Amorphis: Короли времени
Увидеть Amorphis живьём хоть раз должен каждый уважающий себя металхэд. Лично я с тех пор, как в первый раз попал на их концерт в клуб «Pipl» в 2010-м, не пропускал ни одного их приезда, за исключением только выступления 2014 года в клубе «Red». И запомнился каждый из этих шести концертов.
Да, Amorphis зачастую повторяют в сет-листах песни и играют их «близко к тексту», зато варьируют порядок вещей так, что программа каждого тура непохожа на предыдущую. Да и подача, с которой Amorphis играют свои «нетленки», всё время разная. В творческой форме музыкантов сомневаться не приходится, а альбом «Queen of Time», в поддержку которого гастролируют они сейчас — один из лучших в дискографии группы. Словом, и этот концерт из тех, что никак нельзя пропустить! Тур в честь прошлогоднего релиза начался в июне, его российская часть охватила, кроме приличных двух столиц, и регионы — стартовали гастроли в Хабаровске, дальше были Владивосток, Новосибирск, Екатеринбург, Самара и, наконец, Москва с Петербургом.
На подступах к клубу, что в здании бывшего станкостроительного завода на улице Орджоникидзе, большого оживления не чувствовалось. И вид танцпола заставил ёкнуть: народу было мало. К счастью, публика подтянулась позже — видимо, не все хотели «расширять кругозор» за счёт группы разогрева. И на этот раз их можно было понять: итальянские металлисты Animae Silentes, спецгости на концертах в Москве и Питере (видимо, транссибирское путешествие оказалось им не по карману). Не лучший из «саппортов», но и не безнадежный. Играли они гремуче-непонятную смесь: то пауэр, то классический готик-рок а-ля Sisters of Mercy, то лав-метал, то даже дарк-готика на стыке с дум-дэтом. Вокалист Рок Рамон то голосит пронзительным и чувственным высоким голосом, как Рой Хан, то хрипит подобно Биллу Стиру из Carcass или Микаэлю Станне из Dark Tranquillity, то вещает глубоким низким голосом, подобно Энди Элдричу или Юркки 69. Подпортил впечатление постоянно отключавшийся микрофон.
Выглядело это выступление так, словно итальянцы проплатили своё участие на этом празднике жизни. Сценическая подача у Animae Silentes пока тоже далека от совершенства. Она не то, чтобы вялая, но однообразная. Четверо музыкантов, имеющие возможность хоть как-то двигаться по сцене с инструментами, перед началом каждого нового номера становились к залу задом, ждали от барабанщика команды-отсчёта старта новой композиции, после чего разворачивались, и… как будто отрабатывали время пребывания на площадке. Нет, они не стояли, подобно роботам, как музыканты советских ВИА или Nautilus Pompilius, статичность которых только подчеркивала их драйв. Но действительно, за исключением басиста Томаса Валентини, двигались как-то неубедительно и, в пику названия героев вечера, были аморфны.
Amorphis же взяли инициативу с первых аккордов интро, каковым стало удлинённое вступление к «The Bee», «открывашке» из «Queen of Time». Под эти звуки музыканты вышли и заняли «места согласно купленным билетам». Картинка с обложки «Королевы времени» на заднике сцены заиграла всеми цветами осветительных приборов. Кстати, про обложку. Есть одно вконтакт-сообщество, посвящённое, если переводить с нецензурного на нормальный, самым «убогим» метал-обложкам. И «Queen of Time» там подверглась просто убийственной критике. По мнению «специалистов», чего-то там не хватает, а чего-то, наоборот, в переизбытке. А вот увеличенная до нескольких метров и грамотно подсвеченная, она просто радовала взор. А ещё перед ней были конструкции, которые поначалу казались рядом стульев. Мелькала мысль: неужели финны привезли с собой ещё и струнный квартет?.. Однако это были «всего лишь» световые пушки, на разогреве незадействованные. Не скажу за фотокорров, но с точки зрения человека без камеры световое шоу было выше всяких похвал. Звук — тоже практически идеален. Струнные, горловое пение Альберта Кувезина и прочие «ништяки» студийной версии звучали в плейбэках и слышны были разборчиво и чётко.
