Фестиваль «Беломор-буги»-31: Рок над Северной Двиной, часть 2
Ноябрь 14, 2024
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Фестиваль «Беломор-буги»-31: Рок над Северной Двиной, часть 2

Продолжаем рассказ о фестивале «Беломор-буги», прошедшем в 31-й (!) раз 4-5 октября 2024 года в Архангельске.  Потому что уместить все 16 команд, игравших в два фестивальных дня, плюс выступления на традиционных афтепати, совершенно невозможно. А есть ещё и впечатления за рамками фестиваля — о гостеприимном, самобытном и притягательном северном городе и его окрестностях…   



День 2 (5 октября). От авангарда до панк-рока

На следующий день была ясная солнечная погода, и с утра мы отправились в музей под открытым небом «Малые Корелы». Там собрана деревянная архитектура Архангельского края — дома (и даже не просто избы, а целые дома-дворы под одной крышей, где жили и большие семьи, и располагались хозяйственные помещения), церкви, мельницы… Очень красивое и атмосферное место, а виды с высоких пригорков на реку и лес просто захватывают. Хочется отметить, что всё в этом пространстве устроено с любовью к посетителям: и навигация, и длинные деревянные лестницы-переходы из одного сектора в другой (где на каждом уровне есть скамеечка, чтобы отдохнуть), и чайные, и столики под деревьями, где можно присесть и устроить маленький пикник. В общем, рекомендуем к посещению!


Но пора было возвращаться в клуб, ведь программа в субботу начиналась раньше: в 16:50! Вот так, и ни минутой позже, на сцену вышли Dark Matter – ещё один архангельский инструментальный коллектив, скрещивающий «тяжёлые» гитары, синтезаторы и диско-ритм. Такой техно-рок или даже танц-метал. Причём синтезаторы в этом случае присутствовали на сцене (что не отменяло «подкладов») — отвечал за них, время от времени переключаясь на гитару, Тимофей Суховский. Выглядело довольно эффектно. Двое других участников — второй гитарист Михаил Копытов и ударник Андрей Росликов — тоже не подкачали. Под конец ребята исполнили «ностальгическую» тему из компьютерной игры «танчики», популярной в 80-е. Только там она звучала в стиле 8-битного техно, а здесь превратилась в героический гитарный инструментал. Кто узнал, тот молодец!


И вновь продолжение архангельской сцены: depressive metalcore / post-metal проект «Остыл». В общем, тематика уже знакомая — холод, тлен, боль и прочий «отчаянный разнос», только всё это в истерично-«альтернативном» ключе. Гулкий бас, молотящие ударные, тягучий саунд гитар и харш-вокал, иногда переходящий на «вопяще-ноющий». Действительно, очень депрессивно, до мурашек. Вокалист Алексей смело лазил по стоящим перед сценой динамикам, складывался пополам и бился в конвульсиях. От души, искренне, но, пожалуй, немного overdose. Не хватает ещё опыта в постижении такого рода музыки.


Here Comes The Philistines — московский дуэт басиста и вокалиста Павла Патрикеева и барабанщика Романа Кныша. Состав минимальный, но ребятам для самовыражения его вполне хватает. В пресс-релизе коллектив охарактеризовал свой стиль как русский экспериментальный панк, а со сцены музыканты сообщили, что играют «каверы на китайскую народную музыку». Чему верить? Риффы на основе пентатоники вроде бы подтверждали «китайскую» версию, но в целом музыка напомнила скорее о «примитивности» американского рок-авангарда 80-х: Sonic Youth и иже с ними. Ещё один ориентир — наши «Странные игры» с их дадаизмом.


Постепенно группа раскочегарилась, бас играл заодно и за гитару, ударные не злоупотребляли сбивками, а вопли и песнопения на птичьем языке довершали дело (но хотелось бы всё же узнать, о чём композиция под названием «Гезамкунстверк»возможно, ответ был зашифрован в сопровождающих выступление «кислотных» видео). Одеты парни были в красный и чёрный спортивные костюмы, а кепки довершали общий ботаническо-«пацанский» вид. Любопытно, что утром мы уже видели их на завтраке в кафе гостиницы и подумали, что это, наверное, молодые учёные, приехавшие на конференцию. В конце какая-то девушка из толпы кинула басисту меховую шапку, так что головных уборов у «филистимлян» стало три, и теперь они не замерзнут в северные морозы.



