Trevor Bolder «Sail the Rivers» (2020)
Известно, что Махатма Ганди оставил после себя только очки, ручку с бумагой, сандалии и прялку. Экс-басист Uriah Heep Тревор Болдер оставил наброски к своему первому, и, как оказалось, последнему сольному альбому. Об этом диске говорили давно, ещё задолго до болезни и смерти в 2013 году этого талантливейшего, но совершенно недооценённого музыканта. Но мечты фэнов прикоснуться к некоей сокровищнице, куда Тревор складывал шедевры уровня «Dream On» (с альбома «Sea of Light», 1975), не сбылись – 7 из 10 треков альбома мы уже слышали в исполнении «Хип», а слушая оставшиеся три, можно понять, почему группа их не взяла в работу. Получается, скромного Тревора вовсе не зажимали более активные Фил Лэнзон с Миком Боксом – он просто сочинял не очень много. Но именно его вклад, как и особая, так сказать, мечтательная игра на басу были неким «икс-фактором», превращавшим просто хорошую хард-роковую группу в нечто большее, достойное наследовать «Хип» семидесятых.
Но что мы слышим здесь? Итак, Тревор не смог завершить запись, и к работе подключились экс-коллеги по Uriah Heep, гитарист Мик Бокс и барабанщик Ли Керслейк (увы, сейчас тоже уже покойный) и игравший с ним в Wishbone Ash начала 1980-х гитарист Лори Уайзфилд. Этим список не ограничивается – кроме Ли, на ударных здесь играют Пол Мендэм из древней NWOBHM-команды Salem UK и сын Тревора, Джеймс Болдер. А поёт, кроме самого Тревора, рок-певец по имени Дерк (sic!) Галлахер, участник кавер-группы Iron Maiden и ветеран местной (йоркширской) метал-сцены. В четырёх вещах звучит лид-вокал Дерка, в четырёх – Тревора, ещё две они делят друг с другом. Участие Галлахера вызывает двоякие эмоции – если предположить, что он пришёл, чтобы спеть то, что не успел автор, то спасибо ему, а если так планировалось изначально, то, может, всё-таки не надо было? Ведь фэнам Болдера, слушающим сольник Болдера, скорее всего хочется услышать, какой он, настоящий Тревор, какими он задумывал свои вещи и сколько своего в них вложил вокалист «Хип» Берни Шоу… (Плюс, конечно, его басовую игру – тут её много и она прекрасна). Судя по той же «Dream On» – немного, в черновике практически вся фразировка как в «хиповской» версии, хотя тембр Берни ярче, и эмоционально он в ней сильнее. Как и в давшей название диску «Sail the Rivers», которую здесь поёт Галлахер. Тут ситуация иная – у «Хип» это была, по сути, демка, выходившая бонусом на малоизвестном концертнике, но насколько пронзительно она звучит! Одна из лучших вокальных партий Берни Шоу. Дерк же превращает её в нудную балладу «об отношениях». Зато в обработке «Which Way Will the Wind Blow» с самого провального диска Uriah Heep «Different World» (1991) он на своём месте. Бокс с Уайзфилдом и Керслейком сыграли эту вещь с драйвом, оттяжкой, с духом глэма 80-х, так, что сам Gorky Park бы позавидовал! Немного удивляет трактовка «War Child» (самая поздняя из ранее опубликованных, она с диска «Wake the Sleeper», 2011) – Галлахер, Джеймс Болдер и гитарист Ник Хорн сделали из неё напыщенный и грузный хэви-метал.
И о подлинных сокровищах – трёх «новых» вещах Тревора. «Wasting My Time» – безыскусная, но милая акустическая баллада с голосом Тревора. Ещё одна балладная вещь – «I Had a Dream» с вокалом Галлахера – более проработанная, с эмоциональным, запоминающимся куплетом, возможно, от «хиповского» прочтения она бы очень выиграла. А вот «The Paris Song» – среднетемповый трек с гитарой в духе «Султанов свинга» Dire Straits (на ней играет некий Дэйв Холли), переходящий в задорный ритм-н-блюз, поёт снова Тревор, за исключением не очень уместных вставок томной женской декламации на французском (видимо, чтобы передать дух Парижа). «Help me, help me!» – поёт Болдер в припеве, и хотя вряд ли эти слова относятся к его скоротечной болезни, становится в очередной раз горько и грустно, что Тревора уже нет с нами. По крайней мере, есть этот диск. Необязательно оставлять огромное музыкальное наследство, чтобы тебя любили и помнили. Хватит и маленького – но настоящего.
Владимир Импалер
IR94
hard rock 7/10
Bolder Records/Cherry Red