Alcest: Цветы на снегу
Июль 31, 2014
Анастасия Кувалдина (3 статей)
Поделиться

Alcest: Цветы на снегу

Французская команда Alcest – хороший пример нынешнего смешения и взаимопроникновения жанров, а также глубинного родства «экстремальных» и «высоких» стилей. Шутники прозвали их «хипстер-блэком»; на самом же деле, отталкиваясь от настоящего блэк-метала, группа вскоре перешла к странной и интригующей смеси чистого меланхоличного вокала, пост-роковых инструментальных партий, шугейзового звучания… Получилось как минимум интересно – особенно современным поклонникам необычной музыки, не зацикливающимся на стилевых рамках.

Alcest возник в 2000 году как сольный блэк-металлический проект певца и мультиинструменталиста Нежа (Niege – «Снежок», он же Стефан По). EP «Le Secret» (2005) и первый полноценный альбом группы «Souvenirs d’un autre monde» (2007) восхитили и озадачили слушателей, и для определения стиля Alcest критики ввели новый термин «блэкгейз» (black + shoegaze).

В 2009 к Стефану присоединяется второй постоянный участник, барабанщик Винтергальтер (Winterhalter). Стиль следующего альбома «Les Voyages De L’Ame» (2012) уже не имел ничего общего с блэком, а к новому релизу, вышедшему в феврале 2014-го «Shelter», французы «дозрели» до чистейшего дрим-попа, записанного в Исландии под руководством саунд-продюсера Sigur Ros Биргира Йоуна Биргиссона.

Alcest уже не раз приезжали в Москву – их аудитория здесь постоянно растет, и немаленький клуб «Volta» 15 февраля был неплохо заполнен. Перед концертом мы пообщались с обоими участниками проекта, Нежем и Винтергальтером.

Правда, полноценной вдумчивой беседы не получилось – музыканты были измождены долгим турне, да и шум от группы сопровождения едва позволял слышать ответы музыкантов. Тем не менее, представление о немногословных французах мы всё-таки получили…

Как у вас дела, как добрались к нам?
Винтергальтер: Нормально. Мы приехали в Москву вчера. Сходили на концерт Van Canto. Он проходил в этом же клубе, так что мы смогли оценить площадку, на которой будем выступать. Отлично провели там время. (Рядом, на сцене, отстраивается группа разогрева.)

У вас на концерте будет так же громко?
В.: Да, если не еще громче!

Почему? Ваша музыка ведь такая нежная…
Неж: Альбом ты можешь слушать на той громкости, которая нравится тебе. Но на концерте музыка должна пробирать до костей. Поэтому мы любим, чтобы она звучала максимально громко.

Даже такой альбом, как «Shelter»?
Н.: Определенно.

Кстати, о «Shelter». Вы постепенно отходите от металла. Это необратимый процесс?
Н.: Я не уверен, что у «Shelter» будет продолжение. Не стоит ждать от нас «Shelter-2». Но могу точно сказать, что к металлу мы не вернемся. Я думаю, наши следующие альбомы могут быть более энергичными. Возможно, даже более тяжелыми. Но – никакого металла.

Ты говоришь это с такой уверенностью… Неужели ты уже сейчас знаешь, как будет развиваться группа?
Н.: Конечно! У меня в голове уже сложилась концепция трех будущих альбомов. (Смеется.)
В.: А если серьезно, мы уже работаем над новым материалом.

Насколько я понимаю, «Shelter» отличается от предыдущих альбомов не только по звучанию, но и концепции. Прежние записи объединяла единая тема – ты, Неж, делился своим эзотерическим опытом. А почему «Shelter» не является частью этой истории?
Н.: Alcest – это альбомы до «Shelter». И на следующих пластинках мы вернемся к той истории. Но сейчас мы захотели от нее немного отдохнуть.

Расскажи подробнее о концепции нового альбома.
Н.: Его центральная тема – убежище, в котором все мы нуждаемся в сложные моменты жизни. Нам всем нужно укромное место, в котором мы бы чувствовали себя в полной безопасности. Для меня это море. А для Жана (Винтерхалтера) – лес. А для других таким убежищем может быть…
В.: Хобби! Например, коллекционирование марок.
Н.: Или кино… Но я не стал бы сводить это занятие к простому хобби. Человеку нужно что-то, что позволяет быть в гармонии с самим собой. Мне кажется, мы часто забываем, кто мы, теряем внутренний баланс.

