Вера Сажина «Лягушки» (2014)
Май 19, 2015
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Вера Сажина «Лягушки» (2014)

avant folk/psycheledic 7/10
Monotone

То, что Сажина – колдунья, вопрос, полагаю, решенный. Выяснять – добрая или не совсем – нет ни малейшего смысла. «Лягушки» – в стороне от прямых эмоций, школьной морали, бытовых сравнений, борьбы за места под солнцем и суеты журнальных рейтингов. Сажина не демонстрирует какого-то непредставимого искусства, небывалых техник и нездешних технологий. Ее сила – в умении соединить эти элементы в своей личности.
Вряд ли возможна более затягивающая монотонность и самоуглубленность, вывернутая наружу в формате панк-фолк-рока. Монологи, речитативы, свободное словоизвержение – совсем не хочется, чтобы появилась «обычная» песня. Сажина заполняет эстетическую панораму, в ней есть всё, хотя и трудно выразить – что же именно «всё». Родственными кажутся электронные экспериментаторы, фри-джазовые музыканты, успешно сплетающие свои фантазии с лучшим фолк-артистами – с близким итоговым эффектом.
Тексты приведены в буклете, но вряд ли кто-то сможет Вере подпеть. Песни – фрески, картины и даже внезапный эротизм девушек-лебедочек – создают вечный, но всегда новый фолк. Страшная сказка-жизнь, сон по мотивам Андерсена, мистических произведений Стругацких, заползает, углубляется в подсознание и несознание. Сажина с ровной интонацией сказителя замирает на грани вспышки эмоций, но эту грань не переступает. Из полухаоса, полузаговора, полускороговорки получается картина с внутренней гармонией, но не успокаивающей и не усыпляющей, а с гармонией движения и тревоги.
«Лягушки» создавались с легендарными музыкантами, психоделическая открытость которых имеет много подтверждений – с гитаристом Алексеем Бортничуком и клавишником Павлом Хотиным (оба – экс-участники группы «Звуки Му»). Эти люди знакомы с тем, что такое «русская народная галлюцинация», не понаслышке. Сажина продолжает эту вековую традицию. В записи также приняли участие авангардный музыкант Алексей Тегин, звук делал работавший с «Гражданской обороной» Павел Перетолчин, а движущей силой всего процесса выступает, как обычно, андеграундный продюсер и музыкант Вова Терех. Этот круг людей описывает и качества, и эстетику, и психологию, необходимую для понимания происходящего в этом уникальном проекте.
«Лягушки» – заметный пример отечественной психоделии. Альбом, в соответствии с талантами участников записи, имеет отношение и к шаманскому року, и к электронному авангарду, и к глубоко национальной традиции, которую хочется возводить равно к скоморохам, к апокрифическим деревенским бабушкам и к опытам современных академических музыкантов.

Александр В. Волков

Александр В. Волков