Pendragon & Blackfield: В Польшу за Драконом
Blackfield,Foreign,neo-progressive,Pendragon,Progresja,Варшава В то время как одни западные артисты, кажется, навечно прописались на российских просторах, регулярно гастролируя где только можно, концерты других остаются для поклонников лишь несбыточной мечтой. Среди таких команд – ветераны английского нео-прогрессива Pendragon.
Отчасти, конечно, в том повинны сами поклонники – как не мечтай, ожидать аншлагов на подобной команде нельзя, вот и происходят концерты артистов прогрессивной направленности крайне редко, исключительно стараниями энтузиастов. Другое дело Польша – удивительное дело, но в последние лет 10-15 эта страна стала настоящим оазисом прог-рока, и любой гастролер может найти там заметную и благодарную аудиторию.
Неудивительно, что многие российские фэны уже освоили дорогу в Польшу, где прогрессивные концерты и фестивали проходят куда чаще, чем у нас. О своем первом опыте зарубежного музыкального турне расскажет Андрей Горский, наш давний читатель и друг.
ПРЕДЫСТОРИЯ ЛЮБВИ
Началось все году в 99-м, когда ещё не было ни привычки, ни особой возможности узнавать в Интернете новые нужные (и не очень) сведения. Это касалось и музыки – поиск новинок происходил чаще всего интуитивно. Однажды на глаза попался диск, обложка которого навевала ассоциации с обожаемыми Marillion и Genesis – и он был немедленно приобретен. Это был пендрагоновский «The Masquerade Overture», и первая мысль, когда он отзвучал, была: «Если бы я был музыкантом, я бы хотел сочинять и играть именно это». Совпадение с каким-то внутренним представлением о своей идеальной музыке было абсолютным.
Разумеется, вскоре я разыскал все их работы, нашел информацию о музыкантах, и с тех пор следил за их творчеством – как в самой группе, так и в многочисленных сольных и прочих проектах. Мои же друзья, братья Алексей и Андрей Дудкины пошли еще дальше. Познакомившись с «Пендрагоном» по моей наводке, они стали их поклонниками, не раз бывали на их концертах и родственной группы Arena, венцом же всего стала запись мини-альбома с музыкантами Арены и IQ под вывеской Flash Range.
Прошлой весной Алексей предложил мне поехать своим ходом на Pendragon в Варшаву. Я никогда не ездил так далеко, тем более, за границу, но решился. Во время сборов стало известно, что днем раньше в том же зале выступят Blackfield – группа не нуждающегося в представлении Стивена Уилсона и израильских музыкантов, так что решено было посетить оба концерта. Буквально за несколько дней до отъезда в гастрольном графике Blackfield появилась и Москва, но на наши планы это уже не могло повлиять.
ПЕТЕРБУРГ-БРЕСТ-ВАРШАВА
Ранним утром 13 апреля мы выехали. Два Андрея и два Алексея – друг братьев Алексей-второй поехал за компанию, не будучи меломаном вообще. Злая магия числа 13 проявилась через час пути – стало клинить колодки правого заднего колеса – тросик ручника слегка заедал и раньше, а тут совсем перестал двигаться. Обнаружив это и вылив на шипящее колесо большую бутыль минералки, я исполнился пессимизма – теоретически можно было вернуться, пересесть на Лехину машину, но надо было ее переобувать (в Польше шипы запрещены, сам я поменял колеса накануне) и заново делать страховку. Мы все же попробовали осторожно поехать дальше, каждые десять минут я останавливался и шел трогать колесо – удивительно, но оно больше не грелось – а вскоре тросик совсем оборвался, так что дальше мы поехали без ручника и к вечеру прибыли в Брест. Позади остались ужасные, все в ямах, дороги Псковщины; недостроенное платное шоссе, местами с полным отсутствием покрытия (что не мешает брать деньги за проезд); хорошие белорусские дороги; очень впечатляющий Минск, который мы объехали по кольцевой, и потрясающая трасса до Бреста.
Следующим дождливым утром мы побывали в Брестской крепости. Буквально днём раньше я посмотрел новый фильм, и теперь, встречая знакомые по кино имена и виды, накладывал на увиденное ту картинку. Впечатление было очень сильным.
Границу пересекли только хорошо за полдень – была огромная очередь и мы опасались не успеть на Уилсона. К счастью, шоссе оказалось прекрасное – не очень широкое, зато прямое и идеально ровное. В постоянно попадающихся деревнях скорость, как правило, сбрасывать не требуется – вместо этого устроены пешеходные переходы с островками безопасности и огромными мигающими желтыми огнями, видимыми за километры. Водят в Польше, в целом, аккуратно и вежливо, смещаются вправо, уступая обгоняющему; впрочем, лихачи тоже попадаются.
