Чистая любовь «ПСС 1985-2013» (3 CD+DVD, 2014)
«Не знала, что у «Чистой любви» такое богатое творческое наследие!» – пробормотала я, получая на рецензию увесистый красный бокс-сет с четырьмя дисками и нашлепкой «искусствоведческая экспертиза». Да, довольно сложно быть в ситуации, когда в качестве «аттестуемых» оказываются твои коллеги – журналисты и музыкальные критики! И не какие-нибудь начинающие, а маститые, авторитетные – такие, как Сергей Геннадьевич Гурьев, член редколлегии культового журнала «Урлайт» и один из издателей не менее легендарной «Контркультуры», автор книги про «Звуки Му», организатор фестивалей, продюсер молодых дарований (как правило, женского пола)… И, кроме того, один из отцов-основателей группы «Чистая любовь», тоже очень культовой (т.е. широко известной в узких кругах) и легендарной (т.е. основанной еще в 80-е годы) – вокалист, поэт, исполнитель на казу, чтец. Второй (а по творческому вкладу, скорее, первый) отец-основатель – Максим Волков, сокурсник Гурьева по факультету искусствоведения МГУ, автор музыки, текстов, гитарист. Художественную направленность «Чистой любви» можно определить как «интеллектуальный панк». С одной стороны, эстетские тексты, в которых отсылки к широкому кругу поэтических явлений от Пушкина и Блока до советской детской поэзии и японских хокку перебиваются эпатажно-эротическими образами, а стеб над «официозом» маскирует трагический разлад в душе обычного «инженера на сотню рублей» (студента, интеллигента). С другой – грязный звук, брутальный мужской вокал, «отвязная» энергетика, нарочитая лапидарность музыкально-выразительных средств, доморощенного качества запись (впрочем, не везде). Первый диск, на который влезли два ранних альбома – «От сердца к сердцу» (1986) и «Московские чувства» (1988) – своеобразный документ эпохи: драм-машина, клавишный инструмент ФАЭМИ, истошные гитарные запилы, вопящие Волков и «Геннадьич», и кое-где – Сергей Селюнин на бас-гитаре (!). Именно тогда родились подлинные хиты, которые будут сопровождать «Чистую любовь» по жизни: «Аглая», «Узники морали», «Партитура любви», «Осень наступила», и, конечно, «Зайцы» – медленно-тяжелый гимн злым и дерзким «обитателям березняка» (тут опять же можно рассмотреть архетип зайца в русско-советской поэзии и понять, что Гурьев с Волковым поставили его с ног на голову) – главный шлягер «ЧЛ», который группа перезаписывала буквально каждый год. Дальше история коллектива сделала крутой вираж и следующий альбом, «Сухостой», увидел свет только в 1999 году. В него вошли многие из названных выше хитов (перезаписанных в хорошем качестве) и новые песни. Особого внимания заслуживают привязчивая «Девочка из Питера» и «Приехали мы в Монтрё», представляющая собой буквальный эквиритмический перевод текста известной песни «Дипапл» с хорошо русифицированной же музыкой (в частности, запрещенный в музмагазинах рифф исполняется Светланой Чапуриной на домре). И это реально смешно! Впрочем, это только одна из многочисленных «перепевок» в творчестве группы, начиная от «Восточного джаза» (на мелодию «Эй, ухнем») и продолжая «Песней московских студентов». Третий диск – новая эра, очередной новый состав с шоуменом-перкуссионистом Олегом Пшеничным, саксофонистом Юрием Лопухиным и бэк-вокалистками Ритой Лопухиной и Юлией Зайцевой. «Форпост Live» (2004) дает возможность оценить, какова была «Чистая любовь» вживую – пусть концерты случались не часто, но тем мощнее был шквал энергии, вываливаемый всем этим оркестром на слушателя. Наконец, четвертый диск – фильм Миши Якобсона «Чистая любовь – Муви» (2013), прослеживающий, насколько это возможно, историю группы со времен основания до наших дней, при участии музыкантов различных составов, друзей, подруг и сочувствующих. Но и это еще не всё – в тот самый увесистый бокс-сет вложен толстенный буклет, в котором творческий путь команды изложен самим Максимом Волковым – изложен с юмором, интригующими подробностями из личной жизни фигурантов и многочисленными лирическими отступлениями (жаль, оканчивается всё 1997 годом). Там же, как в приложении к многотомной диссертации, приведены тексты песен, выходные данные дисков, фотографии и прочая полезная информация. В общем, солидное академическое издание, позволяющее широкому кругу слушателей ознакомиться с творчеством группы, вложившей свой скромный вклад в историю русского рока, и увидеть искусствоведов и музыкальных критиков с неожиданной – творческой – стороны.
art punk/russian rock -/10
"Геометрия"