От Смирнова до Диркшнайдера, или Куда приводят мечты
Январь 18, 2013
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

От Смирнова до Диркшнайдера, или Куда приводят мечты

Сегодня все «металлические» новостные ленты облетело известие о том, что новым гитаристом UDO, группы экс-вокалиста Accept Удо Диркшнайдера, стал наш соотечественник Андрей Смирнов. Известно, что он уже записал гитарные партии для нового студийного альбома группы, причем не «на подхвате», а в основной роли, впереди – американское турне, назначенное на апрель.

Можно долго дискутировать по поводу нынешнего состояния карьеры Удо Диркшнайдера, которого справедливо упрекают в самоповторах и работе на «ностальгическую» аудиторию, факт в том, что он и его бывшая группа Accept – самая известная после Scorpions и Rammstein рок-группа из Германии, оказавшая влияние на множество последователей. Имя Диркшнайдера до сих пор – гарантия хорошего концерта и украшение любого фестиваля. Станет группа UDO для Андрея пиком карьеры или шагом к чему-то большему – увидим. Главное, что ему удалось добиться того, что пока не получалось у многих куда более известных русских рок-музыкантов: быть признанными за рубежом именно благодаря своей российской карьере. Интересно, а кто и как преуспел в деле покорения заграницы до Андрея?

ЗАОКЕАНСКОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

Сразу оставим за скобками мир классической музыки, фольклора и джаза. Также оставим за скобками Прибалтику, после распада Союза легко ставшую частью Европы, благодаря чему ее музыканты изначально ориентированы на Запад.

Народная музыка была и остается интересной по всему миру, примером тому успехи Инны Желанной, Зули Камаловой, «Хуун-хуур-туу» и других питомцев «гнезда Чепарухинского». Джаз же вообще космополитичен, и, при наличии хорошей школы и таланта, человек найдет себя где угодно. А вот с рок-инфраструктурой, средой для существования рок-музыкантов в Союзе всё было, сами понимаете, менее радужно. Тем не менее, перестройка, снятие «железного занавеса» и всплеск интереса к ранее закрытому миру «русского рока» дал шанс многим отечественным артистам.

ПУТЬ УПОРНЫХ

Музыкальная карьера Андрея разворачивалась буквально у нас на глазах, поэтому хочется вкратце перечислить основные ее шаги.

Андрей Смирнов родом из Рузского района Московской области. Ныне признанный гитарист-виртуоз, он не имел специального музыкального образования – только самостоятельные занятия, зато получил образование гуманитарное – закончил РГГУ, причем темой его диплома было исследование истории российской тяжелой сцены. (Кстати, Андрей – постоянный читатель «ИнРока» и наш коллега, его работа относится к издательской деятельности).

Первая и главная группа Смирнова Everlost обратила на себя внимание еще в 2001-м году демо-альбомом «Suicidal Instincts». Он был выдержан в духе классического SMDM (шведского мелодик-дэт-метала) и, несмотря на откровенно домашнее качество, вызвал комплименты старших коллег по «шведятине», таких как Алексей Дохов из Seducers Embrace. В 2004-м выходит дебютный альбом «Bitterness of the Triumph» на лейбле Metal Agen, бывшем тогда подразделением «Союз Music». Тогда же Андрей присоединился к ветеранам московского пауэр-метала Shadow Host, с которыми записал диск «Curse of the Angeleye» (2003) и сыграл на великом множестве выступлений перед западными метал-звездами. Слушатели в основном скептически относились к таким «разогревам», но, надо полагать, для самих артистов это была отличная школа стойкости и уверенности в своих силах.

Свой следующий диск «Noise Factory» группа Everlost пришла записывать на студию тогдашнего вокалиста «Эпидемии» Макса Самосвата, вследствие чего альбом зазвучал свежо, с множеством экспериментов, а Андрей был приглашен в качестве сессионного гитариста в «Эпидемию» – он часто заменял в турне ее лидера Юрия Мелисова. Дружба и сотрудничество Андрея с «Эпидемией», как в студии, так и «живьем», продолжается до сих пор. Не забывал музыкант и Everlost. На третьем альбоме «Эклектика» команда окончательно вышла из рамок мелодик-дэта – теперь это причудливая смесь пауэра, хэви, прогметала и модерн-метала с приоритетом последнего. Наконец, «Путь непокорных», самый свежий релиз, был еще и выпущен необычно – сперва в виде последовательности «глав» – интернет-синглов, и лишь затем как физический альбом.

