Vespero “Songo” (2021)
Астраханцы Vespero не перестают нас удивлять. Казалось бы, чуть больше года назад вышел закрученный концептуальный «Four Zoas», посвящённый «мирам» Уильяма Блейка, и вот уже новый альбом, одиннадцатый по счёту — «Songo». И он совсем иной, нежели предыдущий — лёгкий, текучий, завораживающий потусторонней красотой и психоделичностью. В нём нет борьбы стихий и единства противоположностей, нет спиралью закручивающихся временных потоков и резких стилевых сдвигов. Музыка как бы изливается с высот, плавно и естественно. Недаром «Songo» в переводе с эсперанто означает «сновидение» — об этом нам сообщают сами музыканты в кратком пресс-релизе. Наверное, поэтому каждая из девяти композиций — как сон, красочный и увлекательный, приятный или тревожный, в который погружаешься, чтобы забыть обо всём земном и повседневном. Но сонго также — жанр кубинской популярной музыки, может быть, поэтому в альбоме, как, впрочем, часто у Vespero, можно услышать элементы, отсылающие к разным культурам. Не столько именно кубинской, сколько к своеобразному звуковому эсперанто, смешивающему эти элементы (азиатские, индийские, французские, русские, что подтверждают и разноязыкие названия композиций) в единое целое. Эта двойственность, зыбкость прослеживается уже с первой композиции — атмосферной и хрупкой «Ne enlitigu ce la maro» (в переводе с эсперанто «Не ложись спать у моря»), в которой музыка, как дуновение морского ветра, уносит на иные берега. Альбом также можно назвать весьма мелодичным и даже песенным, причём последнее — в буквальном смысле. Впервые за десять лет группа пригласила вокалистку — Соню Власову («Лакоча», «Лукерья и Дети»). Настоящей жемчужиной альбома стала композиция с чудесным названием «Lebedivo», которому высокие, бесплотные вокализы Сони и мелодично-печальные проигрыши синтезатора придали очень русский характер. Что-то в нём есть от «Вокализа» Рахманинова. С другой стороны, в нём слышится и нечто от музыки барокко, может быть, благодаря строгим аккордовым последовательностям, которыми сопровождается пение. Можно тут расслышать и аккордеон, на котором играет Виталий Бородин (основной его инструмент — скрипка, страстное соло которой завершает композицию). Ещё один «русский» трек — «Myth of Uqbar» с гуслями второго гостя Алексея Есина (Mystic Morrison Visions). Гусли вообще очень космический инструмент, его многострунность как бы пронизывает все миры, все пространства от небес до самого низа, и в музыке «Мифа об Укбаре» (в одной из книг Борхеса Укбар — загадочная воображаемая страна) это чувствуется. Изящная летящая «Le Papillon ou moi» завораживает сменами темпа и запоминающимися фразами инструментальных «припевов», «Cloudarias» благодаря звенящим струнным щипковым (и, опять же, витиеватым фиоритурам Сони Власовой) напоминает о Востоке. Начало «Sonos no meu pelo» – это просто какая-то музыка сфер: подвешенные ноты-точки струнных, мелодия свирели, «звуковые потоки» электроники. И далее — почти игрушечная музыка, светлая и прекрасная, переходящая, впрочем, в более страстные арабско-индийские импровизации с сазом и скрипичными подголосками. «Samaväya» – довольно тяжёлый по звучанию, но в то же время захватывающий и мелодичный психоделический вальс с густыми синтезаторно-скрипичными соло и вокализами (на сей раз они принадлежат бас-гитаристу Аркадию Федотову). Два заключительных трека — мрачновато-оцепенелая «Song of Opeque» и «Stymphalian Birds», который можно назвать «типично весперовским» — переплетающиеся и пульсирующие гитарные линии, глубокий бас, контрапунктирующие ударные, улетающие звуки скрипки, атмосферная электроника и финальные вокализы. Последний сон, самый беспокойный, предрассветный… Что ожидает нас с наступлением утра? Узнаем, когда проснёмся — а так не хочется! Остаётся добавить, что CD прекрасно оформлен — каждая композиция проиллюстрирована рисунком Марата Джамалетдинова. Графика соответствует музыке — получается полная гармония.
Елена САВИЦКАЯ
psychedelic / space rock / progressive 9/10
Tonzonen Records