Кристоф Годэн: Брутальный романтик
Ноябрь 2, 2013
Катерина Межекова (39 статей)
Поделиться

Кристоф Годэн: Брутальный романтик

Гитарист из Франции Кристоф Годэн не раз появлялся на страницах журнала «ИнРок». Интервью, публикуемое сейчас, было напечатано в декабре 2012 года. Теперь есть хороший повод перечитать его – Кристоф едет в Россию! И пусть его мечты о полномасштабном турне пока остаются мечтами, он посетит Москву и известный своими гитарными традициями северный город Архангельск. 17 ноября, клуб «Меццо-форте» — не пропустите!

Иногда в шутку легче всего удается объяснить самые сложные идеи. Шутка дает свободу, делая возможным всё, что угодно, облекая всё в символы и жонглируя ими. Вы можете представить себе соединение в музыке сложной джазовой импровизации и животной силы тяжелого металла? А это более чем возможно! Чувство юмора – ключ к виртуозной гитарной музыке Кристофа Годэна.
Одно появление на сцене жизнерадостного француза, будь то в составе тяжелого фьюжн-трио Morglbl или метал-команды Gnô – это всегда шоу, смешные истории, неповторимая мимика, шутки и смех в зале. Но это всего лишь часть подачи той многоуровневой и сложной музыки, которую играет Кристоф. В совершенстве владея техникой импровизации, он может сыграть простейшую песню «Битлз» как произведение, наполненное новыми гармоническими ходами, словно расширяя границы привычного восприятия песни. При первом прослушивании записей Morglbl не верится, как столько музыкальных идей может уместиться в одной композиции, а Кристоф и его трио играют, почти не репетируя.
Помимо частых гастролей, Годэн ведет не менее насыщенную педагогическую деятельность. Уже более 20 лет он преподает в Женевской школе музыкантов E.T.M., проводит гитарные мастер-классы и записывает обучающие видео. Будучи одним из постоянных участников французского фестиваля Guitare en Scene, в этом году Кристоф Годэн еще и шефствовал над конкурсом молодых талантов Les Tremplins. После яркого выступления Morglbl на открытии фестиваля нам удалось побеседовать с Кристофом. Харизматичный и открытый к общению, он с первых же сказанных на диктофон фраз дал понять, что интервью это будет нестандартным.
«Та-ааак, — сказал требовательный музыкант и педагог после обычных представлений друг другу, — теперь я беру у тебя интервью. Ну-ка, расскажи, почему ты решила играть на гитаре?» – «Сложно сказать, давно хотела, но всё никак не решалась». – «И почему? Не хватало веры в себя? Но ты ведь уже любишь этот инструмент? И что, хочешь сказать, что поздновато учиться? Конечно, нет! Если что-то идет от души, просто делай это. Учиться может каждый!» Хорошо, тогда спросим для начала у гитарного учителя несколько советов…

Ты преподаешь гитару ученикам совершенно разного уровня – от новичков до «зубров» импровизации. Что ты считаешь важным для тех, кто делает первые шаги?
Ты ведь всё это записываешь, да? Значит, мне надо резко стать серьезным и говорить умные вещи. (Делает нарочито серьезное лицо. Продолжает смеяться.)
Да нет, лучше говорить как есть!
О, значит, я могу дурачиться, я могу нести чушь? Спасибо! Итак, все понимают, что итогом первой же недели занятий должно стать умение играть как Ингви Мальмстин. В первую же неделю, запомните! (Верещит, пародируя гитарные «запилы».) И вот тогда…
…ученик разобьет со злости гитару об стену и всё для него закончится.
Да, есть такой шанс. (Смеется.) Но давайте думать о лучшем! Он просто плюнет на всё.
А если серьезно – я всегда говорю ученикам, чтобы они разучивали песни, последовательности аккордов, так тебе всегда будет что играть с другими людьми. То есть если прийти к друзьям с песней «Битлз», все ее будут знать и вам будет с чего начать играть вместе. А на первом этапе самое сложное – это именно найти, с кем тебе играть. Ведь очень часто люди учат гаммы, потом начинают музицировать с кем-то и не знают, что им делать с этими гаммами! А если знать аккорды и уметь играть хоть немного – ты уже неплохой ритм-гитарист и можешь набираться опыта игры с другими людьми. Таков мой всем совет. (Снова серьезная гримаса.)

