Alex Rostotsky «Songs Of Lake Victoria And Russian Plains» (2013)
Май 10, 2014
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Alex Rostotsky «Songs Of Lake Victoria And Russian Plains» (2013)

ethno fusion 8/10
Alex Rostotsky

Европейцы по-разному адаптировали, «переваривали» африканскую музыку – вспомним хоть Пола Саймона и Deep Forest. Пришло и наше время. Уже второй альбом Алекса Ростоцкого (JazzBass Theater) водит слушателей по небывалому пути. Его увлечение синтезаторами, наследующее легендарному Джо Завинулу (Weather Report), соединяется с работами Алекса над академической и старорусской музыкой и выстраивает необычную архитектуру релиза.
Просто ли думать две мысли одновременно, или, допустим, жонглировать, не путаясь, двумя наборами предметов? Перед нами альбом – пример такой виртуозности мышления. Стили и влияния смешаны у известного джазмена в оригинальных пропорциях. Оставаясь джазовым по языку, альбом звучит совсем не телесно. Он и мечтательный, и танцевальный. Африканский вокал первой вещи и медитативнвая электроника задают этот специфический стиль. Можно обнаружить академические влияния. Допустим, в композиции «It Is Raining Outside» кажется, что в аккордах электронного баса под русский народный распев выглядывает сам Мусоргский, подмигивает – и музыка взлетает до небесных красот.
Среди элементов композиций – «люлюшки-люли» под змеящийся звук саксофона, аккорды, напомнившие и Завинула, и Немена, и Гэбриела; и вокал, показательно неспешный, будто летающий над аккомпанементом, оставляя привкус фэнтази. Этно-фьюжн Росоцкого – смесь остротворческая и захватывающая, уровень музицирования высок, но у нас в стране трудно представить такую музыку – это скорее может стать экспортным вариантом высокого качества.
Большую часть музыки создает сам Ростоцкий – электроника, сэмплеры, вокодеры, плюс Тимур Новиков на саксофоне. Плюс пение прекрасной Таисии Краснопевцевой, которая точно дозирует эмоции и транс. Вокал Таи участвует и в поединках и в спевках с африканцами и солирует в фолковых фрагментах. Голоса сплетаются, слетаются – альбом строит общечеловеческую ауру. Это несложный ритуал – люди красиво танцуют и радостно, спокойно поют. Альбом получается слушать не задумываясь – что это за язык, что за ритм. Русский – ок. Нерусский? – хорошо!
Африканские певцы – знакомые Ростоцкого по его гастролям и поездкам, в ходе которых он нащупал много точек соприкосновения с культурой далекого континента. Вышло так, что его рисунки оказались абсолютно созвучны тамошней культуре. Такой опыт не просто уникален – он удивителен по самой сути. Алекс вписался в ту культуру, не потеряв ни на секунду идентичности – ни российской, ни джазовой. Свободно и сосредоточенно сходятся архетипы и манеры – джаз с русским мелосом, фьюжн с африканскими напевами.
Ростоцкий обрабатывает народные песни, но назвать один народ, пожалуй, тут не удастся. Это три вселенные, которые в кружении звуков радостно находят друг в друге общие черты, мысли и поводы поговорить.

Владимир Импалер

Владимир Импалер