Алексей Айги: Мини-оркестр плюс рок
В прошлом году композитор и скрипач Алексей Айги отметил 50-летие. Он активно выступал, сочинял и записывал новую музыку. Удивительно, но факт: за год у Алексея Айги вышли три студийных альбома: «Alcohol», «Palimpsest» и «Da», саундтреки к фильмам «Белый снег» и «1000 Miles Till the Next Embrace», а также три сингла в цифровом формате.
А 11 июля 2021 года, в собственный день рождения, юбиляр вместе с «Ансамблем 4’33» сыграл аншлаговый концерт в Театральном зале ММДМ. Об этом чрезвычайно плодотворном периоде в своём творчестве композитор рассказал в интервью для журнала «ИнРок».
В 2021 году вы выпустили пять альбомов и три сингла. План был успешно перевыполнен, или что-то не удалось издать из задуманного?
Да я столько издавать и не собирался изначально. Но понял, что ждать и распределять издания дисков на пару лет совершенно бессмысленно. Ну и выпустил всё подряд в один год.
Композиции «Trio Li?», «Just Dreams and Conversations» и «Post», которые выпущены в виде синглов, так и останутся синглами или в конечном счете обретут своё место в полноформатном альбоме?
«Trio Li?» записывалась и должна была войти в альбом «Palimpsest», но, когда мы со звукорежиссером Андреем Левиным прослушали в студии готовый альбом, практически хором сказали, что её нужно убрать. Она из него «вываливалась». В альбоме уже была ироничная композиция с пиццикато струнных, и вторая была просто лишней. Она полежала пару месяцев, и я решил её выпустить отдельно, так как было непонятно, что с ней делать.
«Post» в первоначальной версии уже был на альбоме «Mix», 2003, кажется, года. Но мне всегда хотелось его перезаписать с более развернутым дуэтом скрипок. После какой-то оркестровой записи к кино у нас оставалось время, и мы записали оркестр. Потом со скрипачом Антоном Якушевым смогли наконец найти время и записать скрипки.
«Just Dreams and Conversations» тоже уже выходила – на альбоме «Hard Disc». Она, как и многие другие, исполнялась на концерте «Курёхин и Айги в Консерватории». Пара композиций с концерта уже была выпущена на стриминговых сервисах, думаю постепенно издать и остальные. Они все вышли на «Spirit Live» (Leo Records, но только на DVD, так что в аудиоварианте их нет).
В общем, все три композиции, наверное, останутся в виде синглов, они уже живут своей жизнью.
В своё время Фрэнк Заппа, дабы рассчитаться с лейблом по контракту, одновременно подготовил к изданию четыре альбома. А что в вашем случае послужило катализатором столь невероятной творческой активности?
Два альбома с группой – это композиции последних лет. Так как мы не выпускали дисков группы с 2012 года, то накопилось на два альбома. Писали мы их практически одновременно, альбом «Da» с Аркадием Марто записан раньше, но из-за пандемии он не был выпущен в 2020 году, мастер лежал и ждал своего часа. Ну и пандемия помогла всё доделать, как и помощь наших поклонников, которые собрали достаточно внушительную сумму на «Планете», за что им спасибо.
Два других релиза – киномузыка, она живёт своей жизнью и выпускается либо к выходу фильма, как саундтрек к «Белому Снегу» Николая Хомерики, либо при случае.
Вы издаете свою музыку в цифровом формате и в формате CD. Издание альбомов на виниле вам в принципе неинтересно? Или есть иная причина?
Я пока не понимаю, есть ли спрос на винил в нашем случае. И как его таскать на концерты для продажи. Наверное, что-то выпустим, но пока нет конкретных планов.
Альбомы «Alcohol» и «Palimpsest» записаны в одной и той же студии, на Мосфильме, практически одним и тем же составом музыкантов. По какому принципу были распределены композиции между этими работами?
Изначально «Alcohol» планировался составом в семь человек – нашим традиционным, новая музыка, вошедшая в «Palimpsest», писалась для десяти, с расширенными струнными и арфой. В процессе записи два-три номера «Алкоголя» были усилены тремя дополнительными участниками, но разделение осталось. «Алкоголь» – это программа «клубного состава», «Палимпсест» – академического, он игрался в основном в концертных залах, в основном в Доме Музыки.
На альбоме «1000 Miles Till the Next Embrace», который должен был стать саундтреком к фильму, но, если не ошибаюсь, не стал им, представлена красивая, глубокая по содержанию, но очень печальная музыка. Как удалось создать в студии настроение великой вселенской скорби, которое в итоге зафиксировано на записи? Кто кроме вас участвовал в записи этого альбома?
