Пол Гилберт: Микрофон и медиатор
guitar instrumental,hard rock,Paul Gilbert,ККЗ,Москва, Пол Гилберт успел много кем побывать. Металлистом в Racer X, звездой радиоволн в Mr.Big, героем гитарного «шреда» – в сольной карьере. Виртуозность Пола – главный его конек.
Гилберт, как показал московский концерт – по-прежнему одна из «ролевых моделей» для начинающих (и не только) гитаристов, собравшихся во множестве в ККЗ «Москва». Но показал концерт и кое-что другое. Гилберт – не только и не столько гитарист, раздвигающий рамки возможного на своем инструменте, не циркач, умеющий играть языком и кто знает чем еще. Пол – прежде всего фронтмен, мелодист, рокер широкого профиля, в генетическом коде которого «зашито» великое множество всего – от блюза до Бродвея, от соула до «Битлз», от Брубека до металла. Да, как и все «шреддеры», в свое игре Гилберт «многословен», и все же его «красноречие» всегда к месту, потому что служит не воспеванию себя и своих умений, а раскрытию исполняемой им музыки. Банальность, конечно, но в руках Пола гитара действительно разговаривает и поет…
— А вот на микрофоне медиаторов на этот раз нет, – поймал я обрывок разговора двух фотографов за спиной – парня и девушки. – А что такое медиатор? – Ну, это такая штука, ей на гитаре играют. – А что, для микрофона он тоже нужен? – Ну, обычно их туда к стойке прикрепляют… – терпеливо объяснял ей более опытный коллега.
Чем закончилась беседа, не знаю – стартовал концерт. Начался он с «Enemies», первого трека нового альбома (кстати, свежего материала прозвучала целая треть сет-листа). Шутливая композиция, в которой Пол вспоминает свою детскую мысль о том, что счастье – это когда едешь в гоночной машине, а все твои самые страшные враги – в тюрьме. В этой композиции Гилберт не только «балуется с квакушкой», постепенно развивая и усложняя аккордовую прогрессию, он предстает перед нами ребенком, открывает личное пространство и вместе с нами смеется над собой, как мы смеемся очаровательным перлам наших детей. Такую самоиронию нечасто встретишь у гитарного «шреддера», но очень многим она была бы полезна.
Сетлист как-то плавно разделился на две половины. В первой Гилберт представил публике в основном собственный материал (соло и Racer X), а также эффектную и неортодоксальную обработку «Blue Rondo a la Turk» Дэйва Брубека – тоже часть нового альбома. Эта вещь – и отражение того, какой Пол сейчас, знак тяги к джазу и активного его изучения. А в интерпретации гилбертовского ансамбля эта знаменитая своим сложным размером композиция прозвучала как заправский инструментальный прогметал.
Середину концерта обозначило акустическое медли, где Пол сыграл по кусочку из своих хитов «мистербиговского» периода. А дальше – коллектив внезапно переквалифицировался в кавер-группу, специализирующуюся на хард-роке 70-х. Признаться, не все из прозвучавших вещей были одинаково интересны – если в «Still Got The Blues» Гилберт вдоволь посолировал и вполне поймал гэримуровские интонации, то «Lemon Song» Led Zeppelin лишь показала, что наследие Пейджа и Планта лучше не трогать, не будучи Пейджем и Плантом (да еще и в одном лице). Надо сказать, правда, что Пол отлично развил свои вокальные данные. Если на сольниках от его голоса порой приходится кривиться, то сейчас его голос вполне адекватен большей части материала. И всё же, на мой взгляд, и фэнам, и тем, кто мало знаком с Гилбертом, было бы интереснее услышать побольше его собственного материала, ведь кавер-групп на свете и так хватает…
Другое дело, что и выбор вещей, весьма неортодоксальный (скажем, кто еще играет сейчас песни Faces?), и отношение к ним – еще один способ понять персону Гилберта. Непреходящую любовь «шреддера» к рок-музыке, к ее ритм-н-блюзовым корням. Концерт Пола – не таинство, а праздник, поток энергии и живой рок-н-ролльной радости, которой создает на сцене эта четверка музыкантов.
