Адам Уэйкман (Jazz Sabbath): Горсть воспоминаний
Адам Уэйкман – сын экс-клавишника Yes Рика Уэйкмана и младший брат Оливера Уэйкмана. Он с честью продолжает семейные музыкальные традиции – тоже играет на клавишных инструментах. Помимо участия в отцовской группе (с которой Адам, кстати, приезжал и в Россию), проекта Headspace с вокалистом Дэмиэном Уилсоном (Arena, Ayreon, ex-Threshold и мн.др.) и собственных фортепианных сольных альбомов, Адам Уэйкман может быть известен и по участию в концертном составе Оззи Озборна и группы Black Sabbath времён их последнего реюниона с Оззи.
А в 2020 году Адам, вдохновлённый саббатовским опытом, выпустил одноимённый альбом необычного проекта Jazz Sabbath, в котором звучит музыка квартета из Бирмингема в джазовом прочтении. Для этого проекта Адам придумал и воплотил в жизнь чудака – пианиста Милтона Кинса, утверждающего, что это именно он написал те мелодии и композиции, которые прославили Black Sabbath на весь Мир. А группа вероломно и незаконно присвоила себе его музыку. В сети есть видео, где Милтон Кинс подробно излагает свою необычную историю… В этом году проект выпустил второй альбом, названный «Vol.2». Его выход и стал поводом для этого интервью.
Как был задуман проект Jazz Sabbath? Откуда возникла это удивительная идея?
Это произошло в Берлине, на середине гастролей с Black Sabbath. Я сидел с другом в баре отеля, а в углу стояло пианино. Я начал на нём играть и подумал, что раз уж я в турне с этой группой, было бы неплохо сыграть джазовые версии песен «Саббат».
Кто был прототипом Милтона Кинса? Как его имя связано с названием городка Милтон-Кинс (Milton Keynes)?
Я живу недалеко от Милтон-Кинса, и мне всегда казалось, что название этого города похоже на имя джазового музыканта.
Как бы вы описали личность созданного вами персонажа? Какой он человек – мистер Кинс?
Разочаровавшийся в жизни и застрявший в конце 1960-х годов. Милтон искренне верит в то, что именно он сочинил эти песни, авторство которых присвоили затем Black Sabbath.
По какому принципу вы отобрали композиции для альбомов «Jazz Sabbath» и «Vol.2″? Это ваши любимые песни из репертуара Black Sabbath, или тут задействована иная логика?
При отборе треков для альбома «Vol.2» я начал с того, что исключил песни, которые уже представлены на первом альбоме проекта… Затем я уселся слушать четыре первые альбома Black Sabbath и делал пометки, какие из песен я могу представить себе в джазовом стиле. Время от времени я останавливал трек, садился за фортепиано и пробовал сыграть фрагмент из него. Если получалось, композиция попадала в предварительный список.
Все эти песни Black Sabbath записали ещё до вашего рождения, единственное исключение – это «Symptom of the Universe» с альбома 1975 года. Как вы относитесь к той музыке, которую Black Sabbath записали после 1975 года?
Я люблю всю музыку, которую «Саббат» создавали на протяжении своей карьеры. И мне нравится, как она менялась со временем. Для меня всё это – музыка, и я люблю все периоды Black Sabbath.
Вы исполняли музыку Black Sabbath вместе с почти оригинальным составом группы, сейчас вы играете ее в джазовом ключе. В чём, на ваш взгляд, заключается особенность музыки Black Sabbath?
Когда в 2004 году я начал играть с Black Sabbath, группа была в оригинальном составе. Мне очень повезло, что я был его частью, также как и варианта группы с Томми [Клуфетосом] на барабанах. Что касается того, что делает их особенными, я думаю, это – брутальная честность музыки.
В проекте Jazz Sabbath вам нужно было раскрыть изначально заложенную в этих песнях джазовую составляющую или привнести её извне? Было ли чувство, что вещи сами об этом просили, или, может, чувствовалось «сопротивление материала»?