…«Каких вы знаете поэтов?» — вопрошал публику вокалист группы «Лайф», и получал разнообразные ответы: «Ломоносов! Маяковский! Летов! Агния Барто! Есенин!» Фронтмен группы Саша Лайф вообще очень много общался с публикой, всячески ее подбадривал и ожидал того же в ответ. Он признался, что группа подготовила для фестиваля специальную программу на стихи русских поэтов, и Есенин там тоже будет. Начали, тем не менее, с песни собственного сочинения — заводного рок-н-ролла под названием «Забери свои деньги, друг». Затем Александр (между прочим, артист театра) с выражением прочитал стихотворение «Гамлет» Бориса Пастернака («Гул затих. Я вышел на подмостки…»). Очевидно, он хотел, чтобы публика точнее и глубже почувствовала содержание песни, которую он написал на этот текст. В меру лирично, романтично, русскорочно. Честно говоря, надо обладать большой смелостью, чтобы писать песни на стихи Пастернака, Лермонтова, Есенина (на некоторые из них уже написаны романсы великими композиторами), но фронтмену группы было её не занимать. «Парус» Лермонтова прозвучал вполне в духе какого-нибудь бодрого хита «Нашего радио». А завершавшая сет песня на стихи Есенина «Заметался пожар голубой…» уж очень напомнила «Сплин».  Что ж, зато романтично-вдохновенно! Парни в зале от вдохновения даже стали делать отжимания от пола (!), за что были отмечены призом от Влада Белобокова.



Влад вообще активно занимал внимание публики — проводил конкурсы, разыгрывал призы, читал оды своей любимой «водице Кнежице» (один из спонсоров фестиваля): в общем, пятиминутные перерывы между песнями не чувствовались, а быстрой пересменке способствовало наличие двух ударных установок. Вот и следующую группу ведущий представил не без прибаутки: мол, на фестивале есть двое «белых»: он, Белобоков и собственно «Беломор-буги», а теперь к нему прибавляется третье — группа «Белый шум» из Вологды.


И опять русский рок, «волна», минимализм. Правда, не в составе — в «Белом шуме» целых семь человек, включая вокалиста/гитариста, поющую клавишницу, басиста, ударника и еще двух гитаристов. На самом деле, было не очень понятно, что делают последние двое, скрывшись в тени на краю сцены и играя примерно одно и то же. Но аранжировки в целом показались интересными, особенно клавишные, в которых иногда слышалась даже доля неопроговости (думаю, это не специально). Кстати, это была вторая и последняя за фест команда с клавишами, что тоже стоит отметить. В целом же довольно хмурая музыка напоминала скорее «Агату Кристи», «Кино» и «Сплин». Тем более что фронтмен и автор песен Алексей Петряев тоже не чуждается и социальных проблем, и, как сказано в пресс-релизе, «размышлений о смысле жизни и сути бытия». Вот эти рассуждения иногда казались слишком назидательными: «Без религии жить можно, без веры — нельзя», «Не сотвори себе кумира» и т.д. Возможно, слишком пафосно? Но кому-то такая манера кажется близкой, а декларируемые истины — руководством по жизни. В общем-то, рок-музыканты выражают свои мысли как могут, в этом их сила, не всем же быть Есениными. Главное, чтобы было о чём сказать.


И вновь дуэт — формат, похоже, востребованный! Crimson Brooks из Питера исполняют англоязычный блюз-рок/стоунер с явными отсылками к 70-м, но вместе с тем и не без влияний инди-рока. Гитары, барабанов и голоса для этого вполне достаточно. Состав дуэта — барабанщица и вокалистка Мария Миронова и гитарист Григорий Амелин, «The White Stripes наоборот», как было метко подмечено не мной. Можно ещё сравнить их с Blues Pills, исполняющих хард-/психоделический рок в духе 70-х. Автор песен Мария даже чем-то похожа на солистку этой группы Элин Ларссон, правда, из-за ударной установки её (Марию) почти не видно. Песни «качающие», небыстрые, на блюзово-риффовой основе, весьма стильные. Иногда более мрачные, с уходом в «тяжесть» («Песня про всадников Апокалипсиса», как было объявлено), иногда повеселее и даже со вполне танцевальным битом. Голос часто «скользит» вместе с гитарой по блюзовым тонам и риффам. Манеру гитариста даже можно сравнить с пейджевской. Такую «неформатную музыку» тоже с большим энтузиазмом принимали на «Беломор-буги», и кажется, что молодые музыканты были этим очень растроганы. Тем более, что некоторые из прозвучавших песен — совсем новые, и архангелогородцы услышали их первыми.


