Epica «Omega» (2021): От Альфы до Омеги
Этот обзор нужно начать с одного единственного слова: эпический! Так как он посвящён выходу нового альбома «Omega» симфоник-металлистов из Нидерландов Epica. По сути, этот голландский секстет является одним из основоположников симфонического металла. В интервью музыканты говорят, что «Эпика» – это место во Вселенной, где можно найти ответы на все насущные вопросы. И каждый из альбомов посвящён той или иной идее или проблеме, будь то новые открытия в области квантовой физики, аллюзии на дзэн-буддизм в европейском его понимании или теория голографического принципа.
А релиз «Летучего голландца» 2021 года отсылает нас к понятию «точки Омега», предложенному французским теологом, священником-иезуитом Пьером Тейяром де Шарденом. Главный вывод его философских изысканий таков: «точка Омега» – состояние наиболее организованной сложности и одновременно наивысшего сознания, к которому, по его мнению, эволюционирует Вселенная. То есть, иными словами, нам всем суждено пройти длинный путь — от Большого Взрыва до единой точки божественного единения.
Голландские симфо-металлисты снова превзошли себя. Хоть Марк Янсен (ритм-гитарист, экстрим-вокалист и «мозг» группы) и говорит в интервью «ИнРоку» (будет опубликовано в №93), что при записи «Omega» группа сделала шаг назад по отношению к своему предыдущему альбому, это не совсем так. В «Omega» сделана ставка не на одновременно мощное звучание оркестра, хора и гитар или их состязание по принципу «кто сильнее», а на выстраивание общего баланса. Иными словами, в каких-то моментах выводятся на первый план оркестр и хор, в других – голос фронтвумен Симоны Симонс или тяжёлый гитарный саунд, и всё это работает в неделимом синтезе. Отличие «Omega» от предыдущего полноформатного студийного альбома «The Holographic Principle» (2016) заключается в том числе и в способе записи оркестра. На «The Holographic Principle» (2016) он записывался по секциям: группа струнных инструментов, затем медных духовых, следом – деревянные духовые. При записи «Omega» был избран другой принцип – Пражский филармонический оркестр записывался сразу в полном составе, в одном помещении. Тем самым звук стал ещё более естественным, объёмным и живым! Эту задумку Epica удалось воплотить благодаря финансовой подушке, прозорливо подготовленной на чёрный день. И они не прогадали, так как следом нежданно-негаданно грянула пандемия. «Стабилизационный фонд» оказался очень кстати! Также состав исполнителей на «Omega» расширился благодаря включению детского хора, внёсшего свои уникальные краски в общую палитру тембров. Записи хоровых коллективов и симфонического оркестра успели завершить аккурат накануне первого официального локдауна в Европе. Как и предыдущие два альбома, запись и продюсирование осуществлял давний товарищ по металлу Йост ван ден Брук (клавишник, известный по After Forever, Star One/Ayreon, Sun Caged, – прим. ред.).
Музыканты начали работать над альбомом, когда почувствовали, что пришло время – не для галочки и не по графику, чтобы отчитаться перед фанатами. До начала записи «Omega» у группы был перерыв длиной в несколько месяцев – практически единственные каникулы впервые за долгую студийно-концертную деятельность Epica. Таким образом произошла перезагрузка, так необходимая для достижения новых творческих горизонтов. И это пошло команде только на пользу! На новом альбоме слышны и отсылки к саунду первых альбомов, и в то же время эксперименты, вызовы самим себе. По словам Марка Янсена, изначально коллектив был настроен записать материал, подходящий для выступлений на больших фестивалях, перед аудиторией, которая ещё незнакома с творчеством группы. Этим можно объяснить калейдоскоп фирменных приёмов Epica из всей предыдущей дискографии коллектива. Работа над текстами всех композиций была закончена ещё до пандемии, но оказалось, что они очень хорошо резонируют с днём сегодняшним. Перечитав строки некоторых песен, с уверенностью можно сказать, что многие найдут жизненную силу в этих словах, ведь недаром в оформлении обложки присутствует Ключ жизни – древнеегипетский Анкх. Как известно, у «Epica» уже был опыт обращения к древним культурам, например, к наследию майя на альбоме «Consign to Oblivion» (2005).
