Dark Tranquillity «Moment» (2020): Моменты истины
Март 18, 2021
Сергей Терентьев (12 статей)
Поделиться

Dark Tranquillity «Moment» (2020): Моменты истины

Двенадцатый студийный альбом «Moment» легенд скандинавского металла Dark Tranquillity был записан в разгар пандемии коронавируса и вышел в свет 20 ноября 2020 года. Не помешал группе даже уход её основателя и бессменного соло-гитариста Никласа Сундина. Эта потеря была восполнена окончательным присоединением к команде Кристофера Эмотта (Armageddon, экс-Arch Enemy) и Йохана Рейнхольдса (Andromeda), участвовавших в гастрольном составе Dark Tranquillity с 2017 года. А Сундин, несмотря на свой уход, по традиции создал обложку альбома.

1. «Phantom Days»
Открывающая альбом композиция характеризует мир социума как единый организм, столкнувшийся с феноменом всеобщей изоляции друг от друга. Происходит попытка понять себя, свои ощущения – что мы чувствуем в новых предлагаемых обстоятельствах? Возможно, огонь ярости, вырывающийся изнутри – от неприятия тех изменений, которые декларируются в припеве: «Rage with the fire of inside».
Середина композиции – типичный мелодик-дэт-метал с запоминающимся сольным мотивом, который продолжает на каждом своём витке вторая самостоятельная партия, вплетающаяся в фактуру. Тем самым образуется равноправный диалог-контрапункт двух мелодических линий. Возможно, в образном плане перед нами человечество, попавшее в изоляцию во время тех самых «фантомных дней», и его попытка построить диалог со своим домом – планетой Земля. Поневоле задумываешься над тем, как в эпоху нойза, эмбиента и засилья рэп-индустрии трудно пробиться настоящей, оригинальной мелодии по направлению к современному слушателю. По мере исторического развития музыки в адрес мелодии много раз выносили смертный приговор, но она остаётся одним из непоколебимых столпов любой музыки и парадоксальным образом показывает свою живучесть, в том числе и в творчестве Dark Tranquillity. Подтверждение тому – гитарный сольный дуэт в «Phantom Days».

2. «Transient»
Композиция о переходном периоде между привычным и удобным миром без границ и «дивным новым миром», который ворвался в каждый дом земного шара с приходом пандемии. Начальная мелодия широкого распева является скрепляющим звеном всей композиции, образуя своеобразный рефрен. В этой композиции одно из самых завораживающих гитарных соло в лучших традициях мелодик-дэт-метала. Тема «Transient» – преодоление страха перед неизвестным, перед тем, что происходит в мире и неподвластно человеку. Наглядный пример этого – опять-таки пандемия.

3. «Identical to None»
В рамках альбома композиция стоит особняком – это брутальный мелодик-дэтовый боевик. Герой задаёт откровенный вопрос себе и коллективному «мы» – вопрос, связанный с идентичностью как таковой. Особенно это актуально для дня сегодняшнего – когда всех нас пытаются разделить на тех, кто за «белых», за «красных» или за «серо-буро-малиновых».
Главный герой, продолжая путешествие в экзистенциальные глубины, не находит своё место под солнцем в этом противоречивом, раздираемом конфликтами мире. Это состояние иллюстрирует обложка альбома – человек сам по себе одинок в мире под солнцем, но и мир этот стоит на пороге катастрофы (метеорит, ядерный взрыв, техногенный коллапс, трактовать изображение можно по-разному). В этой паутине противоречий герою не с чем себя идентифицировать, и как маркер в тексте звучит слово «frustration» («разочарование»). А далее, в точке золотого сечения этой композиции скандируются ключевые слова: «Why this disparity of thoughts when you are identical to none?» («Что за раздвоенность внутри, ведь ты на них всех непохож?» – вольный перевод редактора.) Они особо выделены резким глиссандирующим сползанием низких гитарных тембров, вслед за которыми остаётся только голос Микаэля Станне без инструментальной поддержки. Вполне вероятно, что это музыкальное решение можно трактовать и как педализирование темы одиночества, как собирательный образ человека-одиночки и то, каким он предстаёт в глазах толпы незнакомцев. Об этом поётся дальше в «бридже» к припеву: «What are you in the eyes of strangers? You are identical to none».