«Аморфы» на сцене – это парадокс. С одной стороны, они, перефразируя чеховского героя, подобно Спинозе какому-нибудь, не выделывают ногами разные кренделя. Но и не стоят в положении поглотивших швабры киборгов. Они находятся в некоем образе, который цепляет, держит в напряжении и помогает погрузиться в шоу. Только вот микрофон Томи Йоутсена оказался непривычным… или, вернее, слишком обычным после прежней конструкции, напоминавшей рогатый НЛО. Теперь — простой микрофон на стойке, которую временами вздымал в небеса или протягивал, насколько хватало длины рук, первым рядам публики. В остальном – всё в привычном, но, повторюсь, радующем глаз режиме. На авансцене вместе с Йоутсеном ещё один Томи – Койвусаари и Эса Холопайнен с гитарами. Недавно вернувшийся, но уже родной Оли-Пекка Лайне с басом. Все подыгрывают манипулирующему толпой фронтмену, а временами и подпевают ему. На «втором ряду» сцены – два подиума. Слева, если смотреть из зала, ударник Ян Рехбергер за своей кухней, а справа – клавишник Сантери Каллио, отлично видный из-за «трёхрядки» окружающих его синтезаторов.
Сет-лист – на радость тем, кто не застрял в дум-дэтовом прошлом Amorphis. И особо – на радость тем, кто способен оценить прогресс группы с каждым новым альбомом. Песни с «Queen of Time» заняли добрую половину выступления. Целых шесть номеров! Ещё три – с его предшественника «Under the Red Cloud». Из того, что было «бальзамом на уши» любителям 90-х и песен, которые пел ещё Койвусаари, прозвучал «Black Winter Day», своеобразный «дым над водой», без которого попросту немыслим ни один концерт Amorphis. Он стал финальным в основной программе. После этого – бис с «Death of a King» и суперхитовым «House of Sleep», который группа спела вместе с публикой. Кстати, только тут и обратил внимание, что подпевал-то почти полный, не битком, но больше чем на три четверти заполненный зал!
Увы, с финальными аккордами «Усыпальницы» гитаристы начали разбрасывать медиаторы, а в колонках зазвучал кавер-пародия на только что отзвучавший номер в исполнении неугомонных финнов-алкоголиков Elakelaiset. Под эти подчёркнуто фанерные звуки Amorphis запечатлевались на фоне московской публики. На родном языке хедлайнеров песня эта называется «Vaivaistalossa» и рассказывает об отключке и (нетрезвых, естественно), снах в бунгало, в котором оказывается лирический герой вечером трудного дня после возлияний и бодрого отплясывания хумппы.
Вечер удался. Пусть концерт длился менее полутора часов вместе с бисом. С одной стороны, чисто по-человечески надо понимать, что группа даёт концерты практически каждый вечер, а потому форма формой, а силы силами. С другой – сыграй они на час больше, большинство из трёх тысяч зрителей всё равно ушло бы с ощущением «хорошо, но мало». Даже если этот дополнительный час составляли бы только песни «времён Коскинена»…
Сет-лист: The Bee, The Golden Elk, Sky Is Mine, Sacrifice, Message in the Amber, Silver Bride, Bad Blood, Wrong Direction, Daughter of Hate, Heart of the Giant, Hopeless Days, Black Winter Day. Бис: Death of a King, House of Sleep.
Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Анна Орлова.
Благодарим Марину Шильникову (Spika Concerts) за аккредитацию.
Все фото:
Amorphis и Animae Silentis в Москве
15 марта 2019 г. ГлавClub Green Concert Spika Concerts Фото: Анна Орлова. Благодарим Марину Шильникову (Spika Concerts) за аккредитацию. ...
15 марта 2019 г.
ГлавClub Green Concert
Spika Concerts