Ты часто проводишь время рядом с водой, раз она для тебя так много значит?
Н.: Я стараюсь.

А откуда такая любовь к морю? Ты родился рядом?
Н.: Да, недалеко. Я родом из города Баньоль-Сур-Сез на юге Франции. С родителями проводил время у моря почти каждые выходные. Это любовь с детства.

А ты, Жан?
В.: Со мной та же история.

Вы родом из маленьких городов, а как вам такой мегаполис, как Москва?
Н.: Я теперь живу в Париже… Но Москва – особенный город.
В.: Она необъятная… (Вздыхает.)

Какое у вас самое яркое впечатление или воспоминание от Москвы?
В.: Мне запомнился наш первый московский концерт.

Что в нём было особенного?
В.: Было то же концертное агентство, что и сейчас. Нас очень хорошо приняли и вкусно кормили. Я успел погулять по городу. И люди на концерт пришли очень милые. Это меня приятно удивило.

Почему вы записали альбом в Исландии? Потому, что эта страна отвечает духу и настроению «Shelter»?
Н.: Из-за студии. Мы хотели записать альбом именно там.

А чем вас привлекла эта студия?
В.: Тем, что они работают с такими музыкантами, как Sigur Rоs. А нам нужно было такое же звучание.
Н.: До этого мы записывались на студиях, которые специализируются на металле. Они полностью ориентированы именно на это направление. А с этим альбомом нам захотелось рискнуть и попробовать что-то новое.

Как ваше пребывание в Исландии отразилось на материале?
Н.: Практически никак. Альбом был готов до нашей поездки туда.
В.: Хотя мы внесли некоторые незначительные изменения в песни – явно под воздействием атмосферы этой страны. В основном это касается сведения.
(Неж к этому моменту откинулся на диване и сидит с закрытыми глазами. Обращаюсь к Винтергальтеру..)

Расскажи, как ты стал участником Alcest?
В.: Мы с Нежем играли вместе в другой группе. В какой-то момент Alcest понадобился ударник, я выразил желание участвовать, и меня взяли. Всё очень просто…

Что означают ваши псевдонимы, почему вы их выбрали?
В.: Винтергальтер – не совсем псевдоним. Это девичья фамилия моей мамы. Таким образом, я отдаю дань уважения этой линии своей семьи.

А какое-то значение у этого слова есть? Может быть, оно имеет отношение к природе? Уж больно оно созвучно имени «Neige».
В.: В Средние века этим словом обозначали людей, которые кормят животных зимой.
Н.: (Ненадолго проснувшись.) А я выбрал слово «снег», потому что увлекался блэк-металлом. А если ты увлекаешься такой музыкой, тебе обязательно нравится снег. (Смеется.) Что ты хочешь, мне было 14, когда я решил себя так назвать! В дальнейшем я решил не отказываться от этого псевдонима – он красивый и загадочный.

А теперь ты что слушаешь?
Н.: Рок… и блэк-металл.
В.: Блэк-метал в основном, а еще рок 70-х. И немножко нового.

А дрим-поп?
Н.: Нам обоим нравится Dead Can Dance. Это очень странная музыка. Мне кажется, в ней нет ничего человеческого. Ни капельки тепла…

Ребята, вы выглядите изможденными…
(Кивают. Ответы уже даются музыкантам с трудом.)
Н.: Я не могу передать, насколько я устал. Я в жизни никогда не чувствовал себя настолько утомившимся.

Cлишком напряженный график гастролей?
Н.: Да… Если бы можно было сейчас все бросить и поехать домой, я бы так и сделал. Не хочу выходить на сцену, но должен. И такой график у нас последние четыре года.
В.: Мы сможем отдохнуть только где-то через полтора месяца…

Сочувствую. Желаю вам отдохнуть хоть немного сейчас – и хорошего концерта!
Спасибо!

Анастасия КУВАЛДИНА
Благодарим Олега Коленду (Delta Mekong Concerts) и Стефана Бельда (Prophecy Productions) за организацию интервью.

Анастасия Кувалдина

Анастасия Кувалдина