Владимир Дрибущак, Александр Галин «Дом, который построил Slade»
Первое издание на русском языке о Slade – самой, как считают многие, весёлой и драйвовой глэм-рок-группе в истории. В отечественной рок-ойкумене существует странное, на грани оксюморона, понятие – «русская народная рок-группа». В эту когорту попадают и глэмовые британцы, которые вызывают с начала 70-х приступы удивительной любви. В их образах соединяются так нужные нам веселье и безумие, скоморошество и мастерство.
Сам факт появления этой книги – уже праздник. Том содержит разбор биографии и дискографию, раскрывает неповторимую эмоциональность и настоящую рок-н-ролльность, анализирует театральность и оригинальность, отмечает радостное непротиворечие рыночному успеху и позитивному хайпу. Хотелось бы, чтобы про это знал каждый.
Ещё одна опорная точка для понимания – слово «безобидный». В ней сойдутся многие близкие жанру модели поведения – от хиппи до митьков. Но и сценическая игра в шутливую, сказочную, кукольную агрессию тоже идеально описывает происходящее. Не забудем и главное: дуэт Нодди Холдера и Джима Ли был чрезвычайно талантлив и реализовал себя, но именно в эстетике полупародийной, полуигровой, напористой и хриплой рок-музыки. А прочие направления успешно послужили фундаментом и дополнительными красками.
Книга обстоятельно, с множеством деталей, рассказывает о судьбе группы, но из неё мы никогда не узнаем, как парни, решившие стать обычными поп-звёздами, оказались в числе символов эпохи рок-н-ролла. Возможно, причину можно найти в первом появлении Нодди Холдера на страницах книги – о нём говорится, что он был какой-то «озорной». А что! Группа стала великой из озорства – ну да, в этом дух рок-н-ролла чувствуется очень сильно – так же, как он чувствуется и в песнях Slade! И в клоунском порой внешнем облике, и том, как они уродовали под «народный выговор» названия песен, создав целое ответвление в рок-культуре – недавно подобным безобидным «безобразием», например, занималась московская команда «Ривущие струны».
Книга рассказывает и о том, как идут дела у Slade сейчас, о том, что остатки группы, как бывает после любых развалов, раскололись дальше пополам, и в каждой «четвертинке» зарабатывают на старой славе уже порознь гитарист Дэйв Хилл и барабанщик Дон Пауэлл. Но это, конечно, уже кавер-группы, пусть и украшенные присутствием оригинальных участников. Отношение к ним может быть такое – пусть люди несут славу Slade дальше, от неё не убудет, но Slade с нами, увы, больше нет.
Александр В. Волков
Рецензия опубликована в InRock #93
Чехов, 2020, RockExPress. 352 стр.
Рецензия опубликована в InRock #93