Предпоследним выступал «Трупомор» — суперсборная из музыкантов тяжёлых групп Архангельска («Пивной лев», «Сухой закон» и другие), собравшаяся относительно недавно, но уже получившая локальную известность благодаря синглам и выступлениям на фестивалях. В сценическом воплощении это производило столь ошеломляющее впечатление, что надо было либо прятаться, либо стоять до конца. Народ выбрал второе, ибо его у сцены собралось гораздо больше. Что сказать: альтерно-метал в лучшем виде, трэш, угар, мощь! Огромных размеров «рычащий» вокалист скакал по сабвуферам, прыгал вприсядку, а под конец взромоздился на барабанный подиум. Казалось, рычать ему просто нравится! Разобраться в деталях текстов было сложно, но иногда прорывались кое-какие фразы, и надо сказать, что темы были весьма актуальными (например, песня «Репост»). И вновь народ требовал продолжения, но на фестивале всё чётко, никаких бисов. Тем более, что приближалось время выступления хэдлайнеров — группы «Бригадный подряд».


«Бригада» и её подряды

Участников группы можно было увидеть в зале ещё до начала их сета — например, солиста «Бригадного подряда» Анатолия Скляренко благодаря зелёному ирокезу трудно было не заметить. Казалось, он с интересом ознакомился с творчеством коллег из «Трупомора». На выступление же самого «Подряда» собралось максимум народу — практически полный зал! Ещё бы, одна из самых долгоживущих отечественных панк-групп вообще (создана в 1985 году) и, наверное, самая известная панк-команда из Петербурга. Несмотря ни на какие перемены в составе (а история группы была сложной), взлёты и падения, команда остаётся верной себе и своему делу. А это заслуживает уважения. Можно поздравить фестиваль с привлечением такого крупного хэдлайнера, хотя в Архангельске «Бригадный подряд» уже неоднократно выступал и группу здесь хорошо знают.


После лирического интро на сцену вышли четверо серьёзных мужчин. Не все из них были с ирокезами, но все в соответствующих прикидах — на гитаристе, например, была жёлтая майка с надписью латиницей, которую мы сначала прочитали как Sabaton, но потом оказалось, что это Samogon. Сегодня в составе группы, помимо Анатолия Скляренко, старейший на данный момент участник — гитарист Александр Лукьянов, барабанщик Максим Колдаев и бас-гитарист Денис Литвинов. Начали с «установочной» песни о том, что «панк-рок — и в Африке панк-рок» («Уроки панк-рока»). Конечно, панк-рок со времён своего возникновения в Британии в конце 1970-х пережил немало изменений, стал чуть менее ершистым, более мелодичным и даже (о ужас!) профессионально сыгранным. Но, между прочим, даже Sex Pistols умели играть! Что уж говорить о современных панках, которые и песни пишут запоминающиеся и духоподъемные, и сами боевого задора не теряют.


Весёлая песня о пиратах (тысяча чертей!), едко-ироничная — о мечтах (они сбываются, но по-разному, особенно если ты рокер), «тёплая, весенняя» — о скамейке (на которой можно попить пива, но при этом нет «никакой надежды, что нам будет проще»): припевы вместе с группой пел весь зал. (Вообще, формула «речитативный запев — мелодичный припев» оказалась весьма действенной.) У «Подряда» большая группа поддержки (приехали фан-клубы из Рязани и Питера, подтянулись и местные), которая не только активно радовалась выступлению своих кумиров, но и устраивала флешмобы. Например, на песне «Полярник» в партер вышел… настоящий белый медведь, вернее, человек в костюме белого медведя, который танцевал со всеми желающими. (Вновь северная тема, но тут скорее трактованная в личном плане). Дальше логически последовала истинно панковская «Веселиться-танцевать», под которую зал отплясывал нечто вроде пого. Более серьёзная «Питер рок-н-ролл» отдала дань петербургской рок-традиции. После бескомпромиссной «Жизни» — еще одна объединяющая песня о дружбе («Друг»), под которую музыканты предложили стоящим в зале людям обнять своих соседей, что и было сделано.


