The Flower Kings/Sound of Contact: Пересекая Границы
Май 20, 2014
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

The Flower Kings/Sound of Contact: Пересекая Границы

Markhalle,progressive rock,Sound of Contact,The Flower Kings,Гамбург,Германия, «Если нельзя, но очень хочется, то можно», — говорил автор этой статьи сам себе, оформляя шенгенскую визу, покупая билеты и бронируя гостиницы. Конечно, главная цель поездки была совсем иная (а именно – научная конференция в Даугавпилсе, Латвия), а посещение концерта The Flower Kings в Гамбурге служило всего лишь приятным бонусом.

Но совместить полезное с приятным удалось столь удачным образом, что оставалось лишь удивляться, как это оно всё «просто совпало».

С момента своего приезда в Москву в 2012 году The Flower Kings проводили уже третий европейский тур. Поводов для визита на их концерт было хоть отбавляй: у группы вышел новый альбом, в этом году ей исполняется 20 лет (если считать с выхода альбома Ройне Столта «The Flower King»), да и вообще, трудно быть фанатом… К тому же, именно в Гамбурге живет редактор нашего сообщества в «Фэйсбуке» Максим Белицкий, с которым тоже хотелось повидаться.
Город встретил дождливой прохладной погодой, но всё равно был прекрасен. Знаменитый гамбургский порт как раз отмечал день рождения – в акватории проходил грандиозный ежегодный парад кораблей. Торговые и военные суда, пассажирские теплоходы, старинные парусники, юркие прогулочные катерки и даже гребные лодки «тусуются» туда-сюда по водам Эльбы, а огромный паром «Queen Elizabeth» стоит на приколе у причала, и его можно легко принять за небоскреб. Удивительное сочетание колокольного перезвона, звуков фейерверка и пароходных гудков, оглашавших весь город днем и ночью, стало своеобразным саундтреком к путешествию.

Изначально TFK должны были выступать в паре с проектом Daniel Gildenlow & Friends, однако серьезная болезнь лидера Pain Of Salvation внесла коррективы в эти планы. В результате в первой половине тура «Цветочных королей» сопровождала группа их басиста Йонаса Рейнголда Karmakanic, во второй – британский коллектив Sound Of Contact, собранный сыном Фила Коллинза, вокалистом и (что не удивительно) барабанщиком Саймоном Коллинзом. Музыка Sound Of Contact, впрочем, впрямую не напоминала Genesis – скорее, это прог уже нового поколения, вскормленный на Porcupine Tree и всевозможном «постмариллионе». Группа, в арсенале которой пока только один альбом, звучала достаточно плотно и уверенно, разве что вокал Саймона вызывал кое-какие вопросы, а вот когда он садился за вторую ударную установку, все становилось на свои места. Судьба отпрысков «великих» сложна, и ты обречен на сравнения. Мог ли выбрать иной путь Коллинз-младший, ездивший в детстве с Genesis на гастроли – вопрос для интервью, которое когда-нибудь хотелось бы сделать.

В перерыве мы прогулялись к столикам с мерчем – футболки Sound Of Contact и Flower Kings, старые и новые диски – разве что нового «Desolation Rose» нет, не странно ли? Наверное, всё уже распродали… А вот народу на концерте было разочаровывающе мало – в зале размером примерно с московский «Б2» бродило человек сто. Погода ли тому виной или тот факт, что TFK уже выступали в этом же клубе год назад совместно с группой Нила Морса (тогда зал был полон) – сказать сложно. На других концертах тура, по свидетельству очевидцев, посещаемость была выше. Зато все желающие смогли расположиться прямо перед сценой, к чему и призвал Ройне Столт. «Присоединяйтесь к семье», — с невозмутимой улыбкой сказал он, и зазвучали первые аккорды «Tower One». Новые композиции воспринимались очень свежо и ярко. Несмотря на то, что лично мне поначалу довольно сложно было «въехать» в материал «Desolation Rose», к моменту концерта сумрачный драматизм новых песен улегся на душу. И почти «попсовая» мелодика главного хита альбома — «Desolation Road» (только на концерте, между прочим, дошло, что она на 7/4!), и сгущенная меланхолия «The Resurrected Judas» — всё было очень уместно в этот дождливый вечер.