Людям нужна надежда, новые смыслы, мощный месседж – особенно сейчас, на грани тектонических изменений жизненного уклада всей планеты. Можно смело заявить – с выходом «Omega» поклонники Epica всё это получили. Этот альбом, восьмой в студийной дискографии группы, является заключительной частью «метафизической трилогии», в которую входят «The Quantum Enigma» (2014) и «The Holographic Principle» (2016). Теперь Epica предлагает нам пройти путь к самопознанию сквозь лабиринт жизни, в финале которой мы достигнем «точки Омега», точки единения. Этот музыкальный лабиринт состоит из 12 композиций, среди которых нет проходных или случайных. Каждая – это самостоятельное путешествие от «альфы» до «омеги» по лабиринту бытия, в котором с помощью музыкальных средств выразительности исследуются различные жизненные явления и идеи. Титульной идеей является дуализм света и тьмы, пронизывающий абсолютно всё вокруг нас. Этот контраст наглядно отражается и на обложке пластинки, вновь созданной Штефаном Хайлеманном, работающим над оформлением альбомов Epica начиная с «The Classical Conspiracy» (2009). Рассмотрим диск по трекам.
1. «Alpha – Anteludium»
Открывает альбом вокально-симфонический зачин, напоминающий добротно сделанный саундтрек к одному из множества оскароносных фильмов. Эта музыка рисует перед взором слушателя бескрайние воображаемые просторы, в ней ощущается истинный полёт души навстречу рассвету новой жизни!
2. «Abyss of Time – Countdown to Singularity»
В следующей композиции затрагивается такое понятие, как сингулярность. В ней ярче всего проявлен известный стилистический приём «красавица и чудовище», он же проявляется и в облике Марка и Симоны в клипе на эту песню. Также местами «просвечивает» одна из мелодий, звучавшая в увертюре.
3. «The Skeleton Key»
В этом треке особо обнажён контраст между светом и тьмой, но большее внимание обращено на «затемнённый мир». В этой связи вспоминается эссе соотечественника музыкантов, нидерландского историка и культуролога Йохана Хёйзинги, одна из работ которого так и называется – «Затемнённый мир». Судя по вышедшему в день релиза клипу, вырисовывается и другая линия – юнговских архетипов, а также тема детства с его страхами, которые, изменившись, проявляют себя во взрослой жизни. Не случайно именно в этой песне впервые на альбоме отчётливо слышно пение детского хора, правда, в несколько леденящем кровь звуковом контексте.
4. «Seal of Solomon»
По колориту и атмосфере звука композиция во многом схожа с некоторыми вещами с «The Phantom Agony» (2003) и «The Divine Conspiracy» (2007), отчасти посвящённых религиозной проблематике. Здесь впервые слышен восточный колорит, который найдёт своё место далее, в «Code of Life».
5. «Gaia»
Напрашивается интересная параллель с недавно вышедшей книгой «GAIIA» (2020) авторства Хареса Юссефа. Думается, что это не случайность, а очередное подтверждение существования глобального мира идей, где синхронно в разных областях человеческой деятельности происходят схожие поиски смыслов и находятся ответы на жизненные вызовы.
6. «Code of Life»
Здесь в качестве приглашённого вокалиста выступил Захер Зоргати из тунисской группы Myrath, играющей в стиле ориентал-прогрессив-метал. Музыканты познакомились в 2017 году в ходе совместного европейского тура. Самобытный вокал фронтмена Myrath с его восточным колоритом задаёт тон всей композиции – это блестящая находка!
7. «Freedom – The Wolves Within»
Один из музыкальных блокбастеров альбома. Красной нитью проходит простая мысль: выбирай, на чьей ты стороне – созидающего, всепрощающего добра или разрушительного, мстительного зла.
8. «Kingdom of Heaven», part III – «The Antediluvian Universe»
Она не случайно поставлена восьмым номером на альбоме, так как «8» – это одновременно не только цифра, но и знак бесконечности, который, к тому же, изображён на обложке альбома, в чём видится определённый сакральный смысл. Композиция начинается со звучания этнических деревянных духовых инструментов. В середине слышится аллюзия на фортепианное творчество Рахманинова (к примеру, знаменитую прелюдию g-moll), и это неспроста, ведь опусы многих великих композиторов прошлого и настоящего находят своё место в творчестве Epica. В целом же слушателя ожидает ураганный вихрь из каскадов звуковых пластов длиной в 13 с половиной минут.
