Февраль 2, 2014
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Moscow Metal Madness: Да здравствует громкость!

Arida Vortex,Battle Beast,Dark Moor,Foreign,Morton,power metal,Scanner,Клуб,Москва,обычный Концертное агентство Delta Mekong Concerts решило подарить металхедам в последний день осени настоящий праздник. Задолго до фестиваля автор этих строк (чего греха таить?) начал грезить этим днём, отменив все возможные дела. Шутка ли – увидеть в один вечер несколько любимых команд!

Аббревиатура названия фестиваля разве что слегка позабавила… Печально известный бренд «МММ» у многих вызывает ассоциации с «полем чудес в стране дураков». К чести организаторов, на «Метал-Безумии» всё было «без дураков».

Переступив порог клуба Volta в 18:44, то есть за пятнадцать минут до объявленного начала концерта, я услышал, что Arida Vortex уже играют. Как выяснилось – вторую композицию. Быстро преодолев гардеробные и аккредитационные барьеры, поспешил в зал. Первая неожиданность — второй гитарист. Им оказался Павел Жданович (Mindset, Galathea, ex-«РарогЪ», ex-Bear Beer). Как выяснилось, группа рассталась с Владимиром Будником («Троя»), и Павел выступал с «Вортексами» первый раз. Жданович показал себя самым лучшим образом — отлично вписывается в коллектив, на сцене не теряется, звучит. Хотя саунд концерта в целом – предмет отдельного разговора. Общий уровень громкости зашкаливал, и любимые композиции смешивались в трудноперевариваемую кашу. В остальном старт фестиваля состоялся. Arida Vortex раскрепощённо покуражились, задав вечеру правильный тон. Как и у остальных участников феста, их сет-лист состоял преимущественно из англоязычного материала. Под занавес своего получаса фронтмен Андрей Лобашёв по-английски объявил единственный русскоязычный номер «Аве, Рок!».

Сет-лист: Reborn, The Mirror Inside, Vortex, Imagination, Aве Рок!

Вторыми были Morton. Для меня эта славная украинская формация до фестиваля была «тёмной лошадкой». (У группы в «активе» всего-то один полноформатный альбом и «ипишка».) Пришлось устранять сей досадный пробел «вживую». Порадовало ли такое знакомство? В какой-то мере да. Несмотря на то, что со звуком повезло киевлянам меньше всего. В сравнении с Arida Vortex даже показалось, что стало потише, но возникла проблема с балансом – особенно «провален» был вокал Макса «Мортона» Пасечника. Но всё же если у группы есть потенциал, то и самый плохой звук не помешает себя показать. Вот и Макс как мог пел, часть публики ему активно подпевала, а оба гитариста, Сергей Сершень и Роман Скоробагатько, знали своё дело и поддерживали фронтмена. Барабанщик Дмитрий Смотров тоже отыграл безукоризненно. Ну и пусть прозвучали не по задумке! Зато адаптировались и отыграли без тени смущения. Отсутствие на сцене (но не в звуковой картинке) баса, поначалу бросившееся в глаза, прекратило напрягать где-то к середине открывшего сет номера «Azrael». В конце концов, Morton не первые, кто делают шоу без живого басиста, и наверняка не последние. Достаточно вспомнить Powerwolf, Dark Tranquillity, а если углубиться подальше «в века», тех же The Doors…

Сет-лист: Azrael, Sleeping King, Brotherhood of Light, Fake God, Werewolf Hunt, Eaglemark, Oblivion

Испанцы Dark Moor приехали в Москву во второй раз. Первый их концерт состоялся в 2009 году в клубе «Х.О.», ныне ушедшем в историю. Тот зал, совсем небольшой, казался более-менее забитым публикой, а площадка «Volta Club» к выходу испанцев оказалась, говоря словами оптимиста, полна лишь наполовину. Но это не помешало музыкантам раскачать публику практически с первых аккордов. Сет-лист плотно базировался на композициях последнего альбома «Ars Musica». Это всё тот-же сладкозвучный мелодик-пауэр с симфоническими подложками. Надо сказать, сейчас композитор/гитарист Энрик Гарсия перестал заимствовать мелодии у Чайковского с Бетховеном (и у других симфонистов-романтиков). Да и раньше эти цитаты, временами более чем развёрнутые, всегда были лишь вспомогательным инструментом для донесения собственных идей.