А как насчет мотивации? Как помочь себе двигаться вперед?
Мотивация… есть один важный прием, которым новички часто пренебрегают…
Всё-таки попробовать освоить Мальмстина за неделю?
(Смеется.) Не совсем… На самом деле, новички, играя, забывают слушать собственный голос. Музыка – она ведь уже звучит внутри нас. Пришла в голову мелодия – сядь, попробуй ее сыграть! И пусть начинает вырабатываться связь между тем, что звучит в твоей голове и тем, что ты слышишь, тем, что ты играешь. Именно с этого и надо начинать.
Я не знаю, как обстоят дела в России, но во Франции с этим всё как-то странно. Знаешь, ведь первым делом ребенок начинает петь. Это так естественно! А если ты, взрослый человек, начнешь петь, когда тебе хочется, вот хоть посреди улицы, то люди начнут одергивать, странно смотреть, показывать пальцем, словно ты не в себе: «Смотрите, он поет в толпе, посреди людей, он что, псих?» И это очень глупо.
Ведь голос – наш первый музыкальный инструмент, он дан нам от рождения. Те из новичков, кто нащупал эту связь между голосом и звучанием инструмента, сразу идут в гору. Поэтому я именно пропеваю аккорды, когда показываю их студентам. Ведь, играя, ты, по сути, просто даешь выход музыке внутри тебя. Это очень важная вещь, хоть, может, то, что я сказал, и звучит странно.
Вот смотри! К моменту, как ты берешь в руки инструмент, ты наверняка уже слышала тысячи разных песен за свою жизнь. Вспомни любую из них – но ту, что действительно нравится, и попробуй подобрать ее на гитаре. Тогда у тебя будет внутренняя мотивация, выбор, который идет от сердца, и ты начнешь играть лучше с каждым днем. Выбирать те песни, которые важны для тебя, всегда вернее, чем нахвататься по верхам всего подряд. Поначалу это долго и трудно, но потом, шаг за шагом, научишься быстро подбирать мелодии. Таков мой совет новичкам.
Спасибо огромное! Кристоф, а помимо музыки и преподавания, что еще ты любишь делать?
На самом деле, по первой профессии я был художником-карикатуристом. Нарисовал великое множество карикатур, рисунков, комиксов и подобных вещей, а также работал в рекламном агентстве. Хочешь, я тебе прямо сейчас нарисую что-нибудь? Я это действительно очень люблю!
А рисунки для футболок группы ты делаешь?
Раньше — делал! Сейчас вот, к сожалению, не хватает времени – очень много гастролей. А в турне после концертов я хочу только одного – спать! Не бывает даже минутки, чтобы сесть и подумать, а не нарисовать ли мне что-нибудь. Жалко, конечно, что не могу сейчас заняться делом, которое так люблю. Но может, потом, когда чуток состарюсь… А что еще? Если речь о хобби, то это спорт! Он ведь очень близок музыке. Спорт тоже дает огромный заряд эмоций и при этом требует множество навыков и энергии.

А что касается рисования – не думал ли ты о создании обучающего гитарного курса в форме комикса?
О, нет, не думал, но мысль хорошая. Забавно, ты почти угадала. Как раз сейчас я начинаю работать над проектом с похожей идеей, о котором никто еще не знает. Это видеоклип. Ребята, которые его готовят, возьмут за основу мои рисунки. Я начал работать над персонажем, воплощающим меня как гитариста, попробую его анимировать, и тогда я стану героем мультфильма!
Когда выйдет клип?
Зависит от того, насколько быстро ребята будут работать над ним. Потому как музыка уже записана. Это будет клип на одну из песен с нового альбома Morglbl «Brutal Romance».
Будем ждать! А как шла работа над «Brutal Romance»?
По правде, альбом родился очень быстро! Всю музыку сочинили мы втроем: басист Иван Руни (Ivan Rougny), барабанщик Аурельен Узулиас (Aurelien Ouzoulias) и я. Мы сочинили ее всего за неделю, еще неделю структурировали и собирали всё вместе, и третью неделю – записывались. Это был триумф нашей командной работы. Парадокс – это наш самый быстрый в работе альбом, и при этом нам в первый раз никуда не нужно было торопиться. Такой вот смешной закон равновесия – когда ничто на тебя не давит, то и дело спорится. Мне очень понравилось так работать.
А по музыке что в нём для тебя примечательного?
Альбом очень живой, со всеми шероховатостями. Хотя мы поработали над продакшеном и всем, что надо. Получился звук, как на концерте, словно мы просто вышли и всё сыграли «живьем». Первый раз нам удалось поймать это ощущение. Вот в чём для меня главный шаг вперед, который мы сделали на «Brutal Romance».
Твоя музыка – сплетение разных стилей: фьюжн, виртуозная гитара, джаз, металл… Твои слушательские вкусы так же разнообразны? Кто за последнее время тебя по-настоящему поразил?
О, это непростой вопрос… (Задумывается.) Ты удивишься, но мне очень понравился последний альбом Meshuggah «Koloss». Интересное дело – во мне внутри сидит металлист, и это крайне упертый металлист, который любит играть самый тяжелый металл. А у Meshuggah мне понравилось умение сочетать в своей музыке изрядную сложность и грубую, животную силу. Это как яростный, могучий зверь, но при этом еще и чертовски умный. Вот каким должен быть настоящий хэви-метал!

