Сергей Немиченицер (Desert): Храбрость и прошаренность
Воинственно-героический пауэр-метал всегда в тренде. Музыка и тексты в этом стиле идеально дополняют друг друга, поэтому спрос на него остаётся стабильным. Но поклонникам хочется ещё, да побольше! Ну что ж… Ветра из опаленных солнцем израильских пустынь доносят нам слух: пустыня снова пришла в движение, она снова жива! Послышались воинственные гулкие звуки барабанов, эхо донесло крики ринувшихся в атаку солдат. Что это значит? Все просто: группа из Тель-Авива Desert выпустила новый альбом «Fortune Favors the Brave», который уже собирает восторженные отзывы по всему миру.
Новые повести о доблести, отваге и чести защитников Родины, положенные на отточенный и яркий пауэр-метал – разве не этого вы ждали? По такому случаю у нас состоялось интервью с гитаристом Desert Сергеем Немиченицером, выходцем из бывшего СССР, отличным гитаристом и просто приятным собеседником.
Доброе утро! Начнём с небольшого экскурса в историю… Группа Desert была основана в 2002 году гитаристом Максимом Шафранским, вокалистом Алексеем Раймером и клавишником Олегом Арюткиным, после состав не единожды менялся, а ты присоединился значительно позже. Всё так?
По факту, группу основал Максим Шафранский в 2002 году. На тот момент в ней не было никого из нынешнего состава, команда была совсем сырая как в плане музыкантов, так и материала. Поначалу играли каверы. «Де юре» точкой отсчета можно считать момент, когда в группу пришел Алексей и почти следом за ним Олег. Ему тогда было лет 16, если память мне не изменяет. Но парень был талантлив и с потенциалом. А барабанщики часто менялись, нынешний – уже четвертый по счету!
Изначально группа играла с одним гитаристом, но к концу 2009 стало понятно, что состав нужно усиливать, и тогда к группе присоединился я. В это время группа The Afterlife, где я играл восемь лет, прекратила свое существование. Парней из Desert я знал давно, мы часто выступали вместе, поэтому включился в состав без проблем. В следующем году ушёл басист, его сменил мой друг Сергей Дмитрик, тоже игравший в The Afterlife, и еще через год сменился барабанщик, пришел Асаф, единственный, кто в группе не говорит по-русски. Но как минимум пытается (смеется)!
В 2015-м группу покинул ее основатель Максим Шафранский, с тех пор состав не менялся. Вторым гитаристом на сессионной основе стал Саша Звулун, по совместительству ещё и наш саунд-продюсер. Наконец, 30 июля на российском лейбле Irond вышел наш новый альбом «Fortune Favors The Brave».
Получается, ты в коллективе ровно десять лет. Срок серьёзный! Вспомни, как прошел процесс «вливания» в команду, как тебя приняли, были ли проблемы с освоением материала, и насколько этот стиль на тот момент был близок тебе лично?
Да, по факту уже юбилей… Приняли хорошо и всё прошло гладко, как минимум, потому что был знаком почти со всей командой не один год, и с материалом тоже. На первой же репетиции сыгрались так, будто играли вместе много лет. В то время материал еще не был настолько сложным в плане гитарной работы и техники, как сегодня, поэтому проблем не было. Кроме того, в The Afterlife мы играли примерно в том же духе, только жестче, техничнее, с большим акцентом на ритм-секцию. Можно сказать, с приходом меня и басиста новый материал Desert стал приобретать более «жёсткие» краски, так как мы участвуем в композиции и аранжировках. Если сравнивать альбомы «Star Of Delusive Hopes» 2011 года и «Never Regret» 2015-го, в котором мы уже принимали участие, это очень заметно. Например, песня «1812» – чисто наша с Серёгой в соавторстве.
Вот эти «жесткие краски» коллективу однозначно к лицу. Скажи, а на какой гитаре ты сейчас играешь, какая – самая любимая, и как ты для себя решаешь, что вот это – точно твой инструмент?
Как говорится, много инструментов не бывает (смеется). Но они должны играть, а не лежать мертвым грузом в чехлах и кейсах, поэтому я оставил у себя всего три гитары. Первая – модифицированная PRS Custom 22, она у меня уже восемь лет основная и на сцене, и в студии. Вторая – заказной инструмент, созданный мастером Уди Вахтерманом по моим параметрам и эскизам, она на гастролях запасная. Третья – акустическая «Ямаху» для всяких дел (смеется). А PRS я доработал под себя, и теперь это мой инструмент. Такого, чтобы я брал гитару в руки и тут же понимал – это моё, не бывало, скорее я видел потенциал, сможет она стать моей в будущем или нет, для этого гитара должна как минимум «сидеть» и ложиться в руки. А это уже индивидуальные ощущения каждого музыканта.
