Iron Maiden: По следам седьмого сына
,Iron Maiden,Москва,обычный,с/к «Олимпийский» Обычно гастроли происходят в поддержку нового альбома. Иногда – к какому-нибудь крупному юбилею, реюниону и прочим значительным событиям. Можно ли анонсировать мировое турне группы с программой, приуроченной… переизданию концертного альбома 25-летней давности? Можно, если эта группа – Iron Maiden.
Как-никак, упомянутый концертный альбом «Maiden England» группа записала на пике славы, записав эпохальный концептуальный диск “Seventh Son Of A Seventh Son”, вещи с которого легли в основу сет-листа. После предыдущего турне, где доминировали вещи со свежего студийника “The Final Frontier” и вообще пост-реюнионовский материал, команда развернулась на 180 градусов в прошлое – ни одной новой вещи вообще! А фэнам именно это и нужно! Плюс возможность услышать заглавный эпик “Seventh Son…” живьем – только ради этого уже стоит сходить на концерт…
Как и предыдущие концерты «Мэйден», этот проводился в спорткомплексе «Олимпийский», который на этот раз был заполнен где-то на три четверти – и на трибунах, и в фэнзоне были заметны пустые места. В окрестностях «Олимпийского» идет масштабная рекнструкция соседней мечети, из-за чего обычная дорога к служебному входу была перекрыта стройкой. Я ткнулся туда, сюда, еще куда-то, всюду тупики, обошел мечеть, которая сбоку — тоже нет, хотя вот он, служебный вход, рядом. Две местные девушки посоветовали перелезть через забор. Я побоялся – примут еще за кого… «А, это же билетные кассы!» — обрадовались двое фэнов, шедших рядом со мной, и ломанулись прямо в мечеть, но быстро поняли свою ошибку.
В конце концов всё нашлось, но начался концерт до неприличного вовремя, и, когда я попал в зал, там уже полконцерта отыграл разогрев. Это были небезызвестные шведы Sabaton, настоящие патриоты… правда, трудно сказать, какой страны – прежде всего Швеции, конечно, но и про «mother Russia» не забыли и очень душевно спели в вещи «Panzerkampf» , посвященной танковой битве на Курской дуге. Такой вот кругозор. По музыке это эпик-пауэр, что-то среднее между Manowar и Stratovarius, публика приняла их очень тепло и даже скандировала название группы. Это всё-таки реальные музыканты, а не чья-то дочка с гитарой…
Билет оказался в кои-то веки не в сектор Жо, а прямо-таки в фанзону (спасибо организатором!), и я послушал таки великую группу современности как надо — вблизи и с неплохим звуком. Хотя про звук было много отзывов, в основном возмущенных – от тех, кому не повезло оказаться на трибунах… Факт в том, что наличие трех гитаристов позволяет группе дублировать функции, и если гитарист А. пилит вдохновенное соло, то гитарист Д. может мочить рифф, а гитарист Я. — вдохновенно прыгать и издавать некое «всзжскрржжжж», которое будет восприниматься как абстрактный нойз из колонок. Потом они меняются местами. Брюса никто не заменяет, он отдувается за всех, меняет наряды, с голосом у него всё прекрасно, во всяком случае, всюду, кроме «Aces High», которую он и в лучшие годы не тянул. На первых вещах, когда Дикинсон был в щегольском сюртуке с фалдами, меня поразила аналогия — он с годами становится всё больше похож на Мика Джеггера. Похожие жесты и телодвижения. Потом иллюзия как-то прошла.
Шоу — сильное, хорошо проработанное, хотя те декорации, по которым он бегал от краев сцены и вверх, какие-то уж очень топорные. Напоминают обтянутые старыми баннерами туалеты на Пустых Холмах. Зато с пиротехникой был прямо какой-то день города — всё пыхало, светилось, сверкало и блестело, даже в середине танцпартера щекам было жарко. Сценический задник менялся почти на каждой песне — что-то из знакомого обложечного риггсовского творчества, что-то незнакомое, но тоже очень душевное.