4. «The Dark Unbroken»
Здесь есть то, за что многие как раз и любят Dark Tranquillity – мрачновато-мечтательная и меланхоличная атмосфера расстилающейся ночной мглы, заставляющая невольно вспомнить кинокартину Ларса фон Триера «Меланхолия» (2011). В этом плане трек в чём-то перекликается с «Forward Momentum» с предыдущего альбома «Atoma» (2016). Во вступление слушатель словно парит над бездной бытия – электронные тембры, поданные в виде ломанных фигураций, становятся осью, на которую нанизывается весь остальной материал композиции. Эти остинатные фигуры меняют свой контекст благодаря сопровождающему басу, за счёт которого происходит смена гармонического облика. Смена этих контуров едва заметна – в основном к концу каждого из паттернов. Эти обороты – самые запоминающиеся в этом треке, если не считать припева, в котором первый раз на альбоме звучит чистый вокал Микаэля Станне. Он рисует картину ностальгических воспоминаний, возможно, о прежней доковидной жизни. В подтверждение тому одна из цитат группы: «В это время неопределённости мы стараемся выразить наше разочарование, страх и тревогу в новой музыке и текстах. Изоляция – это суровое средство художественной мотивации, и поэтому мы будем стараться записать самый лучший альбом, на который только способны». В конце песни добавляется классический тембр фортепиано, истаивающий в разреженной пустоте, сотканной из различных шумов и скрипов, издаваемых электроникой и гитарами.

5. «Remain in the Unknown»
Непримечательная на первый взгляд вещь интересна главным образом гармоническими сопоставлениями на грани музыкальных фраз.

6. «Standstill»
Вступление отсылает чуть ли не к альтернативному року; будто слушаешь один из поздних треков Linkin Park. Это вторая попытка главного героя найти свою идентичность. Можно даже прочертить смысловую арку к «Identical to None» – в обеих композициях ключевым словом является «strangers». «Standstill» также отсылает напрямую к обложке альбома – обезличенный силуэт homo sapiens (по сути, деперсонифицированная тень) стоит в позе покоя и вглядывается в тревожную мглу постапокалиптического пейзажа или скорее созерцает мир за секунду до апокалипсиса. На ум сразу приходит цитата из Ницше: «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит на тебя».

7. «Ego Deception»
Несимметричная ритмическая конструкция вступления заставляет было подумать о прогрессив-метале, но вскоре понимаешь, что перед нами дэт-метал-боевик №2, наравне с «Identical to None». Каскад тяжёлых гитарных риффов сменяется атмосферой сгущающихся сумерек, которая постепенно разреживается со вступлением чистого вокала, и так до следующего куплета. Припев с вновь встречающимся чистым вокалом (так полюбившимся фанатам Dark Tranquillity, особенно на концертах) – о невозможности чувствовать чужую боль как свою, о нехватке эмпатии в современном социуме, если угодно. Это попадание в болевую точку дня сегодняшнего, где господствуют эгоистичность и нарциссизм, взращённые социальными сетями, что постепенно ведёт к духовно-нравственному распаду и атомизации общества.

8. «A Drawn Out Exit»
Во вступлении эффект «фонящей» электроники в качестве подложки для мрачных готичных гитарных риффов без перегруза – как маятник неумолимого времени, или, может, петля на виселице, раскачивающаяся в такт порывам ветра. Чувствуется шведский колорит, по атмосфере схожий с интро к «First Day in Hell» с последнего студийного альбома Arch Enemy «Will to Power» (2017). Эта застылость сменяется нервом – происходит резкая смена кадра путём метода монтажа: смена темпоритма и симметричного размера на 7/8 с вероятной сознательной отсылкой к прогрессив-металу. Далее звучит самый что ни на есть трэш-метал, снова сменяющийся прогрессивом, обрамлённым нисходящей гаммообразной фигурацией. Потом эти две линии сплетаются и обрываются с вторжением одного из немногих виртуозных гитарных соло – здесь слушатель оказывается в центре урагана. Заканчивается композиция эффектным остинато на 7/8 с последующим обрывом, оставляя слушателя наедине с рефлексией касаемо вечных вопросов, брошенных в воздух.

9. «Eyes of the World»
Попытка понять, какими глазами Мир смотрит на Человека, а также попытка выстроить диалог Человека с Миром. И снова здесь звучит чистый вокал, проникновенный и искренний – именно на самых важных словах, заставляя задуматься не столько о судьбе человечества, сколько о судьбе всей нашей планеты, страдающей от пагубного влияния людей.