Поздравляю с выходом нового альбома! «Fortune Favors the Brave» – работа достойная и однозначно порадует поклонников жанра. Слышал, что на неё ушло два года упорного труда… А какая песня была сложнее всего для тебя как гитариста? Что ты в техническом плане попробовал такого, чего прежде не делал?
Спасибо! Новаций тут было множество, и внушительная часть из них была привнесена Александром Звулуном, который на этом альбоме выступал как продюсер и сессионный гитарист. Основным изменением стало то, что мы спустили строй в Drop C, в котором я до этого практически не играл. Это придало тяжести и «мяса» гитарному и общему звучанию, а также позволило сделать сдвинуть гитарные партии и аранжировки в более модерновую плоскость. Многие из них были написаны именно Сашей, а он известный технарь и «мясник», так что мне пришлось, грубо говоря, переучиваться из старой школы в новую. Но я очень этому рад, так как общий результат великолепен и мне самому как гитаристу нравится то, что я делаю сейчас.
К сочинительскому процессу мы подошли очень скрупулезно, закрывались у Саши в студии втроем, а иногда и вчетвером, и происходил мозговой и композиторский штурм. Иногда целые песни буквально уничтожались, если в конечном итоге они нас не устраивали. И так четыре месяца. Поскольку над нами не было лейбла, который бы нас торопил, мы могли уделять работе столько времени, сколько нужно, чтобы достичь результата и в композиции, и в аранжировке, и в записи. Можно сказать, что каждый музыкант прошел процесс реформации, и сейчас всё звучит и играется по-другому, если сравнивать с прошлым альбомом.
Так какой же трек стал для тебя самым сложным в техническом плане?
Наверное, «Hajduk’s Revenge». В нём есть нотки прог-метала и сложные гитарные партии… Как минимум, для меня, Саша постарался! А общий настрой этой песни был мрачно-прогрессивным с самого начала, когда барабанщик Асаф принес наброски этой песни. Он у нас недавно закончил консерваторию, видимо, поэтому и наворотил нам дел (смеется).
Да и тема у песни непростая. Слово «Хайдук» у меня ассоциируется хорватским футбольным клуба из Сплита, также, по словарю Даля, хайдук – вор, грабитель. А песне поётся про «Земли сынов Болгарии «. Поясни, пожалуйста.
Речь идет о гайдуках, вооруженных крестьянах на Балканах, которые боролись с угнетением со стороны Османской империи и которые сыграли немаловажную роль в освобождении Болгарии. И песня – о противостоянии гайдуков с Османской империей.
Вот за это люблю хэви-металл: послушал – подучил историю! Ваш барабанщик Асаф, как ты сказал, окончил консерваторию. А у самого не возникало желание получить соответствующее образование?
Так выпьем же за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями (смеется). Дело в том, что у Асафа это специальность, он изначально шёл в консерваторию с такой целью. А я получил высшее образование, когда ещё не подозревал, как далеко может зайти моя музыкальная деятельность. Хотя музыкалку я окончил, правда, ещё в СССР. Всегда неплохо учиться, но сейчас на дополнительное музыкальное образование нет ни времени, ни возможности, так как кроме группы, которая отнимает немало времени, нужно еще работать и кормить семью.
Мне отец говорит, что музыкалка, которую тот окончил по классу баяна, – та еще нагрузка! А какой класс был у тебя, что больше всего запомнилось или понравилось/не понравилось?
Я заканчивал как раз по классу гитары. Запомнилось больше всего то, что приходилось играть много всяких классических пьес, этюдов и прочего, а юный мозг и сердце «металлюги» требовали «жжёгова» (смеется). Умом я понимал, что это полезно, но после этого сразу бежал играть Цоя и «Сектор Газа» во дворе. Но, поскольку я усидчивый, то всё-таки закончил музыкальную школу, и впоследствии мне это пригодилось.
И чем сейчас приходится зарабатывать основную «копейку» (шекель), если не секрет?
К счастью, моя постоянная работа также связана с музыкой, я работаю менеджером в фирме Polak Guitars. Мы производим гитары ручной работы. Так что я единственный в группе, кто полностью зарабатывает музыкой.
Счастливый человек, однозначно! Как понимаю, мы с тобой одного года рождения (Сергей оказался на год старше, – прим. авт.), поэтому прекрасно понимаю! А какова была твоя любимая музыка, когда ты был тинейджером? Родители часто кричали: «Серёжа, сделай потише!»?