9. «Rivers»
Ещё одна творческая удача группы. Эта аскетичная рок-баллада начинается с вкрадчивого фортепианного вступления. Партия приглушённых ударных – как едва бьющееся сердце, в то время как главный тематический материал – у Симоны Симонс. Тёплый, обволакивающий тембр её голоса инкрустирован красивым отлетающим эхо в конце каждой из пропетых вокализом фраз. Всё как бы шепчет, боясь нарушить сакральную атмосферу звенящей тишины – до первой кульминации, где вступает детский хор и звучит общее tutti. Эта композиция авторства Роба ван дер Лоо, басиста Epica. Для многих стало открытием, что такой внешне брутальный парень способен на написание не только метал-боевиков, таких как «Ascension – Dream State Armageddon» с альбома «The Holographic Principle» (2016), но баллад в духе «Dreamscape» со второго бонус-CD «The Quantum Enigma» (2014) и этой композиции.
10. «Synergize – Manic Manifest»
Как и во втором треке, здесь затрагивается ещё одно сложное и комплексное понятие – синергия. Любопытно, что архитектоника песни схожа с такими композициями с прошлых альбомов, как «The Phantom Agony», «The Divine Conspiracy», «Burn to a Cinder», где концовки решены в виде постлюдий.
11. «Twilight Reverie – The Hypnagogic State»
Ещё одна творческая коллаборация: гостем стала греко-американская вокалистка Вики Псаракис из канадской команды The Agonist. В этой песне также отчётливо слышна отсылка к композиции «Seif Al Din» с первого альбома группы «The Phantom Agony» (2003), где присутствует мелодекламационная вставка с использованием женского голоса. Здесь мелодекламационную партию озвучила Вики Псаракис.
12. «Omega – Sovereign of the Sun Spheres»
Трек со словом «Омега» в названии венчает собой весь альбом. В самом начале раздаются фанфары труб Апокалипсиса. И это, думается, намеренное творческое решение. Тема Апокалипсиса в композиции является ключевой. По словам Марка Янсена, Апокалипсис –не единомоментный конец всех времён, а скорее инструмент для приоткрытия завесы иллюзий, в которых мы пребываем. По его мысли, Апокалипсис может быть переходом от эпохи неопределённости и хаоса, в которой мы сейчас живём, к другой эре, эре процветания человечества. В этом видится нехарактерная для такого рода тематики оптимистическая нотка.
Отдельного внимания заслуживают акустические версии песен с альбома «Omega». Четыре композиции объединены в отдельный CD «Omegacoustic», что для российского слушателя звучит довольно забавно – «Омегакустик», что-то из ботаники… Перед слушателем очередной эксперимент творческой лаборатории музыкантов-универсалов. В этот раз они решили взять нас в путешествие по различным жанрам и стилям музыки планеты Земля – от аскетичного квазицерковного пения до латиноамериканской сальсы. Помогала им в этом вокалистка Марсела Бовио (ex-Stream of Passion, Dark Horse White Horse), а также Линда Янссен – жена клавишника Куна Янссена. На акустических версиях они участвовали в записи бэк-вокала. Что касается вокала Симоны Симонс, здесь он раскрылся в полной мере. Её голос – как хорошее вино, которое с годами становится только лучше. Что самое важное, акустические композиции сделаны не по кальке оригиналов, а в совершенно другом ключе – с изменёнными мелодическими линиями и каденциями, с добавлением богатой орнаментики, расширением инструментария, что повлекло за собой создание совершенно иной атмосферы звука. Если воспользоваться медицинской терминологией, основной CD и диск с акустическими кавер-версиями на самих себя – это как разнояйцевые близнецы.
Помимо бонусного «Omegacoustic» для симфо-метал-маньяков Epica выпустила ещё два диска – «Omega Instrumental» и «Opus Omega». Нетрудно догадаться, что третий и четвертый диски на специздании содержат инструментальную и оркестровую версии основного диска. Итого: четыре CD для симфо-метал-эстетов. В общем и целом можно подытожить – магнетизм музыки Epica очевиден. Даже при самом агрессивном саунде в некоторых из композиций (таких, например, как третья часть «Kingdom of Heaven») группа сохраняет поразительно тонкий и врезающийся в память мелодизм. Треки с «Omega» вошли в число лучших композиций Epica и будут интересны как давним ценителям их таланта, так и неофитам.
Двадцать лет назад можно было услышать мнение, что симфоник-метал как отдельное направление тяжелой музыки через непродолжительное время сойдет на нет. Сегодня, благодаря таким релизам, как Epica «Omega», можно уверенно сказать, что этот прогноз не оправдался. И группа из Нидерландов подтверждает своё негласное звание титанов симфонического металла.
Сергей ТЕРЕНТЬЕВ
sympho metal 10/10
Nuclear Blast/"Союз Music"