Работа в «Эпидемии» обратила на Андрея внимание легенды советского трэш-метала «Мастер», с которой играл с 2008 по 2011 год и записал студийный альбом «VIII». К сожалению, жесткие рамки стилистики группы и творческий диктат ее основателя, Алика Грановского, не позволили таланту Смирнова раскрыться в «Мастере» по-настоящему. Зато Андрей блестяще себя проявил в еще одном «околоарийском» проекте – альбоме рок-поэтессы Маргариты Пушкиной «Династия Посвященных-2: Дети Савонаролы». Готовится к выходу следующий ее альбом.

В 2012 году Смирнов выпустил давно обещанный сольный альбом «Adrenaline», выдержанный в основном в стилистике мелодичного хэви-пауэр-метала, а в записи участвовали Артур Беркут (экс-«Ария», «Автограф») и другие метал-звезды. Так что никого не удивило, что в конце года Артур назвал Смирнова в числе участников своего нового студийного состава, уже выпустившего свежий сингл.

Наконец, параллельно с метал-карьерой Смирнов активно работал в сферах российской эстрады. Это прежде всего коллектив экс-вокалиста «Землян» Сергея Скачкова, а также ретро-роковая группа «Галактика». Из курьезного – турне с итальянским певцом Робертино Лоретти (вы наверняка слышали его арию из мультфильма «Ну, погоди!»).

Помимо экзотических фигур, были в числе «работодателей» Андрея и персоны, известные всем в мире хэви-метала. Это экс-вокалисты Iron Maiden Пол ДиАнно и Блэйз Бэйли, волею судеб и экономических обстоятельств лишившиеся собственных коллективов. Сперва (2010 г.) состоялось турне одного ДиАнно, затем, в 2012-м, обоих певцов, которые высоко отмечали профессионализм и человеческие качества своих аккомпаниаторов. «Русские музыканты – крепкие ребята, готовые к трудной работе. Музыка – самое важное для них, и для меня тоже, вот почему они оказались мне близки. Русские играют хэви-метал так, как надо, с точностью, энергией и страстью», – говорил Блэйз в интервью «ИнРоку».

Быть может, он поделился потом своими мыслями с коллегами по зарубежной хэви-сцене, а может, доброе слово распространилось само собой, но факт остается фактом – уже осенью Андрей работал над студийным альбомом Удо Диркшнайдера, а 16 января 2013 года появилась официальная новость о его принятии в состав UDO. Он сменил в ней Штефана Кауфманна, игравшего с Удо еще во времена Accept (правда, на ударных), который был вынужден уйти по состоянию здоровья. «Мы искали долго, встретили множество талантов, но в конце концов выбор был очевидным. Андрей идеально подходит нам, как друг и как музыкант. Мы все счастливы, что встретились с ним как раз в нужный момент!» – сообщает группа.

В поисках экзотики западные продюсеры обращали внимание на нашу сцену, пытаясь найти в ней что-то самобытное и обладающее коммерческим потенциалом. Из первой категории вызвали интерес «АВИА» и «Звуки Му» (а вот англоязычные опыты «Аквариума» оказались по большему счету «мимо»), из второй – Gorky Park, глэм-металлический коллектив, который до сих пор вспоминают западные музыканты, стоит их спросить про нашу музыку. Творчество «Парка Горького» и правда обладало отличным коммерческим потенциалом, побывало в чартах, но закрепить успех группе не удалось, а со сменой состава попытка покорить Запад закончилась, хотя в том или ином варианте команда просуществовала до наших дней.

Некоторые шансы прославиться были также у «Автографа» (прог-рок), «Мастера» (трэш-метал), «Шаха» (трэш-метал), «Круиза» (спид-метал). Все эти артисты делали одну и ту же ошибку – вместо того, чтобы показать свои сильные и индивидуальные черты, они пытались подстроиться под западный рынок, шли на поводу у «продюсеров», которые окончательно обезличивали команду, делая ее бледной и неконкурентоспособной на чужом рынке и иррелевантной на собственном. Чтобы убедиться, просто сравните русскоязычный репертуар «Автографа» и его «римейки» на английском. Оказавшись на Западе, команды разваливались, тихо растворялись в чужом окружении, а тем, кто возвращался домой, как «Мастер», предстояла долгая трудная работа по завоеванию своей аудитории заново.