Классика тех времен: AC/DC, Scorpions, Deep Purple, Queen, Judas Priest, Iron Maiden, Ozzy, Black Sabbath, Metallica, Megadeth, «Ария», «Черный Кофе», Queensryche, Manowar и так далее. В Израиль я приехал, когда мне было 14, и тут столкнулся уже с экстрим-металлом, который в те времена здесь был очень популярным. Пошел замес дэт- и блэк-метала, так что меня не раз просили делать тише. Был даже период, когда грешил гранджем и стрит-панком! К концу 90-х развернулся на 180 градусов и прочно осел в пауэр-метале. Я никогда не зацикливался на определенном стиле, я по натуре меломан, по настроению могу много чего послушать. Для меня важна мелодия, красивая и гармоничная, которая цепляет и не отпускает. Но единственной любовью навсегда была и останется Judas Priest.
У Desert есть важный плюс – у каждого свои музыкальные вкусы. Алексей так и остался пауэр-металлическим «олдскульщиком», я слушаю всё от хард-рока и до блэка, Олег вообще в свободном полете и иногда его заносит в плоскости, где даже роком не пахнет, и так далее. Иногда разнообразие может быть вредным, но у нас оно превращается в гремучую смесь, где во время работы над альбомом Саша выступает в роли рулевого обоза, куда мы накидываем идеи и прочее.
Ты ничего не сказал про Закка Уайлда! А твой образ, гитара? Чистое совпадение?
Если скажу, что это чисто совпадение, то совру. Так же, как и про то, что Закк – мой кумир. Закк Уайлд – это основная причина, по которой я взял в руки электрогитару. Его игра и техника немало на меня повлияли, особенно на альбоме «No More Tears», который я считаю до сих пор эталоном гитарной работы. Внешнее сходство с ним – это уже скорее совпадение, целенаправленно я ничего ради этого не делал. Насчет гитары – тут да. До того, как я перешел на PRS, долгое время играл на «Гибсоне», правда, чисто белого цвета, но модель гитары выбрал именно под его влиянием. Нынешняя раскраска моей PRS напоминает закковскую, но отдаленно, я скорее старался быть непохожим на других, чем отдавал дань кумиру. Как говорится, сел разом на два стула.
Я сам люблю Закка! Любимая песня с «No More Tears»?
Нелегкий выбор, но пусть будет «Mr.Tinkertrain».
Отличный выбор! Ты уже 25 лет живёшь в Израиле, но мыслишь совершенно по-русски, в твоих ответах современный сленг, грамотное письмо. Как так получается?
Хороший вопрос! Я думаю это следствие того, что до восьмого класса я все-таки проучился в школе на русском, и это мой родной язык. Да, я здесь долго живу, знаю иврит в совершенстве, но дома, с друзьями и родственниками никогда не прекращал говорить по-русски, да и литературы тоже предостаточно. А основная причина в том, что я очень много общаюсь в интернет-среде, смотрю российских блоггеров и в курсе происходящего. Отсюда и владение сленгом. А по русскому и литературе у меня всегда была пятерка. Это как велосипед, не забывается. Супруга и дети тоже говорят по-русски. Лишний язык никогда не помешает, тем более что в Израиле обилие русскоговорящих, есть и ТВ, и радио на русском. Я, например, очень даже активно увлекаюсь стендапом на русском и вполне «прошарен», кто есть кто у вас там! То есть знаю, кто такие Дудь, Поперечный, Руслан Белый и компания, Давидыч и прочие фрукты (смеется). (Кто все эти люди? Ну, кроме Дудя, – прим. ред.) А вот телевизор не смотрю вообще, слишком большое обилие предвзятости со всех сторон.
Всё понятно! А фильмы русские смотришь, классические или современные? Может, знаком с творчеством актуального режиссёра Юрия Быкова? И вообще, любишь ли кино?
Фильмы смотрю – как классику, так и современные. Должен сказать, что уровень растёт и прогрессирует, что не может не радовать, даже некоторые сериалы можно смотреть с удовольствием, «Метод», например. И тут как раз если про Быкова разговор зашел, то да, очень уважаю его работы. Мне больше по душе реализм, нежели помпезная «голливудскость». Поэтому его фильмы «Дурак», «‘Майор» и «Завод» очень «зашли».
Получается, ты вообще в теме происходящего! Пойдем, выпьем вечером кофе после работы, мне кажется, ты живёшь на соседней улице!
Я часто слышу это от друзей и знакомых из России во время бесед, мол, что мы в мессенджере разговариваем, пошли пивка тяпнем (смеется).
Такой вопрос. Понятно, что ты сейчас полностью погружён в Desert, но не хочется ли чего-то своего, может, сольного альбома… Давай помечтаем: какая это была бы музыка?
