Uppsala Progressive Folk & Rock Festival 2017: Цветы прог-фолка в летнем саду
Сентябрь 23, 2017
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Uppsala Progressive Folk & Rock Festival 2017: Цветы прог-фолка в летнем саду

В Швеции проводится немало прогрессив-роковых фестивалей, и не только в Стокгольме. Например, в одном из старейших городов страны, Упсале, уже много лет проходит Uppsala Progressive Rock Festival. Точнее говоря, именно так он назывался до прошлого года, когда состоялся 10-й, юбилейный форум. А потом, как это часто бывает, формат мероприятия слегка поменялся, а точнее, расширился – к прогу добавился ещё и фолк. Ну, а место проведения осталось тем же – открытая эстрада Parksnäckan в центральном городском саду Упсалы. Место в высшей степени приятное и обжитое – судя по афише, в тёплое время года концерты здесь проходят часто.

Решение посетить Uppsala Progressive Folk & Rock Festival родилось ещё в мае, когда стал ясен состав – три «героя» шведского прог- и фолк-рока 70-х: Мерит Хеммингсон, Kebnekajse и нынешняя инкарнация Kaipa по версии Ройне Столта – Kaipa Da Capo. Четвёртый участник был объявлен гораздо позже – им стала молодая группа Siri Karlsson. В целом для любителя скандинавской музыки – веская причина, чтобы купить билеты на самолёт и фестиваль, а заодно повидать старых и новых друзей.

Правда, 2 сентября погода не была столь тёплой и солнечной – с утра шёл дождь, и прояснилось лишь к самому началу фестиваля. К тому же по неведомой причине автор сих строк пошёл вдоль речки Фюрис не в ту сторону, так что к началу мероприятия опоздал. Сет Siri Karlsson был в разгаре… Не сказать, что в «партере» к тому моменту собралось много народу – на вид не больше ста человек. Деревянные скамейки, располагающиеся напротив сцены амфитеатром, были мокрые – хорошо, что с собой был плащ! Народ тоже пришёл с плащами, куртками, термосами с чаем, а с краю сцены стояли большие коробки с пледами – можно было брать и греться. На самой сцене большая часть приборов была укрыта полиэтиленом.

Siri Karlsson оказалось вовсе не именем исполнительницы, как я предполагала вначале, а названием дуэта, состоящего из двух девушек, Сесилии Эстерхольм (нюкельхарпа, вокал) и Марии Арнквист (саксофон, клавишные, вокал). Для сценического выступления к ним присоединились барабанщица и гитарист, чьих имён, к сожалению, не удалось запомнить. Почему же так названа группа? Возможно, в честь того самого Карлсона, ведь познакомились основные участницы во время работы над документальным фильмом об Астрид Линдгрен. Сесилия и Мария были одеты в яркие квазифольклорные костюмы, состоящие из богато украшенных головных уборов (чем-то напоминавших славянские) и разноцветных струящихся платьев – в общем, весьма экзотично, что само по себе делало шоу. А исполняли они совершенно волшебный психофолк с полуимпровизационным вокалом, тоскливо-щемящим саксофоном и жужжащими звуками нюкельхарпы (шведский народный клавишно-струнный инструмент). Так что Siri Karlsson – это не просто «рок в кокошниках». Это очень тонкое слияние северного и среднеевропейского фолка, психоделии, инди-рока и современного бита. Музыка донельзя меланхоличная, под которую хочется грустить в дождливую погоду, и в то же время танцевать. У Siri Karlsson вышло уже четыре альбома, так что есть из чего выбрать любителям нестандартной музыки. Жаль, что не получилось послушать их побольше.

