Black Sabbath «13» (2013)
hard rock 8/10
Virgin/Universal
Этот альбом стал притчей во языцех еще до своего выхода – по двум причинам: во-первых, интерес к нему был естественным следствием как объективной оценки творчества бирмингемского квартета и не только, ибо наверняка подогревался менеджментом сверхпопулярного в Америке Оззи; во-вторых, тут не обошлось без скандала, так как одного из отцов-основателей не устроили предложенные условия реюниона. Поэтому вышел недо-реюнион. Давайте скажем правду: «Блэк Саббат» по-настоящему может быть лишь с Биллом Уордом. Ну, и с тремя музыкантами, которые в итоге (плюс ударник Rage Against The Machine Брэд Уилк) и записали первую полноценную студийную пластинку почти классического состава за 35 лет. Рецензируя её немного постфактум, мы можем без излишних и, главное, поспешных эмоций проанализировать результат. В качестве события, в качестве музыкального явления, в качестве альбома «Блэк Саббат», наконец. С первым пунктом всё шикарно: признание получено не только от критиков (мало кто из них всерьез горевал, что ритм-секция играет «не вместе»), публика деньгами показала, кто сейчас в тяжёлом роке главный. Проще посчитать по пальцам страны, где этот диск не оказывался на первом месте в хит-параде. И это справедливо – песни и музыканты подходят друг другу, они слушаются как единое целое. Однако говорить, что это прямо невесть какой шедевр, что это лучше любого из альбомов классического «Саббата», в корне неверно. Во-первых, продюсирование здесь таково («виноват» Рик Рубин), что первые две вещи, будучи неплохими, похожи друг на друга по схеме. Во-вторых, откинув качество звука (увы, как это вышло у Рубина и с «Металликой» в 2008-м, сильно перегруженного) хорошие песни в принципе всё-таки имеют некоторый налёт искусственности, видно, что их создавал тот, да не тот «Саббат». Игра Гизера менее отчётлива, её почти «утопили» в миксе, а Оззи, как нетрудно догадаться, даже в студии уже не может петь «как тогда» – пронзительного, душещипательного Оззи больше нет. Впрочем, это все равно получше, чем сольный мистер Осборн последних лет 20, да и Айомми в означенный период отметился не самыми каноническими (читай – приятными на слух) работами, если брать за точку отсчёта «тот» Black Sabbath, который из 70-х. А здесь связь прямая, порой даже слишком, и в новых вещах то и дело слышаться аллюзии на саму «Black Sabbath», «Dirty Women «и много чего еще из классики их уникального некогда жанра. Но, как говорится, хозяин-барин, – они имеют на это право. Просто это сразу понижает статус работы: она просто признак того, что эти люди еще могут записываться, и неплохо. И последний вопрос: явление ли? На фоне современного серого, перегруженного звуковым мусором и штампами четырёх десятилетий тяжёлого рока – безусловно. Но достаточно ли этого, чтобы войти в историю?