Часть образов перекочевало в декорации, частью объемные, порой весьма огромные — различные воплощения Эдди, который то восседал над сценой в образе летописца, то баюкал в руке свой желудок, как на обложке «Sevenths Son…» (внутри, в желудке, трепыхался кто-то недоеденный), то бродил, как полагается, по сцене, в каком-то моряцком облачении, и дергал струны харрисовской басухи. На песне «Number of the Beast» cбоку высунулась гигантская красноглазая корова, кивала головой и подмигивала. В «Phantom of the Opera» там же нарисовались трубы «настоящего» органа, за которым рубился загримированный клавишник (или просто статист). Всё не перескажешь, да и не нужно — и так ясно, что англичане притащили в Москву здоровенный цирк с душевными и злобными, отлично подсвеченными декорациями. Звание хэви-группы №1 надо оправдывать!
«Мэйден» — не просто группа, а отлаженный концертный механизм, где все детали в порядке, и сами музыканты — тоже детали этого механизма. Поэтому не стоит удивляться некоторой отрепетированности движений и заученности фраз. (Особенно Брюса заело на словах «Скррррым фо ми, Москва!»). А также тому, что после положенных по сетлисту вещей музыканты вышли, поклонились, покидали в публику разным стаффом (барабанный пластик достался удивительно точно — Александру Ветхову, драммеру «Оргии Праведников»), а все дальнейшие призывы публики оставили без внимания. Хотя звали их очень долго и душевно.
Сетлист, который не менялся в течение всего турне, был абсолютно ностальгическим. Коллега Игорь Швейцер, которому посчастливилось быть на первом концерте Мэйден в России в 1993-м, сказал, что тогда они играли примерно то же самое. Только вещь «Fear of the Dark» тогда была совсем-совсем новой. Но и теперь она — самая поздняя из сыгранного.
Прекрасная вещь, но мечтой и жемчужиной сетлиста стала «Seventh Son Of A Seventh Son». Идеальный мэйденовский эпик, сыгранный на пять с плюсом. И еще один момент живого волшебства «утюгов» для меня — первая, балладная часть «Afraid to Shoot Strangers». Призрачный зеленый свет, Брюс в перекрестье лучей, голос, звучащий ненапряжно и свободно, в идеальном для него низком регистре. Красота… А вот любимые народом боевички типа «Run to the Hills», «Trooper» или «2 Minutes to Midnight» в сравнении с этим как-то слушались слабее. Но… тут уже дело вкуса, а концерт был почти идеален.
Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Игорь Швейцер, Gary Z.
Благодарим Милу Соловьеву («SAV Entertainment») за аккредитацию.
IRON MAIDEN: В ПРОШЛОЕ БЕЗ НОСТАЛЬГИИ
Каждый из нас смотрит на мир сквозь собственную призму – и поэтому редко, говоря об искусстве, мы совпадаем друг с другом во мнении. Но в случае с Iron Maiden едва ли не все ценители тяжелого рока сойдутся на том, что это первоклассный акт. И, что примечательно, он таковым является – и произносить-то вслух страшно! — более 30 лет.