Некоторые песни сопротивлялись, именно их я и не стал делать. Я старался работать с элементами [джаза], которые уже были в песнях, но там, где их не удавалось найти или они были неочевидны, я сочинял что-то подходящее. Например, в композиции Black Sabbath с «Vol.2» я наполовину сократил ноты в риффе, потому что такому быстрому риффу было сложно придать джазовый характер. После того, как я убрал все «лишние» ноты и сыграл рифф в духе свинга, всё отлично получилось.
На альбоме «Vol.2» вы записали композицию «Sabbra Cadabra», в оригинальной версии которой в 1973 году сыграл ваш отец Рик Уэйкман. Советовались ли вы с ним на счет этой композиции? Какие у вас были ощущения, когда вы работали над своей версией этой вещи?
Нет, я не говорил с ним об этом, но я знал, что он сыграл в ней.
На обоих альбомах проекта Jazz Sabbath записано ровно по семь композиций. Какая тайна кроется за этой цифрой?
Семь – мое любимое число.
Когда Роберт Фрипп услышал альбом «King Crimson Songbook Volume One» (2005), он сказал, что ждет не дождется, когда же выйдет «Volume Two». А что сказали Оззи, Йомми и Гизер об альбоме Jazz Sabbath?
Они все очень поддержали его, когда послушали запись.
В сети размещена информация о том, что вы участвовали в записи альбома Black Sabbath «13» (2013). Однако в буклете ваше имя не упомянуто.
Нет, я не играл на этом альбоме.
Во время концертов Black Sabbath в поддержку альбома «13» клавишные инструменты находились на сцене сбоку за занавесом. Когда вы играли в Москве, вас было видно с самых верхних боковых мест зала. Чья эта была идея спрятать клавишника за кулисы? Какой в этом был смысл?
Клавишные инструменты в Black Sabbath всегда находились за кулисами. Почему? Понятия не имею, так уж сложилось! Я был счастлив играть с группой – за ширмой, в палатке, где угодно, где бы они ни захотели.
Каково это участвовать в концерте, но быть невидимым для зала?
Поначалу я чувствовал себя немного не в своей тарелке, а потом научился смотреть на вещи иначе. Мне довелось играть на нескольких концертах, заменяя Спайка Эдни в мюзикле Queen на Вест-Энде в Лондоне, и это было немного похоже по состоянию души. Зато я сэкономил кучу денег на концертных нарядах!
Что дает вам в творческом плане игра в группе с вашим отцом, Риком Уэйкманом? В этой группе вы – «тень» Рика, его ассистент, равноправный творческий партнёр?
Всего этого понемногу. Опять-таки, когда мне выпадает работа, я счастлив делать то, что от меня в ней требуется. Мы с отцом обмениваемся соло в нескольких песнях, и это всегда очень весело.
Что еще происходит в вашей карьере сегодня? Каково было сотрудничать с Мартином Барром?
Работа с Мартином была особенной. Он чудесный человек. Я гастролировал с ним, когда разразилась пандемия, и всегда буду помнить момент, когда я застрял в Южной Америке и еле-еле смог вырваться домой!
Что происходит сейчас c группой Headspace, активна ли она?
Headspace – одна из тех групп, которые никогда не исчезают навсегда. Они возвращаются в тот момент, когда вы меньше всего этого ожидаете!
Над какими ещё новыми и интересными музыкальными проектами вы работаете?
Я выпустил альбом современной классической фортепианной музыки для сольного исполнения, который называется «A Handful of Memories». Первый сингл с него, пьеса «The Winter Palace», посвящена моим визитам в Россию за всё время моей карьеры…
Яков КАГАНЦОВ
Фото – http://www.jazzsabbath.net/press.php и другие источники.
Благодарим Black Lake Records за организацию интервью.
Сайт Адама Уэйкмана: http://www.adamwakeman.co.uk/