Night Of The Prog: Золото Рейна
Лореляй – живописная скала, центр, как сообщают буклеты, «романтического Рейна», того, о котором складывают легенды, пишут поэты, сочиняют музыку композиторы… А с некоторых пор (а если быть точным, семь лет назад) имя Лореляй стало известно еще и среди поклонников прогрессив-рока.
Именно тогда стартовал фестиваль «Night Of The Prog», ежегодно проходящий прямо на знаменитой скале, наверху, где какие-то предприимчивые люди построили сцену-шатер и зрительный зал в форме амфитеатра с каменными ступеньками-сиденьями. За лето там проходит множество фестивалей разной направленности – от рэпа до классики. Свое место в этом спектре стилей занял и прогрессив. Начитавшись восторженных репортажей друзей и заручившись журналистской аккредитацией, мы отправились в Германию, чтобы своими глазами увидеть, как проходят прог-фестивали за рубежом.
ЧУДЕН РЕЙН ПРИ ТИХОЙ ПОГОДЕ
…Всё чудится Рейн быстроводный,
Над ним уж туманы летят,
И только лучами заката
Вершины утесов горят
……………………………….
А быстрые воды несутся…
Погибнет пловец средь зыбей!
Погубит его Лорелея
Чудесною песнью своей!..
(Г. Гейне / Пер. А. Майкова)
Предание о златовласой девушке Лорелее до сих пор живо в этих краях. Бедная сельчанка, полюбившая богатого рыцаря, после его предательства стала колдуньей, своим пением завораживавшей рыбаков; но однажды, увидев, что от ее песен гибнет возлюбленный, она сорвалась с утеса в попытке спасти его… Памятник русалке можно лицезреть непосредственно под скалой Лореляй. На берегах Рейна разворачивался и сюжет национального германского эпоса – сказания о Зигфриде, на основе которого Рихард Вагнер написал грандиозный цикл из четырех опер «Кольцо Нибелунга». Словом, места сказочные! По быстрым водам реки плавают теплоходы, катера и даже настоящий колесный пароход столетней давности; на берегах стоят чудесные белые домики с красными крышами, а на лесистых горах тут и там высятся гордые замки и неприступные крепости. И, конечно же, здесь много виноградников, аккуратными делянками расположившихся на солнечных склонах. Не ослабевает поток туристов из всех стран мира, гостиничный бизнес процветает, а сами немцы приезжают сюда на выходные в домах-на-колесиках, чтобы насладиться красивым видом на Рейн и съесть жареную сосиску с булочкой.
ВОКРУГ ДА ОКОЛО
Пространство фестиваля само по себе небольшое, но выбранное крайне удачно – верхушка и склон холма, отовсюду всё видно и всё слышно, а с краю – рейнские красоты. Хочешь – лежи на траве, хочешь – сиди на бетонных скамейках поближе. Солнце, правда, жарит, а тентов почти нет. Во второй день были еще и дожди – короткие, но сильные. Рейнская погода очень переменчива. Повсюду ларьки с едой и питьем, несколько лотков с сувенирами – майками и дисками, причем были как принадлежащие конкретным магазинам и мэйлордерам, так и общие для всех музыкантов. Да, артисты сами должны были продавать свою продукцию! Конечно, если хотели. Скажем, у Sylvan торговали их многочисленные друзья (сами же музыканты сидели рядом на травке), а вот Хассе Фреберг отдувался за свою группу Musical Companion сам. Зато и продал почти всё, что привёз.
Некоторые артисты спокойно разгуливали по фестивальному пространству, например, Клайв Нолан гордо выхаживал между скамейками и раздавал публике буклеты своего будущего мюзикла «Alchemy»; можно было увидеть среди публики и Нэда Сильвана… А вот Стив Хаккет, похоже, появился на фестивале ненадолго и за пределы «бекстейджа» так и не вышел – что и понятно, фэны бы его разобрали по кусочкам на сувениры.