Заглянем в прошлое. Расскажи, с чего для тебя началось увлечение музыкой?
О, это очень длинная история, ты готова? Если рассказывать подробно, ты уснешь на пятой минуте (смеется). Вообще-то я начал играть на гитаре в 13 лет, сейчас мне 44, так что много всего было за эти годы… Начал я, когда за какую-то одну неделю мне в руки попали альбом AC/DC «Back In Black», первая пластинка Van Halen и запись французского скрипача по имени Жан-Люк Понти, где на гитаре играет Алан Холдсуорт («Enigmatic Ocean», – прим. авт.). И вот на меня всё это сразу обрушилось – музыка, бьющая в самое сердце, и в основе ее – гитара. У нас дома был инструмент, но я ни разу не пытался на нём играть – мои брат с сестрой терзали гитару, но безрезультатно. Но теперь я отважился взять ее в руки, и сыграл, как все поначалу делают, рифф из «Smoke On The Water», и это показалось так естественно, так просто… Ну, знаешь, это не объяснишь словами – думаю, у тебя тоже такое случалось, – берешь и чувствуешь, будто занимался этим делом всю жизнь. Для большинства людей гитара поначалу – жутко сложная и непонятная штука. А я – и это вовсе не бахвальство, честное слово, – с самого начала был с ней «на ты». Будто я ее уже когда-то держал в руках. Понимаешь? Конечно, потом мне пришлось с ней попотеть, но я помню это чувство – что всё будет легко, всё получится.
Так всё и началось. Я играл сперва в местных группках, потом понемногу дорос, шаг за шагом, до гастролей по всей Франции, а затем и по всему миру! (Строит жуткую гримасу.) О-хо-хо-хо! Берегись, Китай, готовься, Россия, привет, Таиланд! Я был там, в Бангкоке, на прошлой неделе, мы сыграли отличный концерт!

Неужто и в Китае ты будешь играть?
Я уже седьмой год приезжаю в Китай, но всякий раз – в одиночку. Дело в том, что я эндорсер британской компании Laney, представляю ее усилители в Азии, и каждый год я говорю организаторам одно и то же: привезите же меня с группой! Почему вы приглашаете только меня одного? И вот они меня наконец послушали. Так что в октябре у Morglbl – две недели концертов в Китае, большое турне, которого я долго-долго ждал.
А тебе где больше нравится: в маленьких клубах или на площадках помасштабнее?
На таких, как здесь, на «Guitare en Scene». Фестивальная площадка, где я играл, вмещает человек 800, она уютная, как небольшой клуб, но вместе с тем это уже солидный зал. В маленьком клубе, бывает, люди просто стоят и смотрят на тебя, а здесь уже получаешь насыщенный поток эмоций из зала. Конечно, мне нравится на больших фестивалях, я бы не отказался сыграть и на главной сцене (мы беседуем в день выступления G3, – прим. авт.), но я пока что не Стив Вай или Джо Сатриани. (Иронически улыбается.) А ведь мы с Джодаже немного похожи! (Закатывает глаза.) И не Стив Морс. Меня успокаивает только то, что они постарше меня, так что я еще свое возьму! (Смеется.)

Твое выступление построено на контакте с публикой, наверное, поэтому небольшие площадки лучше подходят?
Да. Ты видишь, как я стараюсь вовлечь людей в происходящее, устраиваю целое представление! Шутки, байки, гримасы и всё тому подобное. Конечно, на большой сцене это не так хорошо срабатывает.
Да, и чтобы сыграть двухчасовой концерт столь насыщенной инструментальной музыки, полный контакт с залом просто необходим.
Конечно. Иначе я как без воздуха: ни обратной связи, ни энергии, ни эмоций. Вот сейчас, на этой сцене, всё было в порядке, я чувствовал энергию зала, словом, всё тип-топ.
В Россию ты уже неоднократно приезжал. Как впечатления?
Да, мы два раза были у вас с Morglbl и еще один раз с – другим проектом. В этом году я побывал в Архангельске, там был прелюбопытный гитарный фестиваль, а еще раньше – в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Чебоксарах и Новочебоксарске. Я вроде правильно это произнес?! Novocheboksarsk!
Абсолютно! Словно всю жизнь там прожил.
Spasibo! А сейчас мы с менеджером готовим нечто гораздо более масштабное. Похожее на настоящий большой тур.
План отличный, ведь не все фэны из провинции могут доехать до Москвы или Петербурга… А ведь важно, чтобы жители всей нашей большой страны имели доступ к качественной гитарной музыке, не правда ли?
Да, именно так! Хочется проехать по всей стране, сыграть 10-12 концертов. Над этим мы сейчас и работаем. Так что ждите нас, мы вернемся!

***
Альбом Morglbl «Brutal Romance» вышел в июне 2012 года на лейбле Free Electric Sound. В 2013 году Кристоф Годэн выпустил новый альбом со своим проектом Gnô, а также работает над акустическим диском вместе с гитаристом Оливье Романом Гарсия.
Концерт Кристофа Годэна состоится в рамках фестиваля Guitar Player Party 17 ноября 2013 года в клубе «Меццо-Форте». Информация по адресу http://www.guitarplayerparty.ru.

Катерина МЕЖЕКОВА
Фото автора.
Благодарим Тьерри Барре (фестиваль Guitare en Scene) и Лили Карапетян за организацию интервью.

Английскую версию текста см. http://inrock.ru/english/christophe_godin_2012

Катерина Межекова

Катерина Межекова