DIR EN GREY: Две стороны монеты
«Художник не пишет картину для красок, но очень с ними считается», – говорил выдающийся русский хореограф Михаил Фокин. Высказывание, как нельзя лучше подходящее для японской группы DIR EN GREY, чьё название соединяет в себе два оттенка. А также определяет двойственность отношения к собственным выразительным средствам, с одной стороны, и зрителю – с другой, характерную для любого творца, будь то художник, музыкант или поэт.
В творчестве группы замешаны авангардные тенденции последнего столетия, радикальные решения, стилистическое разнообразие. И, конечно, мелодизм, чтобы публика могла ненадолго отдохнуть. Ненадолго – потому что неповторимый внешний облик участников группы, особенно, конечно, вокалиста Кё, не даёт ни на секунду отвлечься от происходящего на сцене. Критики сравнивали это действо с неким шаманизмом; церемонией, включающей не сильно стилизованный акт самопожертвования. И это – каждый раз, на каждом концерте!
Несколько слов об истории DIR EN GREY. Датой её основания считается февраль 1997 года. В состав входят лидер и гитарист Каору (Kaoru), вокалист и автор текстов Кё (Kyo), гитарист Дай (Die), басист Тошия (Toshiya) и барабанщик Шинья (Shinya). Первый мини-альбом DIR EN GREY «MISSA» вышел в июле 1997 года. За ним в 1998-м последовали успешные синглы «JEALOUS» (мы по возможности сохраняем авторские варианты написания названий песен и альбомов, включая заглавные и строчные буквы, – прим. ред.) «-I’ll-», и DIR EN GREY стали первой независимой группой, попавшей в топ-10 чарта Oricon. 5 синглов, выпущенных в 1999 году были спродюсированы Yoshiki (лидера японской джей-рок группы X JAPAN, о котором мы неоднократно писали, – прим. ред.). В том же году вышел в свет их первый полномасштабный альбом «GAUZE», который показал, что группа развивается в своём собственном направлении – в музыке смешивались элементы хард- и софт- рока, что можно услышать, например, в «YOKAN». «GAUZE» стал очень успешным альбомом, и DIR EN GREY превратились в мейджоров.
В 2000 году DIR EN GREY выпустили синглы «【KR】cube», «Taiyou No Ao», «MYAKU» и сменили лейбл East West Japan на FIREWALL DIV., чтобы уже с ним выпустить альбом «MACABRE» (четвёртая строчка в чарте). С выходом этого альбома стало ясно, что с музыкальной точки зрения группа развивается в направлении, точно отраженном в названии («macabre» – мрачный, ужасный, относящийся к смерти). Песни по стилю варьируются от прогрессив-рока до трэш-метала. Поэтому выход баллады «ain’t afraid to die» в 2001 году стало большим сюрпризом. За еще несколькими синглами последовал альбом «KISOU». В нем продолжились тенденции, сформировавшиеся в «MACABRE». Однако звук приобрел несколько западное звучание.
В поддержку своего нового альбома DIR EN GREY в 2002 году едут в тур, который охватывает уже не только Японию, но и Китай, Гонконг, Тайвань и Южную Корею. 10 сентября 2003 года появился долгожданный альбом «VULGAR». Музыка стала тяжелее и жестче, что было результатом экспериментов группы с западным звучанием. Пятый альбом группы «Withering to death.» вышел в марте 2005 года. В рамках тура «TOUR05 It withers and withers» группа выступила с сольными концертами в Германии и Франции. Вслед за успехом зарубежных выступлений, группа едет стуром Showcase Tour в США в начале 2006 года. После Showcase Tour вышел американский релиз альбома «Withering to death.». Вскоре DIR EN GREY приняли участие в «LOUD PARK 06» вместе с такими группами как Megadeth, Slayer и Children of Bodom. Кроме того, в 2006 году группа сыграла на фестивалях Rock am Ring, Rock im Park и The Family Values Tour, где участвовали такие гранды как Tool, Korn, Deftones и Guns N’ Roses.