Группа у Гилберта прекрасна. Это именно группа, а не собранный по случаю состав – тот же коллектив записывал его прошлогодний сольный альбом «Vibrato». Барабанщик Томас Ланг – сущий зубр-профи, игравший с Гленном Хьюзом. (Кстати, Гленну бы такую группу, как у Пола!) Басист Келли ЛеМьё – задорный фанковый весельчак и хороший бэк-вокалист. Наконец, клавишница-японка Эми Гилберт – жена Пола и его прекрасная, во всех смыслах, находка. Ее игра, где надо – фьюжновая, где надо – хард-роковая, была выше всех похвал. Совершенно ясно, что в группе она не по семейным причинам. Но эта семейность создает особую теплую атмосферу на сцене. Было видно, как в начале сета Пол поглядывал внимательно на Эми, пытаясь понять, нормально ли у нее с мониторингом на сцене, а потом что-то объяснял звукорежиссеру, показывая на нее…
Хорошо заметно, что Эми Гилберт на отлично изучила классическую школу фортепиано (немудрено – ведь начала она с трех лет!) и пошла дальше к вершинам джазовой импровизации. Во многом благодаря ей, как кажется, Пол начал больше заниматься джазом. И если на предыдущих сольных работах Пола ее вклад был чисто эпизодическим, к «Vibrato» она стала полноправным партнером, соавтором, человеком, который не только поддерживает, но и развивает музыкальные идеи супруга. И по ее соло также чувствуется, как много великих клавишников ее вдохновляет. В общем, не напрасно Эми так любит Кита Эмерсона и «Tarkus»!
Интересно, как постепенно, по ходу выступления, Гилберт раскрывался. В начале концерта он был таким с иголочки модником-эстетом, в рубашечке, галстуке, с модной щетиной а-ля Том Йорк. И музыка была такой же – до мелочей выверенной, эффектной, но аккуратной. Гитарист принимал заученные позы, улыбался широкой американской улыбкой и строил рожи залу. С каждой следующей песней группа все больше ловила кураж, а под конец – после шутейного кавера «Sin City» AC/DC с рокировкой инструментов (барабанщик на басу, басист – на гитаре, Пол – на ударных, Эми – за микрофоном) – они бесились уже по-настоящему.
А когда группу дважды вызвали на незапланированный (судя по включению фоновой музыки и света в зале) бис, гитарист выбежал на сцену уже совсем с ошалевшим лицом, без привычного галстука, с майкой из-под рубашки навыпуск, и обсуждал с музыкантами, чтобы бы еще такое сыграть. «Что бы нам сыгра-а-а-ать…» – напел, импровизируя, басист. «Хороших песен много на свете!» – ответствовал Пол и выбрал не самый известный хит AC/DC.
Но даже после такого экстра-экстра-длинного выступления публика всё равно не расходилась. Всё-таки отчаянные у нас фэны. Да и артист им под стать.
Сет-лист: Enemies (In Jail), Rain and Thunder and Lightning, Vibrato, Scarified (Racer X), Bivalve Blues, Put It on the Char, 25 or 6 to 4 (Chicago), Blue Rondo à la Turk (Dave Brubeck), Atmosphere on the Moon, Drum Solo, Technical Difficulties (Racer X), Acoustic Medley (включая To Be With You), The Lemon Song (Led Zeppelin), Man on the Silver Mountain (Rainbow), Still Got the Blues (Gary Moore), Sin City (AC/DC), Stay With Me (Faces). Бис 1: C.O.D. (Albert King). Бис 2: Beating Around the Bush (AC/DC).
Владимир ИМПАЛЕР
Катерина МЕЖЕКОВА
Фото: Катерина Межекова.
Благодарим Дмитрия Сараева и Марину Лапкину (RIFF Entertainment) за аккредитации.
*** Особое мнение ***
Пол Гилберт: Гитарный материальчик
На афише написано: «Гитарное шоу». Можно было предположить, что в центре вечера будет именно гитарная музыка в виртуозном исполнении. Но мероприятие вышло не таким уж и гитарным.
Пол Гилберт сделал ставку на песенный репертуар, а композиции, представленные на трех его инструментальных альбомах: «Get Out Of My Yard» (2006), «Silence Followed By A Deafening Roar» (2008), и «Fuzz Universe» (2010), а по мнению автора сих строк – это лучшее, что сочинил и сыграл гитарист, были практически обойдены вниманием.
Вторая часть концерта перетекла в некую нестройную вечеринку. Гилберт без аккомпанемента группы сыграл и спел под одну гитару попурри на ряд своих и чужих мелодий, а затем, уже с группой исполнил несколько каверов, включая «Man On The Silver Mountain» Rainbow и «Still Got The Blues» Гэри Мура… И это было печальное и унылое зрелище: Гилберт, который хочет быть одновременно и Дио, и Блэкмором, и Гэри Муром. Интересно, а задумался ли гитарист хоть раз над вопросом, почему Ричи Блэкмор, Джимми Пейдж, Джефф Бек сами не поют песен, а предпочитают приглашать тех, кто это действительно умеет делать?
Но дальше было больше. Гилберт сел за барабаны, барабанщик взялся за бас, бас-гитарист – за гитару, ну а клавишница и жена Пола Гилберта – Эми Гилберт – заняла место у микрофонной стойки. И признание подобного караоке-пения звуковым хулиганством – вопрос недалекого будущего…
Что ж, хочется надеяться, что в следующий раз Пол Гилберт приедет с настоящим Гитарным Шоу. Песен в его исполнении мы уже наслушались…
Яков КАГАНЦОВ