Последней попыткой пробиться на Запад на уровне мейнстрима, влиятельных продюсеров и мейджор-лейблов была у группы Pushking из Санкт-Петербурга уже в 1996 году. Безупречный вокал Константина «Кохи» Шустарева и хитовый материал в духе мелодик-рока едва не привел к подписанию контракта на Западе, но какие-то «мутные» финансовые разборки в России отпугнули потенциальных продюсеров, и диск так и остался на долгое время неизданным. Что интересно, в 2011 году команда в некотором смысле взяла реванш – на лейбле Eagle Rock вышел сборник их лучших вещей, перезаписанных с участием целой плеяды рок-вокалистов первой величины. Впрочем, к «покорению Запада» этот метод «длинных кошельков» относится очень косвенно, и мы его еще рассмотрим ниже.

Возвращаясь к первой волне рок-эмигрантов, можно заметить, что «выехать» на российской популярности не удавалось из них никому, но те, кто обладал талантом и, главное, готовностью забыть о прошлой славе и снова вкалывать, смогли удачно закрепиться и в Штатах. Среди них – Александр Ситковецкий, гитарист и композитор «Автографа», основавший успешный музыкальный бизнес и потихоньку записывающий сольники (за 25 лет вышло два, третий в работе) и Валерий Гаина (гитарист/вокалист «Круиза»), собравший команды Gain и Karma, а также обустроивший свою студию звукозаписи. Проживая в Калифорнии, Гаина не забывает и про российских слушателей, регулярно приезжает с концертами, записывает новые русскоязычные альбомы.

Интересна также судьба басиста позднего состава Гаины (Gain) Александра Кривцова по кличке «Шпрот». Когда он сменил там «круизовца» Федора Васильева, коллеги нелестно отзывались о его технике, однако, оказавшись в Штатах, «Шпрот» поднаторел настолько, что попал в состав L.A.Guns, сотрудничал с Билли Айдолом, Полом Стэнли, работал в телешоу «Rock Star INXS». Коллеги представляли его на концертах как «Саша фром Раша»…. Словом, не звездная слава, зато стабильная карьера. И таких работяг-сессионщиков российского происхождения наверняка еще много найдется…

Есть и музыканты, которые практически полностью растворились в западной среде. Скажем, клавишник Игорь Лень («Николай Коперник», «Оберманекен», Лайма Вайкуле) – преуспевающий кинокомпозитор и продюсер, сотрудничающий с Нилом Шоном из Journey. Его тезка, тоже клавишник Игорь Хорошев, ненадолго «засветился» в составе арт-рок-легенды Yes и записал с ней альбом «Open Your Eyes» (1999). Интересно, что в первых пресс-релизах «йесовцы» называли его «Иваном», очевидно, не представляя, что у русских могут быть иные имена. Игорь-Иван был вынужден покинуть Yes из-за странной истории с якобы приставанием к женщине-охраннику на концерте. Известно, что Хорошев сейчас продолжает свою карьеру композитора, а вот о его предыстории и музыкальных корнях толком сведений нет.

Надо сказать, не у всех рокеров переезд заканчивался так блестяще, как у «Шпрота» сотоварищи. Скажем, выдающийся гитарист, основатель арт-роковой команды «Джунгли» Андрей Отряскин переквалифицировался в реставратора зданий и практически забросил музыку. «Эта музыка мертва, – говорил он нам про арт-рок в интервью 2007 года. – На гитаре я уже два года не играю. Нет сил, времени и здоровья».

Характерны американские приключения экс-гитариста «Аквариума» и «ДДТ» Александра Ляпина. Журнал «ИнРок» брал у него интервью дважды – в 2002 и 2005 гг. За это время музыкант успел проехать по Америке, «изучить технологии в самом сердце Силиконовой долины» и вернуться обратно, а на вопрос, что он, собственно, cделал, отвечал: «Могу сказать кратко. «Сделал». Done». Задуманный тогда, в Штатах, альбом гитарист записывает до сих пор. А его коллега по «ДДТ», клавишник Михаил Огородов, за это время успел записать и выпустить с французским барабанщиком Пьером Мёрленом его последний прижизненный альбом Pierre Moerlen’s Gong «Pentanine» (2004). О нём и о других своих проектах Огородов рассказывал нам в интервью (InRock#37/2009).

