Nightwish «Imaginaerum» (2011)
Март 30, 2012
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Nightwish «Imaginaerum» (2011)

sympho metal 10/10
Nuclear Blast

Nightwish выпустили второй после перемен в составе альбом, а это всегда решающий момент. Дебют певицы Анетты Олзон в составе Nightwish – «Dark Passion Play» – просто не мог не привлечь всеобщее внимание. Фэнам Тарьи Турунен не терпелось узнать, как поет ее преемница, а творческий пыл Туомаса Холопайнена подогревался происходившими вокруг группы драматическими событиями. Тот диск вышел и правда сильным, но смогут ли теперь музыканты сохранить взятый уровень, когда стремление взять реванш уже позади? И продолжат ли прежние фэны следить за группой впредь?
Диск вышел и развеял все сомнения. Порой кажется, что вообще в истории Nightwish и не было никогда никакой Тарьи, настолько естественно звучит творчество Туомаса сегодня. А порой закрадывается и страшная для поклонников оперной дивы мысль – та давняя ссора была не бедой для группы, а счастливым случаем, потому что представить себе материал «Imaginaerum» с голосом Турунен попросту невозможно. Голос Анетты, пусть и не обладает той же глубиной, силой и звучностью, не в пример точнее и аккуратнее. Ее коронный номер – баллада в джазовом ключе «Slow Love Slow», удалась ей и «кельтика» а-ля Кэндис Найт – «Turn Loose the Mermaids», а там, где ее голос не дает нужного драйва, всегда помогает Марко Хиетала, чей демонический хрип присутствует в доброй половине вокальных партий. Порой даже возникают параллели с ABBA, за исключением, конечно, многоголосия. Фактически, на диске нет ни одной слабой или проходной вещи, все они дополняют друг друга – от открывающей финскоязычной «Taikatalvi» (что переводится как «Волшебная зима», по Туве Янссон) до финального 13-минутного эпика «Song Of Myself». (После него следует еще длинная инструментальная постлюдия.) На «Scaretale» Туомас вдоволь порезвился с образами «сумасшедшего цирка», «I Want My Tears Back» – новый боевик в духе «Bye Bye Beautiful» и «Wish I Had An Angel»… Кстати, почему-то кажется, что его ядовитый текст изначально был посвящен неудавшейся любви, а уже потом переписан под концепцию альбома.
Ах, да, про концепцию. «Бумага мертва без слов / Чернила сухи без поэмы / Мир безжизненен без сказок / Без любви и безоружной красоты» – вот одна из программных цитат из «Song Of Myself». Туомас продолжает исследовать проблемы существования творческой личности в современном социуме. В прошлый раз у него был поэт, на этот раз – музыкант. 70-летний композитор по имени, естественно, Том, который впал в детство и забыл всю свою взрослую жизнь. Он считает себя 10-летним мальчиком и бродит по воображаемым лугам и полянам, пытаясь отыскать в памяти самые важные и дорогие воспоминания. «Imaginaerum» – мир сказок, фантазий, детских грез, а может, и тот мир, куда уйдет душа человека, если сможет вернуть чистоту своего детства… Тем временем дочь композитора, сидя у его смертного ложа, пытается достучаться до самого дорогого ей человека и… А что дальше, мы узнаем даже не из альбома (его тексты весьма туманны), а из настоящего полнометражного фильма, который выйдет на экраны в этом году.
Как видим, Туомас продолжает смело шагать от мечты к мечте, и с каждым разом ставки в этой игре всё растут. Лондонский симфонический оркестр, детский хор, масса приглашенных гостей, многоопытный Пип Уильямс в роли продюсера и оркестровщика… Но пока игрок ни разу не промахивался. Его музыка по-прежнему прекрасна. И по-прежнему Nightwish задают высочайший уровень своим коллегам по тяжелой музыке, показывая, как должен звучать оркестр с рок-группой – не декорацией, не изящной виньеткой, а единым с ней целым, где акустические и электрические инструменты не подавляют, а дополняют друг друга. Единственная проблема, которая стоит перед командой – в том, что воплотить это великолепие «живьем» совершенно невозможно. И потому, что оркестр озвучить сложно, возить в турне нерентабельно, да и Анетта на сцене совсем не так прекрасна, как в студии. К тому же Туомас к следующему альбому наверняка столкнется с вопросом, что бы сделать такого еще более грандиозного. Попытаюсь угадать – наверное, Nightwish перейдет к работе с несколькими разноплановыми вокалистами а-ля Therion, а следующее произведение Холопайнена станет рок-оперой. Интересно?

Владимир Импалер

Владимир Импалер