Концепция фестиваля очень далека от наших опен-эйров, где всегда спешка, расписание трещит по швам и каждая минута на счету. Night Of The Prog – это, по сути, серия полноценных выступлений каждого из артистов, играющих по часу-полтора. Так что успеваешь и насладиться, и пресытиться, и, уйдя погулять наружу, ничего не пропустить. Пересменки быстрые, минут по 15-20, причем как таковой саундчек сводится к быстрой проверке инструментов. Всё «недвижимое» оборудование – клавишные, ударная установка, комбики и т.п., – выставляется загодя за сценой на специальных катящихся платформах, и когда одна группа заканчивает играть, техники быстро укатывают их аппаратуру в бэкстэйдж и выкатывают то, что подготовлено для следующей. Остается только включить и проверить – тоже немало, но от утомительной прилюдной процедуры развешивания тарелочек удается избавиться. У нас такая схема, похоже, пока не применяется. К слову, со звуком было практически всё и всегда хорошо – быть может, за исключением Spock’s Beard, чьи проблемы с фонящими клавишами, скорее всего, были вызваны самим Рио Окумото.
Доиграв свой сет, музыканты, как правило, отправлялись к краю сцены, где у барьерчика их ждали фанаты с заготовленными буклетами. В основном народ протягивал диски и программки фестиваля, хотя были и ребята с более странными вещами – например, кредитной карточкой. А один парень пришел в чисто белой майке, которая по ходу дела покрывалась автографами всех артистов. К середине второго дня он уже просил музыкантов расписываться у себя на спине.
Интересно было очень поглядеть на местных прог-фанатов. Было их на глаз где-то полторы-две тысячи. Думаю, по меркам немецких рок-фестивалей это довольно скромно, а по меркам прогрессива – огого! В основном – пузатые хайрастые дядьки в майках кто во что горазд – от Led Zeppelin до Ozric Tentacles, но в основном с названиями групп-участниц фестиваля. А вот один какой-то очень гордый собой бородатый дядечка расхаживал в майке Бритни Спирс: какая пощечина общественному вкусу! Прогстеры приходили целыми семьями. Например, отец, мама и двое детей – все в майках Arena. Целое «арена-семейство»!
В какой-то момент возникло чувство острой грусти – какой-то уходящей натуры, остепенившихся хиппи, ныне почтенных бюргеров… Весь этот пикник на крыше мира, вдалеке от современных Франкфурта и Кёльна, где живут совсем другие люди, которые интересуются совсем другими вещами…
(Фоторепортаж о том, что происходило за пределами сцены Night of the Prog, читайте здесь — http://v-impaler.livejournal.com/846523.html)
ДЕНЬ 1: ДЕСЯТЬ ОТТЕНКОВ НЕО
Открыл «Night of the Prog-2012» ровно в 12 дня Хассе Фрёберг со своей группой Hasse Froberg & Musical Companion. Пожалуй, не самое удачное время для солиста The Flower Kings сотоварищи (особенно если учесть, что буквально накануне команда выступала аж в Голландии, и с утра музыкантам надо было преодолеть несколько сотен километров). Да и времени дали лишь 45 минут – несправедливость! Но такова была воля организаторов. HFMC сыграли всего четыре сольные вещи – к счастью, очень длинные. Кажется, родная стихия Хассе – мелодичный хард-рок с эпическим оттенком (в духе, скажем, Rainbow и Magnum), а «закрученный» прог-рок в его исполнении хорош, но несколько искусственен. В команде Хассе – ритм-секция хард-роковой Spellbound, где он пел до Flower Kings, басист Томас Томссон и ударник Ула Стрендберг; плюс выдающийся во всех смыслах клавишник Шел Харальдсон (знакомый по группе Гленна Хьюза) и юный гитарист Антон Линдсьё. Последний явственно напомнил Люка Мэчина из The Tangent – молодой блондин-виртуоз, который может играть в манере кого угодно с одинаковым блеском. Крайне обидно, что такая сыгранная и дружная команда с возрождением Flower Kings будет, судя по всему, «положена под сукно»…
Дальше программа была выстроена идеально – по нарастающей, и, по-моему, слишком уж стилистически однородна. Нео, нео и еще раз нео. После абсолютно нелепой и неуместной на жарком солнце Enochian Theory (может, их поркупайнообразный смурной модерн-прог нормально звучал бы в маленьком клубе ночью) вышла уже более-менее вменяемая Airbag (напротив, нежнейший и сиропнейший неопрог с мечтательными соло и томным вокалом, местами напоминающим Гилмора).