10. «Failstate»
Пожалуй, одна из самых важных композиций на альбоме. Электроника задаёт вектор всей песне. «Apocalypse», «silent hours» – ключевые слова припева. Особое внимание притягивают остинатные сольные гитарные риффы. На живых концертах эта композиция по своей «качевости» обещает быть хитом новой программы.

11. «Empires Lost to Time»
Если абстрагироваться от экстремального вокала Микаэля Станне, можно услышать типичный хард-н-хэви «старой школы». Вслушиваясь в текст песни, вспоминаются строки Державина: «Река времён в своём стремленьи уносит все дела людей и топит в пропасти забвенья народы, царства и царей». Думается, что эта песня имеет схожую фабулу. Как и в «Remain in the Unknown», при первом прослушивании поражает сопоставление гармоний в партии клавишных. Эти гармонии вплетаются в фактуру и дают импульс дальнейшему развитию. Приятно удивляет наиболее технически сложное соло из всех треков этого альбома – с каскадом быстрых фигураций.

12. «In Truth Divided»
Баллада, венчающая альбом – бесспорная творческая удача Dark Tranquillity. Она обречена на успех как среди почитателей раннего творчества группы (имеется в виду состав до ухода основателя группы Никласа Сундина, а не самые первые диски, на которых пел Андерс Фриден), так и неофитов. Здесь можно наблюдать смысловую арку к композиции «The Dark Unbroken», но в отличие от неё, эта композиция более минималистична – гитары звучат практически только в припеве. В основе «In Truth Divided» чистый проникновенный вокал Микаэля Станне, поддерживаемый басом и электроникой. Меланхолия приобретает более вязкий характер, монохромную текстуру, как будто пропущена через чёрно-белый фильтр. Вокальная линия не лишена сокрушённых мелодических интонаций к концу музыкальных фраз – здесь можно видеть тщетную попытку главного героя примириться с действительностью. «The world is silent», – поёт Микаэль Станне, как бы транслируя непреложный посыл: «Мир на паузе». Все мы прекрасно ощутили это в 2020 году. Эта настоящая исповедальная лирика становится новым витком рефлексии главного героя. Он проходит финальный отрезок длинного пути в глубину собственного «Я». «In Truth Divided» обобщает всё, что мы слышали на альбоме, все путешествия героя в поисках идентичности по лабиринтам сознания. Последние звуки финального трека растворяются в леденящей пустоте и отлетают в бесконечность в виде эха под аккомпанемент акустических гитар и шумовых искажений электроники, окончательно замирая в пространстве.

Обложка альбома наилучшим образом аккумулирует и дополняет его множественные смыслы. Она целиком следует основным темам: поиск идентичности, диалог человека с миром и с самим собой на пороге грядущих катастроф, попытка обрести собственную целостность как личности. А вот что касается содержания, хотелось бы большей проработанности и развития музыкальной мысли как минимум у двух третей композиций с альбома. Не совсем раскрытым оказался потенциал сольных проведений в некоторых треках – хотелось бы побольше разнообразия в плане запоминающихся мелодий не только в вокальной партии, но и в гитарных соло, типичных для шведского мелодик-дэта. Также неплохо бы было увеличить хронометраж каждой из песен и разнообразить форму, не штампуя музыкальный материал по схожим лекалам. В этом плане альбом кажется довольно аскетичным, что, возможно, связано и с кадровыми перестановками. Хотя, по отзывам, и на альбом «Atoma» (2016) фанаты возлагали большие надежды… Но, может быть, то, что кажется критикам и приверженцам «прежних» Dark Tranquillity ещё одним подтверждением кризиса, окажется началом нового роста, шагом на пути к безбрежным творческим просторам! Остаётся только ждать приезда шведской команды в Россию с новым альбомом.В связи с пандемией концерты были перенесены на конец ноября – начало декабря 2021 года, так что скрестим пальцы, чтобы тур всё-таки состоялся без повторных переносов. Российская публика ждёт живых концертов Dark Tranquillity с презентацией альбома «Moment»!

Сергей Терентьев 

 

 

InRock
8 из 10
Общее впечатление

melodic death metal 8/10
Century Media Records

8

Рекомендовано к прослушиванию
Сергей Терентьев

Сергей Терентьев