Deep Purple «Now What?!» (2013)
hard rock 8/10
Edel/EarMusic/»Союз Music»
Плавное гитарное вступление в «кельтском» духе и распевный голос Гиллана с «цепляющей» фразу – «Time, it doesn’t matter, time is all we have»… Так начинается «A Simple Song», открывающая новый альбом Deep Purple. «Ты сочинил песню, вышел с ней на сцену… и что дальше?» Таков один из вариантов этого вопроса – «Now What?!» – проходящего красной нитью через альбом. Как и тема времени. Семь лет прошло, и даже тревожно немного – какие они, «Перпл» образца 2013 года, «знакомые незнакомцы»?
Между тем альбом вышел вполне традиционным, характерным для поздних Deep Purple, продолжающим линию, начатую «Bananas» и «Rapture Of The Deep» – хард-рок, сочетающий доходчивость и витиеватость, моложавость и философскую глубину. Можно проследить основные творческие линии, влияния музыкантов. Гиллан с Гловером – это и мудрые баллады, и рок-н-ролл. Морс – «кельтика» и барокко в лирических моментах. Он же и Эйри – эффектные «неоклассические» клавишно-гитарные переклички. Всё вместе – безупречная джемовая «машина» с тяготением в фанк, «прокачивающая» рокерские вещи. Эта группа со своим лицом, своим интересным сочетанием стилей, которой совсем не обязательно копировать себя 70-х. Хотя определенные отсылки к себе прежним на альбоме, безусловно, присутствуют.
Но в основном к себе прежним – 80-х годов. Две идущие подряд вещи «под Восток» (причем стилизация достаточно внешняя) напоминают классические «Perfect Strangers» и «Strange Ways» («Out Of Hand» и «Weirdistan» соответственно). В них угадываются идеи Эйри, клавишные здесь играют основную роль. Густая обработка вокала Гиллана в припевах наводит на грустные мысли, да и в целом эти песни слегка искусственны…
Попытки выдать рок-боевик – сингловая «Hell To Pay» – по правде говоря, не очень убедительны, и лишь инструментальная секция (самое яркое на сингле, кстати, вырезали) спасает вещь. Параллель опять же с 80-ми, вещами типа «Call Of The Wild», которые уже тогда звучали анахронично, как попытка быть кем-то, кем группа не является. Из жестких вещей удачнее среднетемповая «Apres Vous», где Гиллан выдает характерную прифанкованную скороговорку в духе «Ted The Mechanic». И в этой композиции тоже блеснул дуэт Морс-Эйри.
Прекрасна еще одна даже не стилизация, а просто вещь, «выращенная» на той же почве, что и прообраз. «Bodyline» с ее игривым текстом явно сродни «Anyone’s Daughter», у обеих корни в кантри. И голос Гиллана в ней звучит естественно и совсем не натужно.
Настоящими коронными номерами для певца стали баллады – и те номера, где хотя бы временами ему не нужно кричать. Явный шедевр диска – «Above & Beyond», вещь-посвящение Джону Лорду, которая интереснейшим образом развивается от басово-клавишного риффа через неоклассический пассаж к проникновенной и совсем не шаблонной рок-балладе. Почти так же хороша – быть может, без надрывности – «Blood From The Stone», где блеснул Эйри на родес-пиано (или вибрафоне). «All The Time In The World» – еще одна медленная композиция, вышедшая на сингле, и тут с выбором команды можно только согласиться.
Наконец, «Перпл» снова вступили на полузабытую ими территорию «эпиков». Прекрасно вышла «Uncommon Man», еще одна вещь, где явственен образ покинувшего наш мир Джона Лорда, поданный через гордый, «трубный» клавишный рефрен. Стив Морс сыграл лиричнейшее интро, а хаммонд-орган с характерным перкуссионным «щелчком» явно отсылает к каноническому лордовскому звуку в «Child In Time».
И завершается альбом на очень странной ноте. Для «Vincent Price», песни, посвященной знаменитому актеру из фильмов ужасов, Deep Purple вытащили все клише «шок-рока» – голос «с выражением» (вспоминается аж ЛаБри), церковный орган в интро, детский хор, совершенно нехарактерный для группы прог-металлический рифф и парад «страшилок» в тексте. В конце следует «фирменный» вопль, каких Гиллан, кажется, не издавал со времен «саббатовского» «Born Again».
Вещь сама по себе впечатляет, но задумчиво-философское «послевкусие» «All The Time In The World» полностью испаряется, а у слушателя остается вопрос: «Что это было?» То есть «Now What?!» наизнанку.
И, по правде говоря, «Vincent Price» – единственная композиция, где угадывается «рука» саундпродюсера Боба Эзрина. Да-да, известно, что этот человек работал не только с «Флойд» и Элисом Купером, и шоковый, театральный рок – не единственная его стезя. Возможно, в случае с Deep Purple он был нужен просто в качестве профессионала, который качественно всё запишет, а то и некоего студийного талисмана, призванного заставить усталых рокеров поверить в себя. Если так, то с задачей он справился на отлично. Если нет, то и Майк Бредфорд, и Ник Благона записали бы эти песни не хуже. Но это, право, мелочи. Главное, что «Перпл» снова выдали порцию новой интересной музыки, как минимум нестыдной и нескучной, а как максимум – глубокой и достойной громкого имени своих авторов.
«Негативная» рецензия на альбом: http://inrock.ru/reviews/deep_purple_2013_2