А под конец были исполнены самая «народная» песня про гитары (мамы, купите сыновьям музыкальные инструменты!), задорная новенькая песня про бабло (которое, как известно, побеждает зло) и, в самом финале — отвязная вещь про Ивана с неприличной фамилией, гордо несущего ее по жизни. Жаль, что слова были слышны не совсем разборчиво, потому что о всех приключениях персонажа мы узнали прочитав текст, уже постфактум (кстати, в последнем слове содержится часть этой самой фамилии). Короче, хватит умничать, панки, хой! Музыкантов долго не хотели отпускать, просили продолжения, спасало лишь то, что назавтра в «Колесе» был назначен ещё один концерт «Бригадного подряда» — акустический.


Фестиваль закончился, организаторы высказали благодарность всем участникам, прозвучали слова Александра Мезенцева о том, что «Беломор-буги»-32 быть! Что ж, это, пожалуй, самое главное. Но был еще не финал дня — ведь нас ждал джем в клубе «Колесо»…



Но прежде нас ждал вкусный ужин (спасибо, Юлия!). Между тем джемовую часть взяла в свои крепкие руки известная ведущая архангельских рок-вечеринок Ксения «Ксюхер» Кашина, энергичная девушка с волосами-спиралями, перед напором которой, казалось, ничто не способно устоять. И всё же долго никто не решался (то ли устали музыканты, то ли не все были с инструментами), пока наконец на сцену не вышли местные басист и барабанщик, а также один из гитаристов «Белого шума». В общем, то, что звучало, было очень и очень экспериментально (Ксения тоже присоединялась в качестве вокалистки), но ведь никто и не обязывал гонять блюзовый квадрат. Помню, пели сильно альтернативные версии русских поп-хитов… Потом на сцене оказалась барабанщица Мария из Crimson Brooks, а затем и гитарист этой группы Григорий, и они очень мило сыграли несколько своих песен. В общем, так закончился вечер этого трудного дня. Народ ещё «шумел», а мы поехали в гостиницу…


День 3 (6 октября). Панк-акустика

Вечерний концерт «Бригадного подряда» должен был начаться в 18:00, так что было полно времени, чтобы отдохнуть и прогуляться. Мы прошлись по пешеходному проспекту Чумбарова-Лучинского (в просторечии Чумбаровки), знаменитому своими деревянными домами XIX — начала ХХ веков. Часть из них стоит на своих исторических местах, некоторые же перевезены из других локаций Архангельска, почти все в отменном состоянии. Там же много памятников (С. Писахову, Б. Шергину, К. Пруткову, русской женщине — всех не перечислишь), уникальный экспонат — работающий телефон-автомат (жаль, двушки нет и позвонить некуда), сувенирные лавочки, кафе, музей казули (архангельского пряника) — в общем, такая «заповедная улица».

Ну, а мы зашли в два музея, расположенных неподалёку. Один из них посвящён знаменитому архангельскому писателю-сказочнику и художнику Степану Писахову. В музее много его необыкновенно поэтичных пейзажей с видами Русского Севера, Белого моря полярной ночью, а также картин из путешествий по южным странам. Второй музей связан с именем не менее известного уроженца северных краёв Александра Борисова, прославившегося своими картинами, написанными в арктических экспедициях — суровый Ледовитый океан, тысячи оттенков льда и снега, быт самоедов… Одну из самых потрясающих картин он нарисовал после того, как сам чуть не замёрз в экспедиции —  полотно большого формата называется «Страна смерти» и экспонируется на отдельной стене. Жуть и восторг! Будете в Архангельске — зайдите обязательно в оба музея, чтобы прочувствовать разные грани в художественном отражении северной тематики.