2007 год начался сольным туром в США и альбомом «THE MARROW OF A BONE», характерным максимальным числом текстов на английском языке. В этом году группе исполнилось 10 лет, в связи с чем был выпущен сборник лучших песен. Седьмой студийный альбом «UROBOROS» вышел 12 ноября 2008 года. Этот альбом стал ключевой точкой развития музыкантов как авангардистов и прогрессивных композиторов. В записи принимали участие этнические инструменты: мандолина, конга и ситар. Альбом получил крайне высокие оценки по всему миру. Был выпущен клип «VINUSHKA», который, по мнению автора этой статьи, стал одним из самых глубоких у DIR EN GREY. В поддержку альбома состоялись гастроли по США, Канаде, Японии, странам Европы и Латинской Америки (Чили).
3 августа 2011 года был выпущен восьмой студийный альбом «DUM SPIRO SPERO». Он стал самым неординарным и прогрессивным в истории группы, уровень качества записи и сведения инструментов поднялся на качественно новую ступень. Следом уже традиционно стартовали туры и выступление на фестивале «Wacken Open Air 2011».
В период с 2011-го по 2014-й годы у группы состоялось несколько релизов. 10 декабря 2014 года вышел девятый альбом «ARCHE», на котором музыканты отказались от стилистики прогрессив-метала, характерной для предыдущих работ. В 2015 году у гитариста и лидера группы Каору начался паралич пальцев правой кисти, диагностированный как профессиональное заболевание. Пятого и шестого февраля 2016 года DIR EN GREY положили конец эры «ARCHE» на стадионе Nippon Budokan. С этого момента группа начала серию ностальгических туров по предыдущим альбомам с общим заголовком «TOUR16-17 FROM DEPRESSION TO ________».
26 сентября 2018 года вышел десятый студийный альбом «The Insulated World» и клип «Ranunculus». 18 сентября 2019 вышел сингл «The World of Mercy» с центральной одноименной композицией, которая возвращала к прогрессивным временам эпохи «DUM SPIRO SPERO». После этого группа отправилась в тур по Японии и Северной Америке с декабря 2019 года, а затем и по Европе с января по февраль 2020 года, записав во Франции концерт «TOUR20 This Way to Self-Destruction» и бекстейдж «TOUR20 This Way to Self-Destruction Documentary Footage».
22 марта 2020 года на своем официальном канале YouTube DIR EN GREY дали концерт без зрителей «The World You Live In» в прямом эфире, который набрал больше чем полмиллиона просмотров на канале. В 2022 году группа выпустила свой 11-й альбом «PHALARIS». Совсем недавно DIR EN GREY закончился тур внутри страны, что дало возможность задать им вопросы и получить на них ответы.
Каковы основные темы песен, вошедших в альбом «PHALARIS»?
Каору: Я думаю, что лучше прочувствовать индивидуально тему каждой песни. Мы сделали этот альбом интенсивным, потому что произошло множество событий, которые случились до этого времени.
Насколько я понимаю, тур под названием «PHALARIS» завершится в декабре этого года?
Каору: Да, на этом он закончится.
Альбом был записан в честь 25-летия группы. Значит ли это, что он вобрал в себя все музыкальные тенденции, которым следовала группа на протяжении этой четверти века?
Каору: Мне кажется, что мы смогли должным образом представить DIR EN GREY, состоящий изо всех испытаний, с которыми мы постоянно сталкивались.
Музыкальные критики всё чаще определяют стиль вашей музыки как «авангардный» и «прогрессивный» метал. Вы согласны с таким определением?
Каору: Каждый в праве сам решить к какому жанру можно отнести нашу музыку.
Как произошел переход вашего стиля от visual kei к металлу? Несмотря на то, что сейчас вас трудно отнести к visual kei, какие-то элементы имиджа остались в том, что касается грима и костюмов?
Каору: Мы всегда делаем то, что нам хочется. Наша творческая позиция не очень-то изменилась за эти годы.
В ваших выступлениях много театральных элементов, погружающих зрителей в фантасмагорическую атмосферу. Есть ли здесь влияние традиционного японского театра?
Каору: Полагаю, мы можем создавать интересные формы самовыражения, находясь под влиянием многих разнообразных вещей и постоянно используя наше воображение.
Большинство ваших песен – на японском языке. Нужно ли вашим зрителям в других странах перед тем, как идти на концерт, прочитать переводы текстов? Или вы ориентируетесь на эмоциональное восприятие?
Kё: Интуиции будет достаточно.
Для того, чтобы написать тексты с множеством ассоциаций, игрой смыслов – нужно много читать книг? Какие из авторов вас вдохновляют?
Кё: Я вообще не читаю.