На сцене шли перестановки, и появилось время оглядеться. За рядами скамеек располагались шатры с мерчандайзингом (виниловый магазин Skivbörs приехал из Энчёпинга), столиками для перекусов, а также палатки с едой. Там же шла тусовка музыкантов и особ к ним приближёных. В общем, всё как положено на фестивале, пусть и маленьком. Между тем на сцену вышла «королева шведского фолк-грува», органистка Мерит Хеммингсон. Выглядела одна из основательниц шведской фолк-джаз-сцены как всегда прекрасно и была одета по-летнему изящно, тогда как её давний коллега барабанщик Ула Хультгрен не рискнул расстаться с осенней курткой. Мерит мне доводилось видеть дважды – в Москве на прошедшем без должной помпы концерте в «Китайском Лётчике» и на Sweden Prog Fest 2015, причём в первом случае она играла на синтезаторе Nord C20, во втором – на настоящем огромном Хаммонде, из-за которого её почти не было видно. На открытой же площадке в сырую погоду, понятно, ни один хаммонд бы не выдержал, а потому под руками Мерит был двухмануальный электроорган Mag Custom. Честно говоря, различия в саунде не назовёшь существенными – звучало чудо чешского (!) органостроения весьма достоверно. Может быть, потому, что звук шёл через настоящий Leslie-кабинет, на котором, что интересно, красовалась деревянная сова – вероятно, амулет и символ самой Мерит. (На порталах справа можно было заметить плюшевого котёнка – кого он охранял и что символизировал, не знаю, но после выступления Хеммингсон тоже исчез).

В 2016 году у Хеммингсон вышел новый альбом, названный просто «Merit», но звучали в основном вещи из уже хорошо знакомого «Hommage till Jan» (2014), и более ранние – марши, польски (шведско-финский танец, близкий польской мазурке), гимны. Мерит подпевала органным мелодиям своим спокойным, слегка потусторонним голосом, а закончился основой сет джазовым соло на ударных. На бис же был исполнен «Jämtländsk brudmarsch” («Свадебный марш из Емтланда»), торжественный и одновременно хулиганский, чей припев, опять же, всё время напоминает мне какую-то то ли славянскую песню, то ли советский эстрадный хит.

Kebnekajse – легендарная шведская фолк-прог-группа родом из 70-х, названная по имени самой высокой в Швеции горы. Команда приехала на фестиваль из Готланда, где накануне выступала на другом крупном рок-форуме. Такая активность радует, ведь лидеру Kebnekajse гитаристу Кенни Хокансону уже за семьдесят. Впрочем, он в прекрасной форме, как и его коллеги. К слову сказать, выглядит ансамбль весьма экзотично: во-первых, в нём два басиста, Йоран Ларегберг и Томас Нетслер, во-вторых – темнокожий перкуссионист Хассан Бах, такой же, как остальные, «олдовый» ветеран с седою уже бородой. Хассан приехал в Швецию из Гвинеи-Конакри ещё в конце 60-х, но это отдельная история (к которой мы вернёмся в готовящемся интервью). Бах расположился по центру сцены вместе со своим «ушастым» африканским барабаном джембе и прочей необычной перкуссией. Дополнили компанию второй фронтмен – скрипач Матс Гленнгорд, а также барабанщик Пелле Экман. Матс таким свойским движением нацепил куртку на микрофонную стойку, что вспомнилось: «Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант…» Опять же, есть общее между нашими бардами и их спельманами. Сбоку от сцены тем временем развернулся минирынок, где боевые подруги Kebnekajse предлагали вниманию публики диски и футболки, а заодно пританцовывали и снимали видео.

Исполняют Kebnekajse почти исключительно обработки шведских народных фолк-мелодий – тех же польсок, «прогулочных» наигрышей, маршей. Впрочем, уже когда во время саундчека один из басистов стал разыгрываться на песнях Beatles, стало ясно, что группа вряд ли преследует чисто этнографические цели, скорее её задача – установление «мостика» между фольклором и молодым поколением. Прозвучали как мелодии из двух самых известных альбомов Kebnekajse 70-х годов, так и из более поздних, в том числе последнего на данный момент «Aventure» (2012). Группа играла достаточно тяжело и при этом очень зажигательно, так что порой тоже хотелось пуститься в пляс, а ритмические акценты и соло на африканских барабанах только подстёгивали это желание.

