Цемент «Антология» (4CD + DVD бокс-сет, 1985-2005/2013)
russian rock 8/10
«Геометрия»
Бокс-сет легендарной группы из Риги, вышедший недавно на «Геометрии», заставил меня задуматься о довольно неожиданных проблемах. Но сначала информация.
Итак, записи «Цемента» перестали быть «таинственной нотой». Еще раньше феерический концерт прибалтов на Подольском фестивале 1987 года был выпущен в составе многодискового комплекта записей с «подмосковного Вудстока». Так что информационная завеса, существовавшая в советское время и сгустившаяся в постсоветский период, приподнята.
На ранних альбомах «Цемента» царит смесь, принесшая группе популярность в СССР – это песни ее лидера Андрея Яхимовича плюс работы в изобретённом группой стиле «неоконформизм», то есть «популярные советские песни, препарированные в агрессивном кантри-блюзовом ключе» (с). Первый альбом «С песней пожизненно» (1985) демонстрирует это сочетание и именно это понимание жанра. Версия «рабочего» хита «Лесорубы» с текстом Михаила Танича наверняка воспринималась тогда как нечто недоброе, сейчас же звучит просто как хороший рок. Рядом в трек-листе — «У нас молодых», получившая достойное название «Нет конца», и мрачноватый вариант «На зарядку становись», оригинал которой по утрам слушала вся страна. Эти песни были «мемами» в ту, далекую эпоху, поэтому в блюзовом оформлении звучали зло и резко. Сейчас это ощущение, естественно, размылось. Оригинальный материал группы – несколько разреженный блюз-рок. Многое исполнено харизматичной вокалисткой Леонорой Гнедлер – ее, судя по текстам и драйву, серьезно волновали тогдашние бытовые и социальные проблемы.
Альбом «Тундра» (1987) – стилистически единая работа, она политизированнее и мощнее дебюта. В настроении появилось что-то от уравновешенной злости и безысходности «Зоопарка». Эмоциональные пики – кавера «Комарово» и «Надежда» удивляют тем, как позитивно и нервно могут звучать советские хиты, которые, казалось, нельзя воспринимать иначе, как через призму залакированной действительности. При этом на «Тундре» заметнее зазвучал вокал Яхимовича — пусть не всегда идеально, но уверенно и драйвово.
Следующие записи выходили уже в 90-х. Поздние альбомы – другие. Смена эпох, разворот настроения к негативу весьма заметен. Царит «городской романс», что, надо полагать, воспринималось в постсоветской Риге (а иногда и в Москве) как серьезный андеграунд и контркультура.
Альбом «Миграция» (1994) удивляет даже не разговорными интонациями, рок-шансоном или показным русофильством, но туманной, неявной и неагрессивной иронией. Общий настрой — созерцательный, что в каверах на песни Аркадия Северного оказывается неожиданным. Но внезапный проигрыш из «Кукарачи» несколько расслабляет обстановку. Звучит альбом прохладно, но с качествами, реальным исполнителям шансона незнакомыми — точно и умно.
CD «Кругом вода» (1996), с трек-листом, частично повторяющим предыдущий релиз — попытка облегчить звук и, наверное, душу. Кавер – тут это «Как провожают пароходы» — не дает ожидаемого ощущения рихтованной, смягченной прибалтийской сатиричности, зато припев дарит название альбому. Центральной композицией показался блюз «Пиковая дама». Шансон же в варианте «Цемента» звучит тут «по-американски» – эдаким кантри, уверенно сыгранным, без слезы и безалаберности отечественных исполнителей. Смесь шансона и блюза кажется перспективной, но в том, давнем варианте «Цемента» несколько легковесной.
Пятый диск комплекта — DVD с поэтичным названием «По чесноку». На нем сочетание эпох реализовано уже под одной обложкой. Есть концерт в честь 20-летия «Цемента» в Риге (клуб «Spalvas Pa Gaisu», 2005) — сыгранная в неосвинге коллекция вещей разного времени, есть программа «Чёртово колесо» 1989 года с клипом «Тундра», есть видео «Серенада» и концертное шоу «120 рублей» прошлого года, снятое, конечно, в Риге. Эпицентр последнего фрагмента – блюз «Я знаю точно».
На видео удается реализовать сверхзадачу — передать уникальную атмосферу рижского рок-клуба. На концерте же тяга к эстрадной «криминальности» не портит общее ощущение, ведь играют отличные музыканты. Это подкупало в 80-е и работает сейчас. В бонусах несколько режет глаз интервью злое Яхимовича и его «спор» – тоже в формате нарезанных интервью — с Раймондом Паулсом. Всё же как рок-звезда у нас подавал себя, наверное, только Майк Науменко, хотя ему поспорить (даже заочно) с членами Союза композиторов никто не предлагал. Остальных очень напрягала и дергала действительность. На сцене же «Цемент» шикарен – в этом все могли убедиться на московской презентации комплектов «Подольск-87». Но, при достойном качестве картинки, отметим неудачное меню DVD.
Перед нами фактически полное собрание сочинений легендарной русскоязычной группы из Латвии, что предполагает и проблемы – например, межнациональные вопросы. Но записи мощны и музыка качественна. Нет ни малейшего «русопятства» или халтуры. Это русская музыка, сделанная по латвийским правилам.
Резюме: Яхимович и его песни – ценность из постоянных и надолго. И для русской, и для латвийской (не латышской, конечно) культуры.