Árstíðir: ИСКУССТВО БЫТЬ ИСЛАНДЦЕМ
Árstíðir,bard rock,folk,Foreign,singer/songwriter,Москва,обычный,ЦДХ Название исландской группы Árstíðir , которое организаторы гастролей сначала переводили как «Лесозаготовки», а язык русского проггера так и норовит произнести как «Artsidir», на самом деле означает «времена года», и ничего такого глубокомысленного и загадочного (впрочем, на латыни ars — тоже «искусство»…). Парни действительно вдохновлялись суровой красотой родного края, хотя время года, даже на взгляд закаленного русского человека, там преимущественно одно – очень холодное. По крайней мере, так казалось при взгляде на слайды, транслировавшиеся над головами музыкантов в концертном зале ЦДХ. Ну а под сменяющими друг друга пейзажами с мшистыми камнями и туманными водными гладями расположились шестеро молодых людей – все, как на подбор, блондины и русые, чем-то похожие, нордически сдержанные (а может, просто скромные?), в простой повседневной одежде, а скрипач так и вовсе босиком.
Идея привезти молодую и совершенно неизвестную у нас команду из далекой северной страны была для Культурного фонда «Вереск» авантюрной – всего пара месяцев на подготовку, реклама в основном в Интернете, среди своих… Тем не менее, этих «своих» набралось почти ползала, и среди них было много знакомых лиц. Концерт открыл Юрий Льноградский (Дубна, «Музэнерго»), тоже подключившийся к организации минитура. Коллега в красках рассказал о своем знакомстве с музыкантами, в частности, о том, как на вокзале ребята с инструментами и прочим скарбом проходили внутрь через турникеты с надписью «Выход» (и прошли!). Ну не понимают заграничные гости русского языка, хотя «спасибо» уже выучили. Зато музыка их понятна безо всякого перевода и дойдет до каждого, кто придет на концерт, купит диск или хотя бы послушает трек-другой в сети. Потому что ее хрупкая красота и гармоничность способны заворожить душу даже завзятого металлиста, любителя авангардных «наворотов» или посконного русского рока.
Собственно, трудно сказать, что в их творчестве специфически исландского, пусть и поют они две трети вещей на родном языке. Может быть, это многоголосные раскладки или потрясающая напевность. Но те же качества идут и от основного источника влияния – американской сингерско-сонграйтерской традиции 1960-х, что нашло свое подтверждение в каверах на Саймона и Гарфанкела («Scarborough Fair») и Crosby, Stills & Nash («Helplessly Hoping»). Да и хрустальное звучание нескольких акустических гитар отнюдь не новость – его очарование известно, например, по unplugged-концертнику The Eagles. Но когда сталкиваешься с этим звучанием вживую, да еще и обогащенным тембрами скрипки, виолончели и фортепиано, да еще и с такой нежностью, пронзительной трепетностью в исполнении – сдаешься безоговорочно и сразу. Гитарные переборы дополнялись мягкими контрапунктами смычковых инструментов. Пели все – в основном троица гитаристов, потом неожиданно пианист в сопровождении двух других коллег, а иной раз – все вшестером. И было что-то бесконечно трогательное в том, как эти пусть и не суровые, но вполне мужественные парни поют такими чистыми, высокими голосами, выстраивая свои звенящие гармонии и не забывая прислушиваться к своему соседу по сцене и к залу.
Конечно, магия исландского языка завораживала. Казалось, это песни о тех самых льдах, мшистых камнях, суровых водных перекатах и тихих городах, окруженных высокими снежными горами. А может, и не о том (кто знает, что скрывается за песней «Kill Us», представленной на дебютном диске Árstíðir?). К тому же, в конце музыканты разошлись и выдали пару более рокерских, плотно звучащих песен, а виолончелист даже вскочил на ноги и стал пилить свой инструмент с удвоенной силой. Как бы то ни было, полтора часа чудесной медитации и ощущения полного отрыва от земли понравились публике настолько, что музыкантов не хотели отпускать. Впрочем, те и не скрывали, что скоро могут вернуться – «Вереск» планирует крупномасштабные гастроли этого коллектива по России. Не пропустите!
PS Фото с концерта пока нет, но скоро будет!