Нужную долю психоделичности добавляли импровизационные вступления к некоторым номерам, ради которых Матс Гленнгорд менял электроскрипку на гитару. Музыка звучала по большей части инструментальная, за исключением одной вещи, где Кенни Хоканнсон исполнил вокализ в унисон с гитарой – его высокий голос звучал очень красиво и трогательно, и жаль, что он больше не пел! Это был «Vallåt efter Britta Jansson» – пастуший наигрыш, превращённый Kebnekajse в грустную балладу с весьма замысловатой мелодией. Так Kebnekajse продолжают черпать из вечного источника народной музыки, а нам остаётся только наслаждаться искусством этих современных спельманов.

Наконец, ещё примерно 20 минут перестановок (которые я провела за сценой, беря интервью у Kebnekajse – о счастье, в гримёрке было тепло!), и перед нами хедлайнеры вечера Kaipa Da Capo. Синий «задник» с викингом авторства Рика Якоби контрастирует с красным – курткой Ройне Столта, «Рикенбекером» Томаса Эрикссона, шарфом Макса Лоренца, деревянным потолком. На выступлении Kaipa Da Capo тоже доводилось побывать – это было на Sweden Prog Fest 2014, и тогда группа только собралась, исполняя целиком и полностью материал 70-х годов. С тех пор команда провела несколько туров, сыгравшись и обкатав программу. И самое главное – теперь в её арсенале долгожданный новый альбом «Dårkskapens Monotony» (2016)! Естественно, что на него делался акцент в сет-листе. Свежие песни воспринимались восхитительно, жаль, в композиции «Det Tysta Guldet» не прозвучали живьём вокализы Мерит Хеммингсон (которая спела их на диске) – а ведь могли бы, но, видимо, гранддама шведского фолк-рока на тот момент уже уехала… так что отдуваться на неё пришлось Ройне.

Снова в строй вернулся клавишник Макс Лоренц, временно «выпадавший» из обоймы ввиду травмы ноги – его органно-«нордовые» партии звучали очень внушительно. Фронтмен-вокалист Михаэль Столт покорил публику своим нехарактерным для рок-музыки низким голосом, а ритм-секция в лице ветеранов состава, барабанщика Ингемара Бергмана и бас-гитариста Томаса Эрикссона, создавала достойное основание всем сложным и прекрасным переплетениям мелодий, контрапунктов, вдохновенных гитарных соло. Весомо прозвучала вещь «Tonerna», по всей видимости, слегка сокращённая, ведь в оригинале она идёт 17 минут… А из старого были исполнены балладная «Sist på plan», горделивый инструметал «Korståg» и, в качестве финала, «Total Förvirring» c её острым, диссонантым началом, игрой мажора и минора – и гармоничным завершением, которое подытожило не только выступление Kaipa Da Capo, но и весь фестиваль.

К этому моменту мероприятие вышло из регламента где-то на полчаса, публика (да и сами музыканты) замёрзли окончательно, охрана стала вежливо всех выпроваживать… Но позитивное настроение осталось надолго. Ведь, что ни говори, послушать такие группы в одно время в одном месте – это счастье!
На следующий день я решила осмотреть парк при свете дня. Там было много интересных скульптур и милых уголков, весёлый паренёк с флейтой зазывал меня в Parksnäckan на фестиваль студенческих оркестров, но пора было уезжать из Упсалы… Надеюсь посетить древнюю столицу Швеции в будущем году – и увидеть не менее сильный состав «прог-и-фолковых» коллективов.

Елена САВИЦКАЯ
Фото автора.

Общее впечатление

Упсала (Швеция), Parksnäckan
2 сентября 2017 г.

Елена Савицкая

Елена Савицкая