Нельзя не отметить, что материал, знакомый по альбомам (а он настолько хитовый, что к памяти прилипает едва ли не с первого прослушивания), на концерте звучал несколько иначе, чем в записи. Причиной тому уже не пресловутая акустика клуба «Volta», а аранжировки, явно нацеленные на живое выступление. И пусть симфонические партии звучат подложками, группа и не пытается выдавать их за живую игру. Разумный баланс был налицо, да и звуковая картинка наконец-то стала восприниматься легко и доходчиво. Сет Dark Moor по саунду был, пожалуй, лучшим. Часовая программа увлекла так, что пролетела в одно мгновение. Публика была радостной и воодушевлённой. В общем, угодили!

Сет-лист: First Lance of Spain, Together as Ever, Before the Duel, This Is My Way, Living in a Nightmare, The Road Again, Tilt at Windmills, For Her, Love From the Stone, The Chariot

К выходу самых ожидаемых публикой (судя по её настроению) финнов Battle Beast народу если и прибавилось, то незаметно. Раскачивать народ, обильно разогретый испанцами, не пришлось. С первых аккордов секстет под предводительством Антона Кабанена дал самой что ни на есть металлической гари. Грязноватый с налётом гаражности метал-саунд никого не смущал, а и если он и не вышел безукоризненным, команда с лихвой компенсировала это своим задором.

Умение сделать шоу из одного появления на сцене дано далеко не всем артистам, но здесь с этим был полный порядок. Шквальная энергетика Battle Beast достигается командной игрой, в которой задействованы все участники на равных. Четверо инструменталистов (включая клавишника с синтезатором на ремне наперевес), всю дорогу находившиеся на переднем крае сцены, не только подпевали вокалистке (гораздо заметнее, чем на записи), но и на равных общались с публикой. Преимущественно на английском, но Антон Кабанен обронил несколько слов и по-русски.

Фронтвумен Ноора Лоухимо покорила своим воинственным видом зал ещё до того, как запела. Сет-лист состоял преимущественно из песен со второго диска, записанного после ухода предыдущей вокалистки Нитте Вало. Не было никаких сомнений, что Ноора достойно заняла место у микрофона, особенно когда она спела один из треков с первого альбома — «Cyberspace». Тут уж впору было затрясти головами даже самым унылым скептикам. Сет Battle Beast пролетел так же молниеносно, как и выступление Dark Moor. Но это «мгновение» было из тех, в которые перед глазами проскакивает несметное количество картин и образов. Как бы ни были прекрасны Battle Beast, встреча с ними была из серии «хорошо, даже отлично, но мало». Казалось, и музыканты способны играть не час, а как минимум два, но, увы, регламент… Очень хочется надеяться, что в обозримом будущем финский ансамбль ещё порадует московскую публику полноценным сольником. От себя добавлю, что из молодых коллективов, которые мне довелось наблюдать живьём за последние пару-тройку, Battle Beast на сегодня — самый впечатляющий.

Сет-лист: Let It Roar, Cyberspace, Out on the Streets, Neuromancer, Raven, Into the Heart of Danger, Kingdom, Black Ninja, Enter the Metal World, Out of Control

Легенда немецкого спид/пауэр-метала Scanner была «вишенкой на торте» для наиболее продвинутой публики. В отличие от остальных участников «MMM», группа играла в России впервые. Последний, пятый на сегодняшний день альбом «Scantropolis» вышел в 2002 году. Да и тот кардинально отличался от предшественников: во-первых, женским вокалом, а во-вторых, мягкостью и даже некоторой «попсовостью». Так что с момента выхода последнего характерного для Scanner творения «Ball Of The Damned» прошло целых шестнадцать лет. Немудрено, что часть аудитории уже не решается на поход в клуб на концерт кумиров молодости – «в свои-то годы» или ещё по каким-то подобным факторам.