Впрочем, сами музыканты отнюдь не выглядели грустными – они шутили, переглядывались между собой и поклонниками, половину которых они, казалось, знали если не по именам, то в лицо. Стало заметно, насколько возросла «связка» между Йонасом Рейнголдом и барабанщиком Феликсом Лерманном, которого немецкие слушатели приветствовали особенно тепло. А клавишник Томас Бодин, вокалист/гитарист Хассе Фрёберг и лидер группы Ройне Столт, казалось, просто парили в этом потоке прекрасных звуков и мелодий. К слову, со звуком в Markthalle не было никаких проблем – всё-таки когда группа возит все оборудование с собой, у каждого по три гитары (в случае с Бодином – клавиатуры), и даже на знаменитых усилителях «Orange» скотчем отмечено то место, куда должна ставиться головка микрофона, саунд по определению программируется на 100 % возможного. Да и само восприятие куда расслабленнее – без беготни, суеты, нервотрепки…

После новых вещей настало время «старенького», когда «мы были чуть моложе, а хаер — длиннее», как пошутил Ройне Столт, вызвав недоуменный взгляд завешанного кудрями Бодина. Подарком поклонникам стало длинное медли из трех вещей – «Stardust We Are» (pt. & II) / «Big Puzzle» / «Garden Of Dreams». Последняя в оригинале длится почти час, так что мы смогли насладиться лишь небольшой ее частью, но какой! Тонкие переходы от одного раздела к другому захватывали дух. А затем грянул «Numbers» — получасовой эпик с предыдущего альбома «Banks Of Eden», вещь сравнительно новая, но тоже уже хит! На этой композиции группа показала и всё свое мастерство, и умение создавать настоящий драйв. А на бис было припасено совсем уж «сладкое» — два кавера, «Soon» Yes и «Cinema Show» Genesis. Если до концерта еще находились скептики (как я), считавшие, что лучше бы The Flower Kings исполнили побольше собственных композиций, то потом их сомнения рассеялись, настолько волшебно прозвучали эти классические вещи. Абсолютное парение началось с того самого момента, как Хассе взял первые хрустальные ноты «Soon» – его голос звучал удивительно похоже на андерсоновский («и в той же тональности» – скромно уточнил потом певец). А для исполнения дженезисовской нетленки к The Flower Kings присоединились участники Sound Of Contact – Саймон Коллинз сел за вторую ударную установку, а вот главную вокальную партию очень убедительно исполнил гитарист Рэнди Макстайн (по совместительству – лидер собственной команды Lo-Fi Resistance). Таким образом образовался мощный grand finale – со всеобщими поклонами и братаниями. А затем музыканты еще долго общались с поклонниками в холле – раздавали автографы, фотографировались и даже делали «глупые сэлфи» на айфоны фанатов. Группа наконец получила в подарок «ИнРок» №56 с фотографией Ройне на обложке — найдите десять отличий! На следующий день их ждал последний концерт тура в Копенгагене, а меня – самолетик в Ригу, и еще целый день прогулок по старинному городу…

В послеконцертном разговоре Ройне сообщил, что у него нет никаких ближайших планов насчет Flower Kings и вообще будущее группы «покрыто мраком». Хочется всё же верить, что после успешного возвращения и двух замечательных альбомов команда не уйдет снова в тень, а будет и дальше радовать поклонников регулярными гастролями, вдохновляющими встречами и новой музыкой, для которой не существует границ.

Елена САВИЦКАЯ
Фото: Елена Савицкая, Максим Белицкий.
Благодарим Максима Белицкого и Наталью Потапову за гостеприимство и прекрасную компанию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер