Riverside «ID.Entity» (2023)
Новый альбом Riverside – новый во всех смыслах. Не только по дате выхода – по содержанию, по тем музыкальным решениям, которые были в нём воплощены, это действительно новинка. Неизменным остается лишь то, что Riverside – это всегда гарантированно качественно и интересно. Каждый последующий альбом группы может удивлять чуть меньше или чуть больше, но всегда это сложная интересная музыка.
В «ID.Entity» великолепна уже сама эта игра слов в названии. Если читать в одно слово – идентичность. По отдельности: ID – идентификатор, entity – сущность. Номер сущности… Всё это – о содержании альбома, который появляется сейчас, в век передовых технологий, появления и развития искусственного интеллекта, во время поглощения человека глобальной сетью Интернет, во время гегемонии глобальных СМИ над умами отдельных личностей и целых государств… Альбом, с одной стороны, очень личный – о проблеме собственной идентификации, о внутренней борьбе. А с другой – остросоциальный и даже подспудно политизированный. Размах грандиозен. И речь ещё только о смысловом содержании. А собственно музыкальное воплощение ему ничуть не уступает по грандиозности.
Этот альбом Riverside – как краткая антология стилистических вариаций прогрессив-рока – представлены и поп-прог, и прог-метал, и ретро-прог. Всего понемногу. Но однозначно это отход от типичного звучания группы, к которому привык слушатель за все предыдущие альбомы (хотя на каждом было что-то особенное). Достаточно тяжелый саунд, характерный для более ранних альбомов, здесь в обилии разбавлен синтезаторными партиями в духе Rush, Depeche Mode, а порой и сталкивается с весьма облегченным поп-проговым звучанием в духе Питера Гэбриэла или A-ha. Особый ретро-колорит вносит звучание Hammond-органа, которое будит ассоциации с The Doors и Deep Purple. С последними, кстати, как и с Rush, «ID.Entity» роднит ещё и драйв, грув, который воспринимается, на удивление, сразу и как ретро, и ультрасовременно.
Открывает альбом композиция «Friend or Foe?». Еще перед выходом альбома лидер группы, вокалист/басист Мариуш Дуда много рассказывал о нём. Так вот, данную песню он назвал одной из ключевых, и не только по содержанию, но и в музыкальном плане. По его словам, эта песня о том, как нас воспринимают окружающие. «Особенно в наши дни, когда притворяться тем, кем ты не являешься, в социальных сетях стало нормой, – поясняет Дуда. – Можем ли мы по-прежнему быть собой, или нужно продолжать адаптироваться к требованиям новых алгоритмов? Возможно, мы уже потеряли свою личность и ждем только указаний от Siri или Alexa?». И вот это притворство, о котором говорит Мариуш – оно не только в жизни, не только в тексте песни, но и в музыке, причём с первых же тактов композиции. Кем притворяется Riverside, начиная такой синтезаторной партией свой альбом? Depeche Mode года так 1997-го? (Пример навскидку: включите «It’s Not Good»). И зачем притворяется? Чтобы запрыгнуть в чарты, чтобы понравиться публике? А может, вовсе и не притворство это, а часть сути сегодняшней личности (музыкальной в том числе) – быть вместилищем многих идентичностей? В пояснении к песне Мариуш рассуждает далее и о политике, о дистанции, о доверии, тем самым давая понять, что содержание песни, как и всего альбома, выходит за пределы личностных терзаний и исканий. Музыкант высказывается глобально, занимая определенную позицию – и это тоже в новинку, в предыдущих работах такого не было.
Но вернемся к музыке. «Friend or Foe?», начинаясь с отсылки к последним десятилетиям прошлого века, постепенно раскручивается в довольно энергичную и при этом не агрессивную или меланхоличную, а скорее жизнеутверждающую, оптимистичную композицию. И вновь это нечто новое. Ведь предшествующие работы группы были достаточно депрессивны. Тут же условный герой будто встает на тропу борьбы, осознавая все проблемы и несовершенства мира снаружи и внутри себя самого.
Следующий трек «Landmine Blast» – логическое продолжение повествования. Как некая рефлексия на осознание потери собственной идентичности. А в музыкальном плане – отсылка к собственным ранним альбомам. Истинно «проговое» полиметрическое полотно, в котором аллегорией столкновения двух мелодических типов (речитативная и кантиленная манеры вокала Дуды) показаны внутренние душевные терзания героя, буквально «подорвавшегося на мине». Отсылка к прошлому самая прямая – эта вещь фактически является вариацией на тему «Second Life Syndrome» с одноименного альбома 2005 года. Интонационное родство, то же строение композиции, перекликающиеся тексты. Эта самоаллюзия не случайна. После довольно нетипичной первой композиции «Landmine Blast» – ещё и как возврат к собственному «я», исходной личности.