За ней – опять «модерновые» Sylvan, немцы, очень популярные у себя дома – куча людей в их майках, много подпевающих, буря аплодисментов. Уровень еще на ступенечку выше, но «мьюзовская» манера вокалиста, унылое фальцетное хныкание и отсутствие динамики не радовали. Чувствуется, Sylvan хорошие мелодисты и, по большому счету, поп-музыканты. У них есть красивые вещи, но видна главная черта плохого неопрога – неумение вовремя остановиться, когда всё уже сказано.
На этом фоне «живые классики» Arena просто преподали наглядный урок «как надо». У них есть все составляющие нео – легкая грусть (переходящая в веселость), динамика, драматизм, хорошие мелодии и актерская подача материала. Новый певец Пол Манци «живьем» очень хорош, занимателен и артистичен. В длинном плаще, цилиндре и больших оранжевых очках он даже напомнил Элиса Купера. Как всегда «отрывается» на басу Джон Джоуитт, на гитаре – Джон Митчелл, пожилой барабанщик Мик Пойнтер играет очень уместно, без лишних выкрутас. Сам же Клайв откуда-то сбоку из глубины сцены «дирижирует» своим бэндом. Жаль только, команда не сыграла «Butterfly Man», один из главных своих хитов.
Американцы Spock’s Beard давали единственный за лето европейский концерт (так гласили афиши), видимо, многие приехали специально ради них. Мощный (чтобы не сказать «жирный») саунд и упругая ритмическая основа, столь радикально отличающие американцев от других участников фестиваля, сразу были заданы первой «Edge Of The In-Between». В группе за последний год произошли серьезные изменения – Ник Д’Вирджилио ушел ради контракта с Цирком дю Солейль, и новым певцом стал… Тед Леонард из заслуженной американской неопроговой группы Enchant. Хотя сейчас Enchant находятся в каком-то полупризрачном состоянии, так что этот еще молодой на вид парень явно рад тому, что нашел стабильную работу. По тембру он не очень похож на двух своих предшественников, но так как в музыке Spock’s Beard многое основано на бэках и многоголосии, то разница не так уж шокирует. Проблема Теда – отсутствие интересного сценического образа, особенно на фоне товарищей по команде. Каждый из них – шоумен, особенно Алан Морс, играющий комичного «гитарного героя», эдакого взбесившегося учителя в красном бархатном костюме, и Рио Окумото, настоящий клавишный хулиган. Где-то в середине шоу он вспрыгнул на свою гигантскую клавишную стойку руками и ногами, сделав на ней мостик. Один из инструментов упал вниз, а певец подытожил: «Рио – это Рио». Было много шуток, самоиронии… «Stop kissing our asses, Ted, you got the job!» – кажется, сказал басист в ответ на очередную тираду певца о том, как он счастлив играть в такой группе. И много технических проблем – и с гитарой Алана, и с клавишными Рио, из которых под конец стал доноситься какой-то свистящий неприятный звук. Когда техники с ним справились, толпа разразилась аплодисментами. «Это самый неотрепетированный состав Spock’s Beard», – говорили потом знатоки. А может быть, «слишком свежая» программа, ведь в ней было два номера из невышедшего еще альбома? Но в этом и прелесть их нынешнего, живого и полного задора выступления.