Тому есть масса подтверждений в виде дисков и видеозаписей группы разных периодов, с начала 80-х и по сей день. Да, никакой натяжки: по сей день Iron Maiden — для справки, этим мужчинам уже давно за 50 – играют здорово безо всякой скидки на былые заслуги и возраст. Зрители «Олимпийского», собравшиеся 18 июля, могли сполна оценить, насколько же хороша группа. По-моему, — очень и очень, хотя я поостерегся бы называть её «номером один в металле». Ведь для кого-то этим титулом прочно владеет «Металлика», «Мановар», или «Хеллоуин», или кто-нибудь еще родом из легендарных 80-х. В конце концов, у каждой из упомянутых и не очень групп есть свои козыри относительно «Мэйден», особенно в концертном исполнении. Например, безумная энергетика, хулиганская непосредственность в общении с залом, громкость звучания, импровизации. По упомянутым параметрам Iron Maiden отнюдь не лидеры жанра. Кажется, они могли бы с тем же успехом играть и без зрителей – настолько их концертные версии близки студийным. Но это ведь как минус, так и плюс – «живая» машина работает и осязаемых сбоев практически не даёт. К тому же, музыканты группы и внешне, – если не считать Адриана Смита, немного походящего ныне на Лемми со своей полубородой, да располневшего Дэйва Мюррея, — держатся отлично. Особенно Брюс, немного отрастивший волосы и снявший наконец дурацкую шапку, и почти не менее подвижный виртуоз четырёх струн с эмблемой «Вест Хэм Юнайтед» на любимом инструменте. Вот что значит по-настоящему быть профессионалом и, помимо того, иметь правильные увлечения! Ну а по части пиротехники, дополнительного видеоряда, так называемых задников и движущихся монстров они – абсолютные чемпионы стиля. Собственно, одно это стоит посещения концерта. Другое дело, что зрителей могло бы прийти больше, когда б билеты даже на самые непрестижные места стоили не безумных (по меркам этой музыки и с учётом нашего уровня жизни) денег…
Я люблю эту группу, люблю сильно, но на её концерт попал всего во второй раз. Первый – в июне 1993-го, тогда они играли в столице три дня подряд, и свободных мест особо не наблюдалось. Видимо, люди были голодные до «металла», в отличие от дня сегодняшнего. При этом сам концерт, насколько помнится, был не то чтобы плох, но явно не выдающийся. Не для нас – для «Мэйден». Во-первых, сказывалось место – в «Олимийском» практически не бывает хорошего звука, и нынешнее шоу как раз по этой части отличалось в лучшую сторону именно для «дешёвых» секторов. Во-вторых, обстановка в группе, где все знают, что вокалист уходит и не совсем понимают, что же дальше. В-третьих – репертуар, ибо в том турне многое исполнялось из последнего диска (на взгляд автора рецензии – слабейшего из записанных с Брюсом, хотя и вполне успешного), плюс некоторые ранние, «дианновские» вещи, которые не совсем удаются дипломированному КВС «Боинг-757» и фехтовальщику.
Фрагменты турне, приуроченного к альбому “The Final Frontier”, мне удалось видеть лишь в качестве видеозаписей, оно, судя по всему, было вполне качественным (вот слово, наиболее точно подходящее для всей деятельности Iron Maiden!), однако репертуар того периода едва ли можно считать самым ударным. Почему? Да потому, что вся пост-реюнионовская (плюс диски из 90-х, особенно с Блэйзом) музыка группы не так свежа и динамична, — за исключением отдельных песен, — как классика родом из 80-х. Всё-таки, великий ты или не очень, а каждому овощу, как говорится, своё время, и временем Iron Maiden были именно те годы. И именно поэтому можно считать большой удачей, что, будучи в отличной форме, музыканты вернулись на четверть века назад и исполнили большую часть «Седьмого сына».
Если бы они избавились от «страха утки» — автор рецензии был бы вообще счастлив. Однако, видимо, Стив и компания справедливо полагают, что надо играть не только лучшие вещи, но и просто популярные, пусть они и состоят из трёх аккордов, а развитие в них ограничено аранжировкой. Впрочем, это опять о вкусах, о той самой призме, сквозь которую мы смотрим на мир. Тем более, что мир Iron Maiden богат самыми разными образами и звуками – тут вам и призраки оперы, и асы, и черти, и индейцы и много-много кто ещё, включая голос самого Черчилля. И весь этот шумный и пёстрый балаган, к нашей с вами радости, вновь побывал в Москве.
Сет-лист: Moonchild, Can I Play with Madness, The Prisoner, 2 Minutes to Midnight, Afraid to Shoot Strangers, The Trooper, The Number of the Beast, Phantom of the Opera, Run to the Hills, Wasted Years, Seventh Son of a Seventh Son, The Clairvoyant, Fear of the Dark, Iron Maiden. Бис: Churchill’s Speech, Aces High, The Evil That Men Do, Running Free.
Игорь ШВЕЙЦЕР