Врывающийся следом «Big Tech Brother» начинается мощными тяжелыми пассажами бас-гитары и синтезатора, чем-то напоминающими классический действенный, активный арт-рок в духе King Crimson. А после – акцент на вокале и ненавязчивое сопровождение, навевающее в памяти атмосферные полотна Pink Floyd. Кстати, наряду с близостью к таким титанам как King Crimson и Pink Floyd, отчетливо слышны переклички и с ближайшими по стилистике современниками Leprous и Haken.
Тихий бунт, перерастающий в активное отрицание действительности – «1984» (аналогия с антиутопией Оруэлла приведена и в тексте песни). Вся композиция, то резкая, акцентированно-рваная, то мелодичная и затаённая, показывает широкий спектр эмоций и вокальных возможностей фронтмена.
«Post-Truth» – трек, вновь отсылающий к более тяжелому саунду ранних альбомов. И, как и там нередко бывало, у композиции мягкая, щемящая фортепианная концовка. Песня об осознании ложности реальности и себя как невольной части этой постправды/лжеправды.
Через эту тихую постлюдию происходит модуляция к обволакивающему «флойдовскому» саунду следующей композиции, «The Place Where I Belong» – эпичного 13-минутного полотна. В этой музыке сквозит «уилсоновская» светлая печаль, хотя некоторые разделы этого сложного с точки зрения формы полотна дают прямую отсылку к более ранним, достаточно депрессивным работам самих Riverside. Вообще 13-минутная лирическая композиция в центре альбома – это нечто новое для группы. И тут стоит задуматься – почему? Ответ в содержании. Текст этой песни – это, по сути, подлинные мысли автора-героя, это его истинная идентичность, осмысленная и преподнесенная в «пастельных тонах», без излишней экспрессии, без блеска и лоска, без нерва и психоза. И что же дальше?
А дальше одна из сильнейших композиций альбома, вышедшая в качестве первого сингла – «I’m Done With You». Тут хотелось бы привести слова самого Мариуша Дуды. «Эта песня – о гневе и разочаровании. Мы живём во времена гнева и беспомощности. Во времена господства больших технологий, популистов, теорий заговора, ненависти, жадных корпораций, заставляющих планету и человеческую природу умирать ускоренными темпами. «…» В наши дни тяжело петь о любви, дружбе и побегах в воображаемые миры. Мы живём в неопределённые, трудные времена, в поляризованном обществе: есть крайне левые, крайне правые и ничего между ними. Я должен был затронуть это в текстах альбома». Кроме того, Мариуш рассказал, что хотел приблизить звучание этого трека и альбома в целом к более жесткому саунду живых выступлений. Наиболее сильное впечатление «I’m Done With You» производит в виде клипа с потрясающим постмодернистским видеорядом. Музыка и картинка буквально гипнотизируют.
Завершает основную часть альбома поп-проговая композиция «Self-Aware», чем-то перекликающаяся с Porcupine Tree и более молодой группой Pineapple Thief. По словам Мариуша Дуды, эта песня как бы резюмирует весь альбом. «Она говорит о том, как трудно в наши дни жить в обществе и игнорировать все социальные изменения. Нельзя просто быть пассивным, «отключиться» или «спрятаться в лесу». Это песня – о вновь обретённой идентичности, об осознании неразрывности с реальностью и о том, что твоя жизнь – только в твоих руках и, если требуется что-либо поменять, нужно просто «отписаться от тех, кто делает нас враждебными» и действовать. Оптимистичный драйвовый финал альбома с потрясающей лидирующей басовой партией в лучших традициях ранних альбомов и сольного проекта Дуды Lunatic Soul.
Бонус-треками к альбому идут две оригинальные инструментальные композиции «Age of Anger» и «Together Again», а также сингл-версии песен «Friend of Foe?» и «Self-Aware».
«Age of Anger» и «Together Again» воспринимаются как постскриптум. По существу, эти два музыкальных полотна и есть квинтэссенция всего альбома: злость, агрессия, ярость, ненависть и, в конечном итоге, примирение. «Age of Anger» – образец контрастной композиции (хоть и монотематичной по сути), построенной на двух пластах – спокойном, эмбиентовом с налетом «риверсайдовской» безмолвной лирики времен «Eye of the Soundscape» (2016) и жестком, тяжёлом, где тема та же, только звучит уже напористо, с перегрузом. Прекрасный звуковой трип – 12 минут на одном дыхании. Есть и обволакивающие эфемерные звучности, и глубокий и извилистый бас и лаконичные, но пронзительно-щемящие соло электрогитары. «Together Again» – монументальное жизнеутверждающее завершение эпопеи поиска идентичности героя в современном мире.
Итак, каков же вердикт, заслуживает ли внимания «ID.Entity»? Кто бы там чего ни писал, ни говорил, мол, «попса», «сами себя цитируют» и т.д., а вышло вновь нечто свежее и оригинальное. Вот умеют эти музыканты из, казалось бы, банальностей да «старья» соорудить этакий DeLorean (Чудо-автомобиль, позволяющий путешествовать во времени, из научно-фантастической кинотрилогии «Назад в будущее», – прим. авт.)
Ольга Слынько
progressive rock/progressive metal 9/10
InsideOut Music