Наконец, хедлайнеры дня – Saga. Команда сильная, яркая, со своим звучанием, сценическим образом, сочинительской манерой. Возвращение Майка Сэдлера, певца с мгновенно узнаваемым голосом, ее буквально спасло. И Сэдлер же на сцене в основном делает шоу – лысый, худой, жилистый, он похож на человека-паука или киборга, который делает какие-то неописуемые гимнастические трюки, вывертывает конечности причудливым образом и при этом умудряется отлично петь. Поразил (особенно в сравнении с «шероховатостями» Spock’s Beard) идеально выстроенный, прямо-таки стадионный, холодновато-отстраненный звук. А драммер устроил незабываемую перекличку с залом, предложив фэнам не петь и не хлопать, а… издавать такие чпокающие звуки, словно открываешь бутылку. И все глубокомысленные фэны прогрессива радостно чпокали.
ДЕНЬ 2: ГЕРОИ И ВОЛШЕБНИКИ
Второй день фестиваля формально был меньше первого, и заканчивалась программа чуть раньше, но по своему составу и, главное, по количеству музыкальных открытий он по всем статьям превзошел предыдущий.
Даже первая команда, Frequency Drift из немецкого города Байройта (земляки Рихарда Вагнера, между прочим), сразу заставила сесть на скамейки и внимательно слушать. Женский вокал, масса нероковых инструментов – арфа, скрипка, африканский talking drum у барабанщика… В общем, эдакий чеймбер-рок с ренессансно-фольклорным уклоном. А яркий и жизнерадостный женский вокал дает ассоциации с Аннеке ван Гирсберген и The Gathering. Немцы отлично принимали земляков, а те буквально сияли от счастья, оказавшись на большой сцене. После слоновьей дозы «депрессив-прога» прошлого дня музыка Frequency Drift показалась просто праздником радости, музыкального разнообразия, при этом в сочетании разных стилей команде хватает такта и чувства вкуса.
Французы Lazuli только прибавили в уровне и музыкальности, и разнообразия, и сценической мощи. Команда парней в диковинных черных кожаных плащах, с причудливо завитыми хвостами полуседых волос, словно это не прог-рокеры, а какой-то десант с Марса. А в руках у них – далеко не банальный набор бас-гитара-ударные. Вокалист Доминик Леонетти, обладатель тонкого и ломкого тенора, играет на акустической 12-струнной гитаре, барабанщик пересаживается порой за электромаримбу, а клавишник берет в руки… валторну. Всех превзошел гитарист Клод Леонетти – раньше он играл на стике, но после аварии потерял возможность двигать левой рукой. Вне музыки он себя не представлял, поэтому создал свой собственный инструмент для «однорукой» игры – леод. Описывать сложно – надо видеть. У него вообще нет ни ладов, ни струн, а вся поверхность представляет собой чувствительную к нажатию плоскость. Держится инструмент на ремне, вертикально, как стик, а «летящее» звукоизвлечение скорее похоже на lap steel-гитару.
В команде сошлись музыканты разных национальностей – тут и французы, и араб, и итальянец. А в их музыке смешались прогрессив, электроника, этника (и в французском, и арабском вариантах), металл (барабанщик – сущий металлист), и даже, наверное, пост-рок. После лиричной балладной прог-вещи – французский язык почему-то всё превращает в какие-то пьерообразные заламывания рук, хотя, быть может, речь о чём-то в корне ином, – музыканты могли перейти к чуть ли не бластбитам и настоящей «стене звука», сплошной растянутой на полпесни кульминации. А дальше – заиграть эдакую танцевально-электронную музыку с партиями маримбы, арабскими ритмами и электронным битом вместе с живыми ударным. В общем, прог-дискотека! Закончилось всё номером, где музыканты брали в руки палочки, вставали к маримбе и играли на ней все вместе. Красиво и эффектно.
Следующие по списку англичане Haken – совсем молодые, но уже обласканные прессой. Похвалы вполне справедливы – играют Haken довольно крепкую смесь нео- и прогметала, с определенной долей эклектики (не такой сильной, как у Diablo Swing Orchestra, но в том же направлении), напомнившую мне, скажем, Threshold уилсоновских времен. Местами музыка прямо явственно «отдает» Dream Theater, но о плагиате речи, конечно, быть не может. Кудрявый вокалист Росс Дженнинг