В целом, большинство публики на концерте – от 30 до «слегка за» 40, чуть меньше – тех, кто старше, ещё меньше – молодёжи. Можно долго полемизировать, анализировать и гадать, на тему «почему аудитория тяжелых концертов сокращается»… Но это предмет отдельного разговора, посему вернёмся к сету Scanner. После интро зазвучала «Not Alone» со второго альбома «Terminal Earth», запомнившаяся… отсутствовавшей в зале гитарой бэндлидера Акселя Юлиуса. Тот продолжал самозабвенно терзать инструмент (видимо, слышал себя в мониторах – и то ладно). Состав Scanner – еще одна не самая весёлая тема для разговора. От кадровых перестановок коллектив лихорадило, кажется, всегда – и только теперь, кажется, дело идет на лад. Надо отдать должное бэндлидеру: будучи далеко не первой молодости, он не только собрал команду, по духу вполне соответствующую составам 80-х и 90-х, но и удерживает её на плаву.

Выглядевшие его ровесниками второй гитарист Андреас Цайдлер и басист Джонатан Селл — люди того разряда, у которых металл в крови перешкаливает по всем параметрам. Патрик Клозе, практически не видный за ударными, задавал ритм надёжней, чем коллекция швейцарских часов. Ну а центром внимания стал вокалист Эфтимиос Иоаннидис, весьма дюжей комплекции обладатель мощнейшего голоса, с первых нот начавший рвать остатки поредевшей на треть аудитории. Каждый новый номер он предварял речами, изобиловавшими эпитетом «fucking». Есть люди, которые могут выражаться с помощью инвективной лексики так убедительно, что это нисколько не раздражает. У Эфти это немного наигранно, но получается. Весь сет фронтмен пребывал в образе. Может, где-то и переигрывал, изображая метал-вояку, но верили ему многие. Особенно звукорежиссёр. После второй композиции тот как будто подчинился прозвучавшему призыву «Louder!», и вывернул на всю катушку не только громкость гитары Юлиуса, но и ручку общего звука. От запредельной громкости публики перед сценой еще поубавилось. Ближе к финалу концерта ушло столько народу, что можно было без помех подойти к ограждению сцены и наблюдать Scanner на расстоянии вытянутой руки. Радость от встречи с легендой превратилась испытание для ушей, и так подуставших от децибелового шторма. По признанию одного из фотокорреспондентов, громкость «взрывала мозг и не позволяла работать».

Часть самых стойких слушателей, тем не менее, была вознаграждена. Кто-то смог оценить пару номеров со «Scantropolis». С мужским вокалом вместо женского они воспринимались почти как новые произведения. Прозвучала и пара не то ауттейков (к сожалению, автор этих строк знаком только с официальными альбомами), не то новых композиций, которые войдут в новый альбом Scanner, ожидаемый в 2014-м году. Несмотря на позднее время — а к моменту завершения фестиваля часы успели пробить полночь, — так просто «Сканнерам» остатки аудитории уйти не дали, и команда сыграла на бис «Terrion».

Затем был финальный поклон, на который вышли все участники вечера, после чего, на радость фэнам, к ним вышел Аксель Юлиус. Увы, радость была недолгой – через пять минут импровизированной «фотосессии» ее не слишком корректно завершила охрана клуба, разогнав меломанов по домам.

Сет-лист: Not Alone, Puppet on a String, Wonder, R.M.U.,The Legionary, After the Storm, Warp 7, Flight of the Eagle, Hallowed Be My Name, Ball of the Damned, Poseidón, Across the Universe. Бис: Terrion

***
Благодаря агентству Mekong Delta столица уже обрела два многолетних фестиваля, ставших традиционными: Oktobierfest и Depressivefest. Все эти мероприятия, судя по количеству собирающейся публики, явно не имеют коммерческой направленности. Но печально, что проходят эти интереснейшие концерты при полупустых залах. Однако организаторы не только продолжают начатые темы, но и придумывают новые, и фестивали с концептуально подобранным составом становятся традиционными. Так что еть есть надежда, что встречать зиму впредь металхеды станут с «Moscow Metal Madness».

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Наталья Патрашова (с) Headbanger.Ru
Спасибо Delta Mekong Concerts за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер