить мир, восстановить справедливость, общечеловеческие ценности, найти счастье и радость на земле.
Сознание короля Артура и копии сознаний многих его соратников проецируются в этом мире не в случайных людей, а в музыкантов (музыка как вечная ценность мира продолжает существовать и в условиях постапокалипсиса), и каждая вокальная линия в альбоме – это проекция определённого исторического образа. Новоявленный король Артур поёт голосом Петра Елфимова. Роль Мерлина исполняет Михаил Житняков, роль Ланселота – Евгений Колчин, роль Гвиневры – Елена Минина, Мордреда – Влад Паутов из группы Metheora. Тем самым мы развили тему, предусмотрев возможность создания более глобального материала и привлечения различных вокалистов, а также применения разнообразных вокальных техник вплоть до гроула и скрима.

Развёрнутое описание альбома действительно впечатляет! А если попытаться охарактеризовать его совсем кратко, то каким этот альбом стал для вас самих? Как бы вы его назвали одной фразой или, может быть даже, одним словом?
П.Е. и М.Б. (хором): Три-четыре: «Терминатор-2»! (смеются)
Юрий Бобырев: Я солидарен! (улыбается)

Отсылка к тому, что это лучшая и самая концептуальная часть из всего цикла «Терминатор»?
М.Б.: Как правило, любой сиквел получается хуже оригинала. И есть единицы общепризнанных примеров, когда продолжение было лучше, чем успешный предшественник. Один из таких примеров – «Терминатор-2».
Альбом «Эпохи, герои и судьбы» в момент выхода стал самым успешным альбомом нашей группы. Когда мы начали готовить материал для «Легенд», я сказал Пете такую вещь: «Представь, что «Эпохи» – это «Терминатор», а следующий альбом должен стать «Терминатором- 2». Вот такой у нас был амбициозный план – превзойти то, что многими уже считается вершиной нашего творчества.
Вячеслав Стосенко: Вот начинаешь думать об этом альбоме – какой же он? И сразу на ум приходит, что он и увлекающий, и разноплановый, и свой для каждого слушателя… Получается, что одного слова здесь всё же мало, уже собирается некий словарик (улыбается).

Значит, его можно назвать «универсальным»?
В.С. Да, можно! И каждый, послушав этот альбом, охарактеризует его по-своему.
М.Б. Добавлю, что нам очень хотелось сделать так, чтобы при прослушивании этого самого длинного в истории группы альбома (14 треков, 68 минут звучания – прим. авт.) человек не утомлялся. Бывает так, что, слушая какой-то монолитный альбом с похожими друг на друга песнями, ты уже трека с пятого начинаешь просто перещёлкивать их, потому что возникает ощущение, что звучит одно и то же. А мы стремились к тому, чтобы, когда альбом закончится, вы изумленно воскликнули: «Сколько он шёл?! 14 треков?? Так, я, пожалуй, послушаю его снова!»
П.Е. Пусть люди послушают нашу музыку, не переключая, не отвлекаясь, осознают, переварят это, и им понравится! Мы очень хотим этого!

Ставки делаете, что будет «хитом среди хитов»?
М.Б.: Конечно! Думаем об этом, загадываем. Кстати, на буклетах к предпрослушиванию на обратной стороне списка песен есть ссылка, по которой вы можете проголосовать за наиболее понравившиеся. И, может быть, уже сегодня вечером у нас будет первое представление о том, ошибаемся мы в своих догадках или нет.

А о новых клипах уже думаете? Поклонники были восхищены постановочным клипом на песню «Царство диких людей» (2021 год, режиссер-оператор – Сергей Шубин, – прим. авт.), планируете ли что-то подобное?
М.Б.: Да, о клипах мы уже думали! Сейчас закончим крауд и посмотрим, сколько у нас будет средств и возможностей для съёмок.
П.Е. У нас уже есть несколько композиций, которые просятся в клип. И это, я думаю, должно быть что-то покруче «Царства диких людей». Но сначала пусть поклонники послушают наш альбом и, возможно, сами скажут, что именно они хотели бы увидеть из него, воплощенное в клипе.