ВЫРОСШИЕ НА ЗАПАДЕ

Мы рассказали о судьбе поколения рок-музыкантов, которые ринулись за железный занавес после того, как он открылся. Но есть и другая категория выходцев из России, их имена известны зарубежным слушателям, пожалуй, даже больше, чем имена Гаины и Gorky Park, правда, мало кто из этих слушателей придает особое значение их происхождению. (Точно так же, как мы вряд ли сильно задумываемся над тем, что, скажем, гитарист Оззи Озборна Гас Джи – грек, а основатель проекта Brazen Abbot Николо Котцев – болгарин.) Они эмигрировали, как правило, не имея за спиной ничего больше, чем музыкальная школа, и всю свою трудную карьеру сделавшие уже на новом месте жительства.

Самый известный из них, конечно, клавишник Андрей Андерсен, родившийся в Москве сын датского журналиста. Семья Андрея переехала в Данию в 1984-м, когда ему было 23 года. История Royal Hunt началась в 1989-м, играет команда на стыке мелодик-рока, металла и прогрессива, весьма знаменита и обладает мгновенно узнаваемым звучанием. Интересно, что сам Андрей не скрывает влияния на музыку Royal Hunt творчества «Автографа», чему свидетельством одноименная инструменталка на альбоме «Moving Target». О Royal Hunt сказано и написано уже очень много, так что не будем повторяться.

Другой популярный в прогрессиве клавишник – выходец из Киева, украинец Виталий Куприй. В 1993-м он, учившийся тогда в консерватории Базеля (Швейцария), познакомился с местным гитаристом Роджером Штаффельбахом. Пригласив певца Джона Уэста (позднее – Royal Hunt) и барабанщика Майка Террану, он основал Artension – команду в стиле неоклассикал/прог/пауэр-метал. С 1996 по 2004 год проект, «прописанный» в Штатах, выпустил семь альбомов, после чего успел наскучить даже заядлым фэнам жанра. Виталий сейчас продолжает карьеру классического пианиста, иногда отвлекаясь на «подработки» вроде турне с Trans-Siberian Orchestra. Также он работал с еще одним прог/неоклассическим проектом Ring of Fire и выпустил с десяток сольников, как роковых, так и классических.

Еще один клавишник-украинец – Вадим Пружанов из британской пауэр-метал-команды Dragonforce. Впрочем, британская она только по прописке – там играют француз, новозеландец, китаец и южноафриканец (уже ушел). Статус команды сейчас весьма велик – контракт с Universal, места в чартах, участие в видеоигре «Guitar Hero»… Вадим переехал из Чернигова в Лондон в возрасте 14 лет, поэтому он в состоянии давать интервью нашей прессе по-русски. За плечами у него незаконченная музыкальная школа на Родине и самостоятельные занятия на клавишных, в сочинении музыки для Dragonforce он принимает не ключевое, но и не нулевое участие, словом, всё в процессе.

Перейдем к гитаристам. Самый известный выходец из экс-Союза, попавший в популярную группу – Виктор Смольский из Rage. Сын белорусского композитора Д. Б. Смольского, он получил музыкальное образование по виолончели, владеет фортепиано и гитарой, успел поиграть в легендарных «Песнярах», а в 1988-м основал рок-группу «Инспектор», с которой отправился завоевывать Германию. Остальные, правда, музыканты по ходу дела отсеялись, а Виктор присоединился в 1995-м к прогметаллистам Mind Odyssey, с которыми и записал два отличных альбома (есть еще третий – результат реюниона), после чего лидер Rage Пиви Вагнер пригласил его к себе. Ситуация на тот момент была отчаянная, группа практически развалилась, и Смольский помог ей обрести стабильность и новое лицо. Не всем старым фэнам Rage оно пришлось по душе, но с 1999 года и по сей день эту группу без пышнокудрого красавца Виктора представить невозможно. Смольский не только гитарист-виртуоз – он еще и автогонщик, саунд-продюсер, не теряющий связи со своей «большой» и «малой» Родиной. С 2004 по 2006 год он даже играл и записывался с самой популярной российской хэви-метал-группой – коллективом Валерия Кипелова. Однако это сотрудничество, в конечном счете, разочаровало обе стороны, и теперь Смольский снова всецело отдает себя Rage.

Довольно неожиданно было узнать, что гитарист Ли Альтус из культовой трэш-металлической команды Exodus (также основатель Heathen, участник Die Krupps) – тоже «из наших». Родился он в Одессе, но всю сознательную жизнь провел в Штатах и Германии. «Почти ничего не помню про Украину. Играл в хоккей с друзьями, стоял с мамой в очереди за хлебом… вот и всё», – говорил потом Ли в одном интервью.