До Варшавы доехали быстро, но в самом городе поползли в пробках – а нам надо было пересечь его весь – и гостиница, и клуб находились на западной окраине, в Бемове – это что-то вроде нашей Сосновой Поляны. Гостиница обнаружилась в небольшом трёхэтажном домике между панельных громадин. Хозяйничала в ней пожилая чета, строгая чопорная пани говорила на ломаном русском, а ее муж – куда более общительный и слегка навеселе – пытался объяснить мне, где можно купить злотые: мы так торопились, что не сделали этого раньше. В результате я, бросив вещи на койку, бегал в поисках обменного пункта или банкомата (найти их вечером в спальном районе было непросто, а из объяснений деда я почти ничего не понял), а потом мы с Лехой помчались прямо в клуб – он-то хоть умыться с дороги успел…
ПРОГРЕССИЯ ПЕРВАЯ: BLACKFIELD, 14.04.2011
Клуб «Progresja» находится на территории Военно-технической академии. Раньше это был обычный студенческий клуб, но и теперь остался совершенно демократичным заведением. Любопытно, что руководит им Петр Грудзиньский – гитарист великолепных Riverside. Уже на подъездах к клубу стало ясно, что сегодня аншлаг – машину пристроить удалось с огромным трудом.
А вот первое впечатление от заведения было отрицательным – нас не пустили с фотоаппаратами, обычными «мыльницами», пришлось оставить их в машине. Впрочем, возможно, эта инициатива исходила от Уилсона (последствия дружбы с Фриппом?). В зале было уже полно народу, мы застряли возле пульта. Леха успел сбегать за пивом (удивительно недорогим по питерским меркам) и за водой для меня – а потом уже сойти с места стало невозможно. Зал был забит битком, люди оставались в фойе, глядя за происходящим через большие двери. Думаю, что было 1000-1200 человек.
Концерт открывал меланхоличный еврейский юноша Мати Гавриэль. Он играл на гитаре и пел фальцетом что-то красивое и лиричное.
Blackfield лично я воспринимаю как облегченную версию Porcupine Tree. Наверное, поэтому, номера авторства Уилсона вызывали воспоминания о московском концерте 2008-го, только почему-то с другими музыкантами. Такой же интровертный Стив, босой, спрятавшийся от публики за упавшей вперед челкой, и даже, кажется, в той же самой футболке. А вот его израильский напарник Авив Геффен представлял более мягкую сторону группы, с уклоном в поп-рок, и активно общался со слушателями. Среди прочего, он сказал, что наполовину поляк (а в Москве говорил, что русский), щеголял польскими фразами и зачем-то посвятил своим родителям песню со словами «Fuck you all, go to hell». Еще запомнились его пиджак, расшитый светодиодами, и подведенные, как у Кинчева, глаза.
Группа исполнила где-то по половине песен с первых двух альбомов и большую часть нового «Welcome to My DNA». На бис была «Cloudy Now» с пением всего зала и очень мощной инструментальной кодой, которой нет в студийной версии. В целом играли недолго, где-то чуть более полутора часов. Звук в клубе оказался прекрасным, вот что бывает, когда его возглавляет музыкант мирового уровня!
После концерта всех выгнали на улицу, мы ждали выхода музыкантов возле автобуса – огромного, двухэтажного, да еще и с прицепом – в нем они путешествуют по всей Европе. Если израильтяне появились быстро и оказались приветливыми и общительными, то Стивена пришлось ждать долго. Он маячил в окне кафетерия клуба, потом как-то незаметно серой мышкой постарался проскочить, но был замечен и окружен немногочисленными, самыми терпеливыми поклонниками. Торопливо раздал автографы, категорически отказался от фотографирования – и скрылся в автобусе. Впрочем, не будь он таким замкнутым и нелюдимым, вряд ли бы он стал тем, кто он есть.
Ожидая Стивена, мы общались с польскими любителями прога – и я в очередной раз не могу не восхититься тем, что эта музыка так там востребована. За разговорами о впечатлениях, о грядущих концертах, просто о наших странах время прошло незаметно, несмотря на морозец. Познакомились с двумя киевлянами. Накануне они были на выступлении Blackfield в Берлине, а вообще, для одного из них это пятнадцатый концерт Уилсона в составе PT, Blackfield, No-Man и т.д.
А потом я, наконец-то, поел!