Слышала от музыкантов такое мнение, что, когда закончена запись альбома, наступает одновременно и радость от сделанного, но в то же время и грусть, опустошение от того, что «движуха» на данный момент остановилась. Как с этим обстоит дело у вас?
П.Е.: А у нас движуха и не заканчивалась (смеется). Вот, например, лично у меня был жёсткий дедлайн – записать последнюю песню до 7 января и отдать на сведéние. Я это сделал! Да, несколько дней у меня было опустошение. Но радость от сделанного всё же перевешивает.
М.Б.: А другие музыканты группы делали ставки, уложится Петя в этот дедлайн или нет! (все смеются).

Как, если сравнить с прошлым вашим краудфандингом, прошёл сбор? Он оправдал ваши ожидания?
М.Б.: По поводу ожиданий – цифры говорят сами за себя. Вместе с «Арией», «Эпидемией» и сольным проектом Виталия Дубинина, где я тоже принимал участие, наша кампания вошла в топ самых собирающих крауд-проектов среди отечественных тяжелых исполнителей. (Проект завершился 20 февраля с суммой 3,8 млн. руб. и вошёл в тройку лидеров среди российского хэви, – прим. авт.) Впервые краудфандинг мы решили провести в 2016 году, но тогда для минимизации расходов мы все организационные вопросы взвалили на себя, сами отправляли и передавали акционерам лоты. Нужно было строго всё отслеживать, держать на контроле массу процессов. И в какой-то момент мы просто надорвались. Возник вопрос: а стоило ли оно вообще того? Да, тот сбор тоже был успешный, но очень уж энергозатратный. Теперь же мы сотрудничаем с компанией Line Up, и многие оргпроцессы они взяли на себя. Когда шёл крауд по сольному альбому Виталия Дубинина, мне очень понравилось, как всё это было организовано, и мы решили этот опыт использовать для группы «Гран-Куражъ».
П.Е. Огромное спасибо нашим поклонникам за поддержку краудфандинговой кампании! Мы стараемся давать качественный музыкальный материал, и нам очень приятно, что люди это любят и ценят!

***

После пресс-конференции мы перешли к предпрослушиванию. Я не буду здесь заниматься музыкальным разбором прозвучавшего материала, тем более что его мультижанровость и дух сразу нескольких музыкальных эпох уже были отмечены и самими музыкантами, и другими журналистами в их обзорах. Повторю лишь то, что я сказала группе «Гран-Куражъ» сразу после прослушивания: для меня альбом прозвучал на одном дыхании, и выбрать лучшие вещи для голосования оказалось очень сложно. Не считаю себя прозорливым музыкальным критиком или предсказателем, но уже предполагаю, какие из композиций в скором времени после релиза станут хитами. Это касается и монументального 10-минутного эпика «Последняя глава», где мы услышали голоса всех, когда когда-либо пел в «Гран-Кураже», и финальной лирической композиции Михаила Бугаева на стихи Петра Елфимова «Не отпускай меня» с участием Елены Мининой, и сразу покорившей меня своими риффами и текстом (хотя он обычно воспринимается с первого раза трудновато) песни «Лети»…

По окончании прослушивания Пётр и Михаил перечислили всех, кто принимал гостевое участие в записи альбома. Кроме уже названных выше артистов, это Илья Коровкин («Ретрием», Forces United), Александр “Wish” Андрюхин (Metheora), Александр Корпусёв (Margenta), Иван Бадян и ещё целый ряд талантливых музыкантов, приложивших руку к вокальной и инструментальной составляющим релиза.

Под завершение вечера музыканты отметили, что все песни рождались для этого альбома достаточно легко и быстро, и их родилось гораздо больше, чем могло войти в альбом. А это значит – to be continued? И кто знает, чем нас сможет удивить следующий «Терминатор»!..

Текст, вопросы группе  Татьяна ВИНОКУРОВА
Фото: Виктор Винокуров.
Благодарим Михаила Бугаева («Гран-Куражъ») за приглашение на мероприятие.

Татьяна Винокурова

Татьяна Винокурова