«1000 Miles Till the Next Embrace» – это саундтрек к документальному фильму молодого режиссера Ирины Рубиной, снятому в Германии. К сожалению, его мало кто видел, он был показан только на фестивалях. Не знаю, есть ли там вселенская скорбь, скорее это музыка об одиночестве. В фильме идет речь о нескольких мужчинах и женщинах, встречающихся на танго, для этого они преодолевают все эти тысячи миль, чтобы встретиться с такими же одинокими душами.
В записи, кроме меня и пианиста Аркадия Марто, участвовали музыканты, которых можно услышать на «Палимпсесте» и увидеть на наших концертах – Антон Якушев (скрипка), Сергей Полтавский (альт) а также виолончелист Евгений Румянцев и контрабасист Кирилл Байков (проект On Robot), который записывался с нами на саундтреке к «I am not your Negro».
Ну и для издания на стриминге мой хороший друг, французско-японский музыкант Кристоф Акио Аррашар сделал ремикс на одну из композиций.
На каком этапе творческого процесса появляются названия у композиций и у альбомов?
За редким исключением названия рождаются в последний момент – когда надо сдавать обложку альбома и названия дней, когда была создана композиция, уже невозможно оставить. А то диск бы состоял из «14 ноября», «31 августа» и других дат календаря.
Звучание «Ансамбля 4’33» складывается из голосов: скрипки, виолончели, фортепиано, трубы, тромбона, барабанов, бас-гитары и разнообразных творческих шумов. Чем обусловлен выбор именно этих инструментов, голосов?
Состав группы складывался довольно долго, сейчас в нем два или четыре струнника, два духовика, фортепиано, синтезаторы и ритм-секция. В общем, это мини-оркестр плюс рок-составляющая, без неё я чувствую себя неуютно.
Музыканты «Ансамбля 4’33» играют по нотам. Кто занимается аранжировками композиций, кто готовит все партитуры?
Изначально все партитуры пишу я, после этого все музыканты их сами дорабатывают, добавляются импровизации, соло. Да, разница между альбомами «Alcohol» и «Palimpsest» ещё и в количестве импровизаций. Если более старая музыка «Алкоголя» подразумевает много соло различных инструментов, то на «Палимпсесте» её значительно меньше.
Состав «Ансамбля 4’33» стабилен, но всё же в нём периодически появляются новые участники. Как проходят прослушивания потенциальных кандидатов, что они исполняют? Какими качествами, кроме владения инструментом, должен обладать кандидат?
Да, у нас бывают небольшие изменения в составе. Но мы никогда не делали никаких прослушиваний. Кто-то приводил знакомого, и мы практически сразу его включали в программу концерта, а дальше звали снова или нет. Сейчас у нас период небольшой паузы, возможно, опять будут небольшие, но важные изменения.
Композиция «Triorio», которая открывает альбом «Palimpsest», входит в репертуар гитариста Дмитрия Илларионова. Он исполняет её и сольно, на классической гитаре, и с ансамблем. Какие ещё из ваших сочинений нашли своих исполнителей?
Я всегда писал музыку для самого себя; музыку для других исполнителей можно пересчитать по пальцам: Сочинение для фортепиано со струнным оркестром «Le sapin pousse plus vite que le chêne» – ещё одно название, придуманное в последний момент, я взял его из какого-то учебника французского (в переводе «Пихта растёт быстрее дуба», – прим. ред.), – написано по заказу Алексея Гориболя. В прошлом году по заказу немецкой пианистки Сюзанны Кессель (Susanne Kessel) я написал маленькую пьесу «Razumovsky» для её мегапроекта «250 фортепианных пьес для Бетховена» к 250-летию Людвига нашего Ивановича.
Да, «Triorio» живёт своей отдельной жизнью, кроме Илларионова её исполняет ещё Opensound Orchestra. Пара композиций иногда мелькает в программах замечательной скрипачки Татьяны Гринденко и её оркестра Opus Posth.
В этом году исполняется 20 лет с момента выхода одного из лучших альбомов в вашей дискографии «Счастье, Слава и Богатство» (2002). Есть ли у вас планы исполнить этот материал целиком, как было в свое время с альбомом «Страна глухих»?
О, 20 лет. Ничего себе. Надо подумать. Некоторые композиции мы до сих пор играем, действительно есть повод его вспомнить.
Один именитый дирижер сказал, что в современной музыке нет ничего такого, чего бы не было раньше. А что вы думаете на это счёт?
Сложно ответить коротко. Что он имел в виду? Если современную академическую музыку, то, с оговорками, наверное, да. Если говорить про другие жанры, то очень изменились технологии; они дают некоторое развитие, как в электронной музыке, так и в современной академической музыке. Использование компьютеров, новых программ дают какие-то импульсы развития, но глобально новых течений уже нет достаточно давно.
Яков КАГАНЦОВ
Фото – официальные страницы Алексея Айги в соцсетях