ПОЛДЕНЬ, ВАРШАВА
Утром мы отправились гулять по Варшаве. Интересно, что исторический и современный центры существуют отдельно друг от друга. В новой, послевоенной Варшаве (а она была разрушена примерно, как Сталинград) есть и сталинский ампир, и небоскребы, и футуристические торговые центры. Очень просторно, никакой «уплотниловки». Мы доехали на автобусе (они ходят точно по расписанию по выделенным полосам) до нового вокзала, пути к которому проложены под землей и не мешают транспорту и поднялись на колоннаду Дворца Культуры – сталинской высотки – откуда весь город виден, как на ладони. Любопытно, что еще в 1967 году в концертном зале Дворца выступали Rolling Stones (вспомните, что это был за год, кем тогда были «Роллинги» и какова была вероятность подобного концерта в СССР!) Думается, крест на коммунизме можно было ставить уже тогда…
Затем мы дошли до старого города (восстановленного из руин). Там нет никаких офисов и больших магазинов. Там живут люди, причем, очень разные по достатку. И есть множество крошечных лавочек, кафе (владельцы которых вытаскивали на улицу столики и зонтиками, готовясь к туристскому сезону) и театриков. А еще там можно послушать шарманщика с попугаем, подивиться на забулдыгу в трениках, сидящего на крыльце своего дома в самом-самом центре, купить прямо из окна вкуснейшее (и недорогое) мороженое, посмотреть символ Варшавы, сиренку-русалку и часами любоваться старинными домами, каждый из которых неповторим. Очень жалко, что время нас поджимало.
ПРОГРЕССИЯ ВТОРАЯ: PENDRAGON, 15.04.2011
Итак, мы (уже в полном составе) опять в том же клубе. Поразительно, но даже на входе ощущалась разница со вчерашним днем. Народу было немного меньше, но была атмосфера радостного домашнего праздника. Никто не пытался отобрать фотоаппарат, в фойе была целая ярмарка дисков, DVD, разного прочего мерчандайза, по залу бродили участники Riverside (Мариуша Дуды не заметил, а остальные присутствовали), в углу болтал со всеми подряд Клайв Нолан. Мы снова встретили соотечественников, на этот раз москвичей, прилетевших в Варшаву, а назавтра собирающихся в Краков еще на один концерт. Мы купили себе свежий альбом «Passion» и ещё всякой разной музыки и сувениров.
На разогреве выступал Энди Сирс (Twelfth Night) – под минусовку или аккомпанируя себе на пианино и гитаре. Выступление понравилось: мелодично, красиво, с правильным арт-роковым пафосом. Принимали его очень тепло, многим песням подпевали.
Ну, а потом были Pendragon – Ник Баррет, Клайв Нолан, Питер Джи и Скотт Хайэм. То, что в Польше их любят, я знал по многочисленным DVD. Но вживую это просто поражало. Реакция публики была невероятной – редко на каком металлическом концерте встретишь такое! Казалось, эта взаимная подпитка энергией заставляет концерт длиться бесконечно – группа играла почти два с половиной часа, все эпики были исполнены полностью! Прекрасный звук и отличное световое шоу с проекциями на заднике сцены.
Разумеется, упор был сделан на песни с нового альбома «Passion». Многие, знаю, считают его весьма неоднозначным. Время волшебных светлых сказок прошло, Ник и его коллеги стали намного старше, мудрее, растеряли юношеские иллюзии. Получилась самая жесткая и мрачная работа группы – здесь можно даже услышать индастриал, а в паре мест Баррет поет едва ли не гроулом. В любом случае, это сильная работа, хотя местами и непривычная. Альбом посвящен памяти недавно умершего Томми Джубинского – президента лейбла Metal Mind, очень много сделавшего для популяризации прога в Польше и не только.
Да, а что же наш спутник, который не меломан? Он никогда не был на рок-концертах – и всерьез верил, что надо уметь показывать козу и трясти головой. Тем не менее, и ему понравилось (подобной музыки он тоже никогда раньше не слышал), разве что после концерта я дал ему ключи от машины и он ушёл в неё дремать.
А праздник продолжался. На этот раз никого не гнали на улицу, а сами музыканты охотно общались со всеми желающими. Нолан много рассказывал о многочисленных планах и рекламировал мюзикл «She», который он запустил «в свободное плавание», переложив свою роль на плечи другого певца и артиста. Питер Джи тоже представлял свой новый сольник. Самый молодой участник группы, Скотт Хайэм, просто болтал без умолку и дегустировал коньяк. Ник появился немного позднее, выглядел уставшим и был поражен, когда ему сказали, откуда мы приехали (а после узнал братьев Дудкиных, к их восторгу).
Мы покидали клуб в числе последних, назавтра была долгий путь домой. Не обошлось без новых проблем – убили два колеса и сбились с дороги где-то в Литве, а может, в Латвии.
Сет-лист Pendragon: Passion, Back To The Spotlight, Empathy, Not Of This World, If I Were The Wind, Freakshow, Feeding Frenzy, Ghosts, Shane, This Green And Pleasant Land, The Last Man On Earth, Stargazing. Бис 1: Indigo. Бис 2: The Prayer, Paintbox.
***
Прошел без малого год, а послевкусие и приятное головокружение от концерта остались до сих пор. К сожалению, вероятность того, что Pendragon (а также IQ, Arena, Threshold и многие другие) выступят в России, практически нулевая – а это значит, что такая поездка не последняя.
Андрей ГОРСКИЙ
Фото автора.