Интересный вопрос. Начнем с того, что я по натуре командный игрок, и хоть и занимаюсь многими делами в группе, немало дел и обязанностей мы разделяем между собой. Во-вторых, я как музыкант ещё не созрел для сольного творчества. Разумеется, возникают мысли, идеи, некоторые из них не вошли в репертуар группы, но все они требуют серьезной доработки, шлифовки и прочего. Думаю, если бы я мог содержать себя и семью за счет деятельности группы, то задумался бы об этом серьёзнее, так как сольное творчество отнимает время и внимание, которые я сейчас в полной мере вкладываю в Desert. Так что пока таких планов нет
До Desert я фактически единолично рулил The Afterlife, и это было нелегко, и отчасти эта группа прекратила свое существование потому что я выдохся и устал. А разноплановость вкусов выразилась в том, что я четыре года одновременно с Desert играл в группе Arallu, где мы рубили жесткий ориентальный трэш-блэк, и это было весьма угарно. Но в определенный момент обе группы начали колесить по Европе и совмещать их стало нереально. Одной группой пришлось пожертвовать.
Ну а если все таки помечтать – я почти уверен, что там будет достаточно экспериментов, хоть и не радикальных, всё останется в мелодичной плоскости. Уверен, что не захочу делать что-то стандартное, в каких-то рамках, повторять то, что уже сделали до меня. Но пока я не созрел для этого.
Буду ждать – а вдруг! Скажи, а как тебе сейчас современная метал-сцена Израиля? Все знают Orphaned Land, теперь вот Desert. Что ещё выделишь?
В Израиле с металлом вполне неплохо и даже очень. Масса молодых групп, которые выдают годный материал, и некоторые из них тоже гастролируют за пределами Израиля. Но, к сожалению, мы до сих пор остаемся чуть ли не единственными представителями мелодик-метала в стране, всё-таки у нас больше тяготеют к более экстремальным формам, видимо, темперамент дает о себе знать. И прогрессив у нас тоже любят. Концертов у нас очень много, как местных, так и зарубежных групп, с этим вообще нет проблем. В общем, металл-сцена здесь цветёт и пахнет. Из ярких представителей нашей сцены могу отметить Betzefer (грув), Shredhead (грув/трэш), Walkways (альтернатива), Subterranean Masquerade (ориентал-прогрессив), Shiran (мелодик/грув), Arallu (ориентал-блэк/трэш), Pray For Nothing (прог-дэт), Sinnery (трэш).
Мечты – это то, что движет людьми. Скажи, о чем мечтаешь ты, как музыкант? Если бы оказался на сцене с Закком Уайлдом, коленки бы затряслись?
А даже и скрывать не буду, все просто. Мечтаю достичь той стадии, когда смогу заниматься только музыкой и гастролями. Я очень люблю сцену, мне нравится играть концерты. Это своего рода зависимость, когда тебе хочется концертов ещё и ещё, и с каждым разом все больше. На самом-то деле, то, о чём я мечтал 15 лет назад, во многом осуществилось. Музыку, которую я играю, слушает много людей по всему миру, даже в таких местах, где её вообще не ожидаешь услышать. Я выступал с группой во многих странах, завел знакомства и даже дружбу с музыкантами, на чьей музыке я рос, и таких немало. Первый раз такую «оплеуху реальности» я получил в Швеции в 2011-м. Мы выступали на фестивале, и в соседней гримерке с нами были Helloween. Cидишь такой и думаешь: «Черт возьми, а ведь это уже своего рода успех, выступаем на главной сцене фестиваля в Швеции, тут гранды и легенды металла рядом, ну не кайф?» Так что мечтать не вредно, а даже полезно и всем рекомендую. Но и работать для того, чтобы мечты осуществились, тоже надо, не без этого. Поэтому думаю, что при виде Закка коленки не затрясутся уже, заматерел, можно сказать (смеется).
А есть ли что-то, что ты долго пытаешься сделать (именно делаешь, а не мечтаешь), но это всё никак не получается?
Есть! Я занимаюсь в группе графическим дизайном и видео-редактурой, и всё время хочется поднять уровень. Эта тема мне интересна давно, особенно всё, что связано с видео и эффектами. Я самоучка, и часто смотрю, где и как можно подучиться, чтобы делать более приличные вещи. Но нехватка времени дает пока о себе знать. Довольствуюсь тем, что нахожу какие-то инструкции в сети. Но… маловато будет!
Напоследок простой вопрос: три альбома 2019 года, которые ты посоветуешь нашим читателям.
Три альбома назову сразу, с лёту, так как считаю, что это очень важный критерий, когда альбом остается и оседает в подсознании, когда он произвел впечатление. Rammstein «Rammstein», Myrath «Shehili» и Killswitch Engage «Atonement».
Большое спасибо за содержательную беседу! Желаем покорения новых концертных площадок и стадионов побольше! Удачи, и ждём в России!
Спасибо большое за интересные вопросы, тоже нечастое явление! Надеюсь, что скоро вернемся в Россию с концертами!
Михаил СТЕБЛЕЦОВ
Фото предоставлено музыкантами группы Desert.