Каждый ваш альбом – новая эпоха. Как участники группы решают, куда будет развивать и как меняться концепция? Что нас ожидает после «PHALARIS»?
Каору: Некоторые вещи мы обсуждаем на словах, а иногда руководствуемся только ощущениями. О том, что нас ждёт впереди, пока сложно сказать, так как рассказывать пока что не о чем.
Слышала, что участники группы довольно консервативны в выборе инструментов. Насколько за эти 25 лет менялись ваши гитары, бас-гитары, ударные? Становились ли они сложнее и современнее?
Каору: Каких-то кардинальных изменений не было. Они просто обновляются понемногу с годами.
Сейчас вы сами являетесь примером для начинающих музыкантов. Расскажите, пожалуйста, повлияла ли на вас музыка и музыканты из таких групп как X JAPAN или LUNA SEA? Может быть, были ещё какие-то любимые группы?
Каору: X JAPAN — это группа, которая заставила меня дебютировать. Меня бы сейчас здесь не было, если бы не было их. Наверное.
Существует множество версий расшифровки вашего названия DIR EN GREY: от «Серебряной монеты» или «Серого» (цвета) до простого сочетания красивых слов. Что сейчас вам кажется самым подходящим?
Каору: Haiiro no ginka («пепельная серебряная монета» в переводе с японского, – прим. авт.).
Молодые и начинающие группы часто стараются привлечь внимание зрителей шокирующей внешностью или эпатажным поведением на сцене. Как вы сейчас ощущаете, нужен ли вам экстравагантный внешний облик, чтобы интересовать публику?
Каору: Разве не лучше, если они будут по-прежнему восхищаться?
Ваши клипы, с одной стороны – образец искусства, с другой, некоторые из них могу шокировать. Как вы определяете грань, о чем можно говорить, а о чем – нет?
Кё: Мы не хотим накладывать никаких ограничений на самовыражение и будем и дальше просто показывать всё, что захотим, и как оно есть. Конечно, есть компания, которая говорит нам: «Вот досюда можно». Но лично я об этих границах не очень думаю.
Несмотря на то, что музыка DIR EN GREY непростая, полифоничная и жесткая по звучанию, вашу группу любит много девушек, во всяком случае, в России. Вы как-то можете это объяснить?
Каору: Я не уверен. Может быть, это потому, что участники группы замечательные?
Участники группы всегда интересовались мировой политикой. События последнего времени, такие как пандемия, повлияли на ваше мировоззрение? Отразилось ли это на творчестве?
Каору: Я думаю, это оказало некоторое влияние. Но даже в такой ситуации мы могли создать такой альбом, как «PHALARIS», так что проблем нет.
Хочу лично от себя выразить благодарность лидеру группы за то, что он откровенно рассказал о своих проблемах с правой рукой. Могу ли я задать вопрос, как сейчас обстоят дела, стало ли лучше? Ждать ли от вас сольного альбома?
Каору: Спасибо за вашу заботу. Особо лучше не становится, но я, как и прежде, могу продолжать писать песни и проводить концерты. Я очень благодарен участникам группы, персоналу, фанатам и всем остальным. Что касается соло… Я не думаю, что кто-то хочет услышать сольный альбом какого-то гитариста. Разве нет?
Почти у каждого из участников группы есть другие проекты. У некоторых их несколько. Как вы успеваете совмещать эти проекты с DIR EN GREY? И для чего они нужны – возможность выразить себя в новых стилях музыки и творчества, моды, например?
Кё: (Что касается проектов за рамками DIR EN GREY.) Я просто делаю то, что хочу, и создаю то, что хочу создавать.
Очень жаль, что в ближайшее время не предвидятся гастроли DIR EN GREY в России. Но нам бы хотелось, чтобы вы знали, что вас по-прежнему очень любят здесь и ждут. Скажите, пожалуйста, несколько слов поддержки вашим российским поклонникам?
Каору: Я очень рад, что у нас так много поклонников в России. Несмотря на то, что у нас не было возможности гастролировать за пределами Японии после коронавируса, я хочу, чтобы вы ждали нас, и верили, что мы сможем сделать это в будущем.
Элла МОЛОЧКОВЕЦКАЯ
Выражаем благодарность DIR EN GREY Overseas Team за помощь в проведении интервью и предоставленные фото.
Изображения обложек — «Википедия».
Английская версия интервью — http://inrock.ru/english/dir_en_grey_eng_2023