За рамками тяжелой музыки также наверняка хватает выходцев из Союза, но в силу меньшей осведомленности упомяну лишь некоторых из них. Например, есть артисты, которые сознательно эксплуатируют свое происхождение, вынашивая пародийный образ «советского рокера». Наиболее известна, наверное, образованная в Калифорнии (США) выходцами из России команда Red Elvises. Красные костюмы, непременная бас-балалайка, пародийная смесь рокабилли, сёрфа, русской народной музыки… Ушедший из нее гитарист Евгений Колыханов основал свой проект Zee Rock.

Похожим безобразием, только на украинском «материале», занимается Евгений Гудзь и его группа Gogol Bordello. Рожденный под Киевом музыкант русско-цыганских кровей в конце 80-х оказался в Европе в роли беженца, в 1990-м перебрался в Штаты, где начал карьеру в группе с прекрасным названием Flying Fuck. Нынешнее, впрочем, не хуже. Свой стиль он называет «gypsy punk» и занимается покорением чартов и фестивалей, а также борьбой за права цыган. Статус мировой знаменитости обязывает…

Также в конце 80-х эмигрировали из Москвы в Нью-Йорк родители Регины Спектор, популярной певицы в жанре «антифолк» (это значит – поющая барышня за роялем). Ей тогда было девять лет. Сейчас Регина выступает перед президентом Обамой, ее песню «Après Moi» включил в свой кавер-альбом «Scratch My Back» Питер Гэбриэл, словом, далеко пошла певица!

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Прошедшие за последние 10-15 лет изменения в музыкальном мире привели если не к исчезновению, то заметной девальвации самой идеи «прославиться на Западе». Если раньше перед глазами артистов стояла традиционная цепочка: хороший материал – продюсер – контракт – лейбл – раскрутка – успех – мировая слава, то в силу отсутствия последнего все прочие промежуточные стадии несут чисто декоративный характер. Работают другие схемы. Скажем: смешная / дурацкая идея – клип на Ютубе – мировая слава. Или: хороший материал – запись – концерты – усталость – распад. Благодаря Интернету постепенно исчезает понятие музыкального центра и музыкальной провинции, жить можно везде, но вместе с тем нет и условного почты-вокзала-телеграфа, которые нужно захватить, чтобы одержать победу. Но в голове у артистов по-прежнему твердо сидит некий «успешный сценарий», и они продолжают захватывать ненужные уже телеграфы и почтовые отделения. Вот несколько таких сценариев.

Контракт с западным лейблом. Исторически первой российской «тяжелой» группой, получившей серьезный контракт, была Mental Home, чей лейбл «Upon The Shores Of Inner Seas» (1999) вышел на Century Media (США). К сожалению, команда вскоре развалилась и не смогла закрепить успех. Определенные шансы были у Rakoth – «Planeshift» (1999), лейбл Code 666 (Италия), Forest Stream «Tears Of Mortal Solitude» (2003), лейбл Candlelight (UK), Mechanical Poet «Woodland Prattlers» (2004), лейбл Aural Music/Code 666 (Италия). Все прочие случаи «издания за рубежом», как правило, сводились к сотрудничество с одним из множества андеграундных «дистро/лейблов», которые печатали альбом на CD и менялись ассортиментом друг с другом, чтобы разнообразить свой почтовый каталог, а также рассылали релизы по множеству фэнзинов разной степени известности. Работать с ними – лучше, чем заказать тираж самому и положить его под диван, но ненамного.

Из прогрессив-рокеров того времени первыми были Azazello, издавшие свой диск «Upstairs» (2001) на французском лейбле Musea. Французы – почтенная, но маленькая прог-роковая контора, существующая до сих пор. Как показал опыт, польза от этого есть, но больше – репутационная. До российского рынка этот релиз вообще не дошел. На Musea же издавались ныне распавшиеся Decadance из Архангельска и, позднее, москвичи Lost World («Затерянный Мир»), нижегородец Дмитрий Лукьяненко с проектом Aviva Omnibus, киевляне Cthulhu Rise. Следующий альбом «The Wings» Azazello попробовали издать на итальянском Mellow Records, выпустившей его… с опозданием на несколько лет относительно российского релиза. К середине-концу 2000-х вариантов издания у наших прог-рокеров стало значительно больше, причем артисты всё больше выбирали отечественных «игроков» – MALS, RAIG и недавно возникший ArtBeat, или вообще вариант «самиздата». Из иностранцев в деле издания «наших» артистов проявили себя канадский нео-проговый Unicorn Records, издававший Karfagen и Gourishankar, итальянский авант-роковый AltRock, приютивший белорусов Rational Diet и Pikapika Teart из Красноярска. Впрочем, находясь на отечественном RAIG, астраханцы Vespero добились не меньших (а то и больших) успехов… Какая разница, где был напечатан диск, если он получил дистрибьюцию, попал к рецензентам и доступен онлайн? Всё скажет уровень и оригинальность материала.