 


А общем, окультурились мы знатно, в самый раз для того, чтобы принять ещё одну большую дозу панк-рока. Впрочем, концерт был акустическим, поэтому всё прошло в такой лайт-версии. Музыканты удобно разместились на сцене клуба «Колесо», и сразу задали тон «доброй» песней «Скамейка». Перечислять все песни не будем, ведь их было (мы подсчитали) 28 штук! И, похоже, сет-лист регулировался настроением музыкантов и темами для общения с публикой. Концерт совмещал два формата — собственно исполнение песен и вопросы-ответы на записки из зала. Вопросы были разными — от «сколько вы зарабатываете за месяц?» (нашли, о чём панков спрашивать) до «расскажите о вашей первой любви» (тут были трогательные подробности, но мы их опустим). Музыканты поделились жизненными историями и вспомнили былое, например, о трудностях выживания в лихие 90-е и о работе Александра Лукьянова учителем в школе.


Музыканты неожиданно решили вспомнить любимые песни других исполнителей: Александр спел композицию вологодской группы «Радиопомехи» в стиле ПТУ-рок, а Анатолий блатную песню про Марусю (и сам удивился: откуда он это помнит?). Конечно же, «посиделки» сопровождались употреблением разных напитков, как публикой, так музыкантами и на сцене. И потому на вопрос из зала «Почему у вас техник такой злой?» раздался вопль техника: «Потому что все бухают, а я нет!!!». Разумеется, ситуация была немедленно исправлена. Надо сказать, что возлияния на качестве исполнения никак не сказывались. Под конец прозвучал сакраментальный вопрос, вернее, предложение: «Сообщите ваши размеры, я свяжу тёплые трусы!» На что последовал ответ: «Тёплые трусы нам пригодятся в длинном зимнем туре», так что, думаю, запрос был удовлетворён. Конечно же, фан-клуб активно участвовал в действии: на «Полярнике» вновь вышел белый медведь, а под песню «Рив Гош» в зал полетели красные надувные шарики. Под конец прозвучали ностальгическая «Веточка кленовая», оптимистичная «Катимся вниз» и хором спетые «Гитары». Душевно посидели!

 

День 4 (7 октября). Северодвинск

В понедельник утром у нас оставалось ещё полдня до вылета из Архангельска (билеты на поезд мы поменяли на самолётные), и мы отправились посмотреть на настоящее Белое море. Доехали на автобусе до острова Ягры (Северодвинск), от площади ДК «Звёздочка» шли по аллее и вышли на набережную, к тому самому месту, где в 1553 году причалил английский мореплаватель Ричард Ченслор, наладивший контакты России с Северной Европой. Долго шли по береговой полосе, любуясь суровыми волнами и бесконечно меняющимся небом. Дошли и до огромной деревянной расписной рыбы, установленной при непосредственном участии организаторов ещё одного фестиваля — «Тайбола» — на радость жителям и гостям города.


Покачались на больших деревянных качелях с видом на море… Надо сказать, что день был очень ветреный, и промёрзли мы знатно. Познали, так сказать, на себе характер Севера! Позже, взлетая на самолёте, очень надеялись увидеть северное сияние, которое в тот день, говорят, всё же было. Но увы… Вернувшись домой, вместе с тоннами фотографий, блокнотом записей и пакетом сувениров привезли и частицу тепла Севера. Которое теперь, несмотря ни на что, всегда будет с нами.

И — ещё раз о главном. Фестиваль будет продолжаться. Он формирует музыкальную картину региона, поддерживает независимых музыкантов, даёт публике возможность познакомиться с широким рядом коллективов со всей России (и, будем надеяться, когда-нибудь снова — и мира). И то, что делает команда организаторов «Беломор-буги», заслуживает низкого поклона и самого большого уважения. Конечно, нужно больше поддержки со стороны администрации города и частных спонсоров, в том числе финансовой, грантовой. Надеемся, что к «Беломор-буги»-32 так и будет!

Елена САВИЦКАЯ
Фото — Владимир Импалер

Все фото — https://vk.com/album2483887_303815501

Благодарим Александра Мезенцева, Алису Корельскую, Владислава Белобокова, Юлию Мерлугову и повара Алексея Самойлова (клуб «Колесо») и всех-всех-всех, кто делает фестиваль «Беломор-буги», за приглашение и гостеприимство.

Первая часть репортажа: http://inrock.ru/live_reports/belomor-boogie-2024-pt1

Елена Савицкая

Елена Савицкая