Вернемся к металлу. Настоящий прорыв на Запад связан, как ни странно, с группой, чья музыка целиком и полностью ориентирована на внутренний рынок. Пэгэн-метал-команда «Аркона» сперва добилась недюжинной популярности в России, а уже затем отправилась покорять зарубежные фестивали. Ее взлет совпал с расцветом интереса к фолк-металу вообще, а вокалистка Маша Скрим и инструменталисты-ветераны из дэт-команды Rossomahaar представили западный публике и яркий экзотический образ, и крепкий песенный материал, качественно сыгранный и записанный. Русский язык вообще оказался не проблемой… В итоге у команды контракт с австрийцами Napalm Records, выступления на европейских метал-фестивалях и вообще всё хорошо.

В тренд удачно вписались и питерцы Wolfmare, издавшие уже два альбома на лейбле CCP (тоже австрийском). В отличие от «Арконы», Wolfmare – команда англоязычная и, скажем так, европейски-ориентированная. Есть и еще команды на лейблах поменьше, но пока ограничимся и этим. В остальном итог ясен – качественного металла «в лучших традициях» на Западе хватает и без нас, слушателям нужна самобытность и экзотика.

Интересен пример группы «Ария», которая, уже в версии с Артуром Беркутом, подготовила целую англоязычную программу своих лучших песен… Но, сыграв ее один раз перед нашей публикой (фестиваль «Rover Fest», 2003), поняла, что здесь ее попросту не поймут. И отложила затею, похоже, навсегда. Остается теперь гадать, получил бы материал англоязычной «Арии» успех на зарубежном рынке или прошел незамеченным.

Сценарий номер два – сотрудничество с зарубежными музыкантами. Сравним ситуацию, опять-таки, с началом двухтысячных. Участие какого-нибудь западного рокера в записи альбома «наших» казалось таким же реальным, как нашествие инопланетян. И таким же действенным способом привлечь к себе внимание. В 2004 году московская пауэр-металлическая команда The Arrow объявила о том, что на ее альбоме часть партий споют Ханси Кюрш (Blind Guardian) и Пиви Вагнер (Rage). Тогда можно было подумать, что ее лидер Павел Блищенко просто хватил лишнего. Однако музыкант представил отрывки треков со знакомыми голосами, и скептики замолчали. Правда, это были лишь демо, и окончательный релиз появился аж в 2009-году, и момент был упущен. Но шороху The Arrow наделали тогда изрядного.

Следующий пример из сфер абсолютно иных. Михаил Мень – сын выдающегося православного проповедника Александра Меня и государственный чиновник, в настоящее время – губернатор Ивановской области. В 2004 году он пригласил Гленна Хьюза и Джо Линн Тернера, игравших тогда вместе как Hughes-Turner Project, для записи своих собственных песен, сочиненных в годы рокерской юности. Джо и Гленн охотно согласились спеть музыку Меня, приняв участие также в сочинении английских текстов, а инструментальный состав был чисто русским. Диск вышел в 2005 году в России под вывеской Michael Men Project «Made in Moscow», западного релиза не получил (внимание коллекционерам!), а затем Hughes-Turner Project почему-то распался.

Еще один грандиозный проект, упомянутый выше – юбилейный альбом питерцев Pushking. Их песни на диске «The World As We Love It» (2011) записали Джон Лотон, Билли Гиббонс, Дэн Маккаферти, Элис Купер, Йорн Ланде, Грэм Боннет, Гленн Хьюз, Джо Линн Тернер, Пол Стэнли, Удо Диркшнайдер. Можно удивляться – а можно просто понять, что для рок-музыкантов пение, как и игра на инструменте – не обязательно высокое служение красоте. Это еще и работа, обычная работа, которая оплачивается соответственно их резюме и популярности. Но, конечно, хорошую песню человек и за деньги споет с удовольствием, не так ли?

Много интересных проектов родились стараниями Чепарухина и Greenwave Music. Среди них – сотрудничество Трея Ганна и Инны Желанной (альбом «Кокон», 2010), проект Павла Михайлюка Goatika, с которым играли и записывались Тони Левин и Джон Андерсон, ряд других… И совсем, кажется, стерлась грань между нашим и вашим в фьюжне. Пример тому – совсем новый коллектив Impact Fuze: басист Антон Давидянц, гитарист Федор Досумов (оба – «Алкотрио») и французский барабанщик Дамьен Шмидт (игравший с Алэном Кароном, Фрэнком Гамбале, Жан-Люком Понти). На их клубных концертах уже аншлаги…

Мы уже рассказали о петербужском клавишнике Михаиле Огородове и его сотрудничестве с Pierre Moerlen’s Gong. Этот проект родился благодаря СКИФу, музыкальному фестивалю им. Сергея Курёхина. (Кстати, курёхинская «Поп-механика» — один их проектов, перешагнувших рамки нашей страны). Сперва СКИФ и Огородов собрали французскому барабанщику русский состав для выступления, затем — загорелись идеей записи нового студийного материала. У проекта могла бы быть долгая и яркая история, но, увы, через год после выхода «Pentanine» Пьер умер во сне от остановки сердца…
А Огородов «ввязался» в еще один интересный проект — собранный опять же для СКИФа и включающий польского клавишника/вокалиста Юзефа Скжека из арт-рок-легенды SBB. Команда была названа «Петербуржский триптих», затем вывески менялись, оставалось сотрудничество Михаила и Юзефа, записавших три альбома и регулярно выступавших в Польше. До России дело пока не дошло.

Границы не преграда сотрудничеству в любых жанрах. Пример тому – российско-датский альтерно-металлический проект Icon In Me, собранный музыкантами распавшейся московской группы Hostile Breed, датским вокалистом Тони Йеленковичем (экс-Mnemic) и датским же барабанщиком Мортеном Соренсеном (Mercenary, Amaranthe). Два альбома, хорошие отзывы, гастроли по России… и только.

И третий сценарий – последний, потому что эта статья становится уже длинней, чем самые долгие мечты о славе диванного гитариста, — турне, гастроли, а там, глядишь, и возможность свалить насовсем из нашей, как пел классик, «неритмичной страны». Туда, где живет рок-н-ролл. И, да – гастроли возможны. Нет ничего проще! Но всё зависит от того, что вы лично хотите и ждете. И чего хочет ваша, надеюсь, дружная и готовая на пару месяцев отрешиться от радостей общения с семьей, офисного труда и житейского комфорта команда.

Рецепт первый. Не продается вдохновение, но… устроиться на разогрев в турне к какой-нибудь звезде вполне реально. Именно так сделали, к примеру, олигарх-металлисты «АнЖ», получившие в 2008 году место в американском турне Ингви Мальмстина. Или, скажем, краснодарская прогпауэр-команда Freakozaks, сыгравшая вместе с Rage в их европейском турне 2011 года. Закончилось всё, правда, безрадостно – музыканты рассорились со спонсором и с тех пор команда не функционирует. Закрепить потенциальный успех «казаки» не смогли. Других подобных историй именно что гастролей почему-то не вспоминается, а вот на европейских метал-фестивалях наши команды играют уже довольно часто – например, Archontes на прошлогоднем «Masters of Rock» в Чехии. Или Hieronymus Bosch на польском «MetalMania»-2006. Правда, играть «нашим» случается в основном днем или на одной из второстепенных сцен, но лиха беда начало! А главное – опыт и хорошее настроение. И кто-то вас наверняка заметит.

Можно взяться за дело и посерьезнее, или, скорее, несерьезнее – методом DIY. Но это если у вас есть уйма сил, здоровья, денег и свободного времени. Лучше всего – студентам. Берете в аренду микроавтобус, добываете бэклайн, запрашиваете шенгенскую визу (туда, где для этого минимум требований, если вы из Питера – это Финляндия, для других подойдет и Литва) и вперед – ищите email, адреса и контакты клубов, Интернет и отзывы коллег вам в помощь. Договоритесь с клубом, выстроите гр

Владимир Импалер

Владимир Импалер